Глава 1. История правового регулирования таможенно-тарифной деятельности государства
1.1. История возникновения и развития института таможенно-тарифного регулирования в России
История возникновения и развития института таможенно-тарифного регулирования, как и таможенной деятельности, в целом, тесно связана с историй возникновения и развития Российского государства. Вплоть до XV в. торговля осуществлялась в ущерб русскому купечеству. Иностранный торг получил монополию. Иностранным купцам выдавались так называемые тарханные грамоты, которые освобождали их владельцев от различных сборов и податей при осуществлении торговых операций[5].
Объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств укрепило Русское государство. Иван III, Василий III, Иван IV, а затем и Михаил Романов пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев.
В период царствования Алексея Михайловича, 25 октября 1653 г. был принят Именной указ «О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». Этот нормативный правовой акт иногда называют «Торговым уставом» и рассматривают в качестве первого русского таможенного тарифа, хотя слово «тариф»[6] в то время в русском языке еще не употреблялось[7]. Данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов была введена единая рублевая пошлина, равная 5 % с рубля цены товара (исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10 % от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины). Внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. Проезжать с товарами вглубь страны иностранцы могли лишь после получения специального разрешения – грамоты о торгах. Пошлина на их товары повышалась в четыре раза. Постепенно таможенные пошлины наряду с фискальной начинают осуществлять протекционистскую и балансировочную функции.
Зарождение понятия «таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности» связано с эпохой преобразований Петра I. В 20-х годах XVIII в, ликвидировав многие чрезвычайные сборы, упразднив архаичные принципы обложения, Петру I удалось на основе подушного обложения создать весьма рациональную систему налогового сбора, соответствовавшую основным потребностям абсолютистского государства.
Для проведения гибкой торговой и протекционистской политики необходимо было ввести таможенный тариф, Первый таможенный тариф в России был принят по указу Петра I в 1724 г. Он устанавливал высокие заградительные пошлины (до 75 % с цены) на импорт товаров, производство которых уже имелось в России (скатертное полотно, парусина, тафта, парча, шелковые ленты, железо, иглы, курительные трубки и др.). Тем самым эти отрасли защищались от конкуренции иностранных производителей и товаров. Для поощрения экспорта с товаров, отправлявшихся за рубеж, взималась пошлина всего в 3 %. Сумма внешнеторговых пошлин со всего товарооборота, рассчитанная по Тарифу 1724 г., была в 2,3 раза выше, чем сумма пошлин, рассчитанная на прежних основаниях[8].
Дальнейшее развитие института таможенно-тарифного регулирования в России связано с тремя направлениями таможенной политики государства: использование строго-охранительной тарифной системы, более умеренный протекционизм и, наконец, экономический либерализм, выбор которых зависел от учета интересов развития промышленности, внешней торговли и даже внешней политики.
Так на смену самого жесткого Тарифа 1757 г. (П. И. Шувалов повысил внешнеторговый тариф в среднем на 13 %, отменив внутренние таможенные пошлины) приходит Тариф 1782 г. – самый умеренный в истории России. Основная масса товаров, доставлявшихся из-за рубежа, облагалась пошлиной всего в 10 %, заградительных пошлин в 100 % и более в этом тарифе нет вовсе.
Несмотря на более умеренную тарифную политику, чем при Елизавете Петровне, таможенные сборы в правление Екатерины II постоянно возрастали, что было обусловлено неуклонным расширением внешнеторговых связей России, ростом товарооборота, повышением цен на импортные и экспортные товары. Но в 1793–1795 гг. происходит существенный спад (от 7,2 млн. руб. в 1792 г. до 5 млн. руб. в 1795 г), обусловленный сокращением импорта в связи с революцией во Франции и мерами против нее[9].
Период с 1822 по 1842 гг. вообще можно охарактеризовать как запретительный, тогда на таможенную политику в значительной мере оказывал влияние министр финансов Российской империи Е. Ф. Канкрин.
