Глава 2. Понятие таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и средств его применения на основе действующего законодательства
2.1. Правовая основа таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
Конституция Российской Федерации устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в Российской Федерации. В п. «ж» ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Иными словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Причем определяется как установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования.
В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.
Помимо названных статей, прямо относящихся к таможенной политике и таможенному делу, в Конституции РФ содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность: а) о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); б) о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); в) об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) и др.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ), вступивший в силу с 1 января 2004 г., содержит (в том числе) положения о порядке исчисления и уплаты таможенных пошлин, правилах определения страны происхождения товара, о порядке определения и заявления таможенной стоимости товаров, а также общие положения о Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Ответственность за совершение преступлениями в таможенной сфере, предусмотрена Уголовным кодексом 1996 г. (УК РФ). УК РФ устанавливает следующие составы таможенных преступлений: а) контрабанда (ст. 188); б) незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения. вооружения и военной техники (ст. 189); в) невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190); г) уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194).
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации 2001 г. (УПК РФ) в ст. 40, 401 (введена ФЗ РФ от 18 мая 2007 г.), 41 и 151 предусмотрены полномочия таможенных органов на проведение дознания.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. (КоАП РФ) регулирует вопросы, относящиеся к административным правонарушениям в сфере таможенного права и ответственности за их совершение. Кодекс содержит гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», в которой помещены 22 статьи (с 16.1 до 16.22) конкретных административных правонарушениях в области таможенного дела. Статья 23.8 Кодекса предусматривает, что конкретные должностные лица от имени таможенных органов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Наряду с Таможенным кодексом РФ статьи, непосредственно относящиеся к таможенно-тарифному регулированию внешнеэкономической деятельности, содержатся в Федеральных законах Российской Федерации:
а) Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» по объему и сложности существенно уступает Таможенному кодексу РФ, состоит из 7 разделов и 38 статей;
б) Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
в) Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Здесь необходимо отметить, что современное таможенно-тарифное законодательство создано в ходе процесса присоединения России к ВТО, в соответствии с нормами соглашений данной организации. В Приложении 1 приведен перечень нормативных правовых актов, принятых в целях приведения таможенно-тарифного законодательства Российской Федерации в соответствии с нормами и правилами ВТО.
Также был принят ряд Федеральных законов, определяющих другие методы регулирования внешнеэкономической деятельности на основе норм ВТО: «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ) и др. Пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности был заменен Разделом VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» Гражданского кодекса (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г., вступившего в силу с 1 января 2008 г. Принят ряд поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Таможенный кодекс.
Кроме федеральных законов РФ, в том числе кодексов, отношения в таможенной сфере регулируют и подзаконные акты, среди которых необходимо в первую очередь назвать указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ТК РФ).
Постановления Правительства Российской Федерации. Пункт 3 ст. 3 ТК РФ гласит о том, что на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Например, регулярно принимает постановления об утверждении ставок таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров, имеет право вводить новые таможенные режимы, не предусмотренные ТК РФ.
Статья 5 ТК РФ посвящена правовым актам Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС РФ). В ней указано, что в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами, ФТС РФ в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела. Но она не в праве осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование (кроме случаев, установленные федеральными законами, указами Президента РФ), а также функции по управлению федеральным имуществом и оказанию платных услуг.
Исключительно важное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным до говором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора[21]. В настоящее время Российская Федерация участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов. Совет таможенного сотрудничества[22] за время своего существования разработал и одобрил около 20 конвенций, которыми руководствуются в своей деятельности таможенные службы практически всех государств мира.
2.2. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: основные определения, функции
Внешнеэкономическая деятельность[23] – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Внешнеторговая деятельность является составной частью внешнеэкономической деятельности и, безусловно, роль внешнеторговых операций является приоритетной: именно они, внешнеторговые операции, «опосредуют» любую внешнеэкономическую деятельность, а потому их современная роль и значение остаются определяющими в комплексе ВЭД. Под внешнеторговой деятельностью понимают деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью[24].
В соответствии со ст. 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемыми путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера);
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В мировой практике используют следующие инструменты торговой политики, которые можно сгруппировать следующим образом:
1) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);
2) паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые таможенными органами;
3) порядок осуществления валютных операций (валютно-финансовое регулирование);
4) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;
5) антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использование экспортных субсидий;
Конец ознакомительного фрагмента.