Грюндерская[10] лихорадка, ставшая причиной «экономического чуда» 1860–1870-х гг., с переходом от запретительной системы к либеральной (с принятием при министре финансов Княжевиче Тарифа 1857 г. был разрешен привоз (с платежом пошлины) до того времени запрещенных товаров, в том числе чугуна и железа, снята привозная пошлина с 55 экспортных статей (сырых материалов) и уменьшены ставки обложения для 380 статей) закончилась резким изменением политического курса при Александре II, вызванным приготовлениями к русско-турецкой кампании (1877–1878 гг.).
С 1 января 1877 г. исходя из потребностей казны, опустошенной в результате военных приготовлений к русско-турецкой компании и недостатка иностранных инвестиций, пошлины стали взиматься в золотой валюте. Этот способ уплаты, резко повышавший размер обложения и тем самым уменьшавший импорт, стал доставлять казначейству постоянные денежные ресурсы, в том числе и для расчетов с заграничными кредиторами, и позволил минимизировать неблагоприятные последствия колебаний курса рубля.
Таможенный тариф 1891 г. («Высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета» «Об общем Таможенном Тарифе по Европейской торговле» от 11 июня 1891 г.) стал апогеем протекционизма, обложение по многим статьям увеличено на 100 и даже 300 %. Следствием ужесточения правительственного курса стала так называемая «таможенная война» с главным торговым партнером России – Германией, в результате которой обе стороны пошли на уступки и подписали договор 1894 г., предусматривавший реформу тарифа в смысле уменьшения ставок обложения. Покровительственные начала сыграли определенную роль на раннем этапе становления русской промышленности, но дальнейшее сохранение тепличных условий вело к снижению ее конкурентоспособности.
Примером безоговорочного лидерства таможенных сборов является 1913 г., когда они составили в 16,7 % всех налоговых поступлений казны. Столь значимый уровень явился следствием как развития внешней торговли России, так и результатом целенаправленной протекционистской политики правительства. Вывозила Россия по преимуществу продукты сельского хозяйства (до 1/3 экспорта составляли зерновые культуры), а также сырье (лес, лен, нефть), отчасти изделия текстильной индустрии (хлопчатобумажные ткани). Ввозили же главным образом машины, продукты химического производства, хлопок-сырец, каменный уголь, чай и др., причем большинство импортируемых товаров облагалось высокой таможенной пошлиной.
Парадоксальным выглядит существенный рост таможенного дохода Российской империи в период Первой мировой войны. В то время как внешняя торговля России в условиях войны резко упала, экспорт из страны снизился втрое (с 1520 млн. руб. в 1913 г. до 579 млн. в 1916 г.), импорт же существенно вырос (с 1379 млн. до 2707 млн. руб.) за счет поставок союзниками предметов вооружения, оплачиваемых казной из военного фонда[11]. Считать в этих условиях таможенные сборы «доходом» государства можно лишь условно, поскольку, в отличие от мирного времени, оплачивались они не населением, а самой казной, то есть государство платило налоги самому себе.
Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Новая государственная власть отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли.
С переходом к НЭПу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость перехода к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций. После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 г. – первый советский тариф по вывозной торговле[12].
В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенно-тарифное регулирование в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Среди функций таможенных учреждений выделялись: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой. В системе Главного таможенного управления (ГТУ) уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.
В период внешнеэкономической реформы (1986–1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, Таможенный кодекс 1964 г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым министерствами и ведомствами подзаконным актам. Развитие таможенного дела вплоть до 1991 г. определялось подзаконным нормотворчеством – постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами. Логическое завершение данного этапа – принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе».
Формированию и применению таможенно-тарифного регулирования в постсоветской России предшествовал общий процесс либерализации внешнеэкономической деятельности. Так, 15 ноября 1991 года был подписан Указ Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (вступил в силу с 1 января 1992 г.), в котором, в частности, механизм регулирования импорта еще не был прописан. В 1992 г. был введен Временный импортный таможенный тариф, действовавший сравнительно короткое время. В марте 1993 г. был издан Указ Президента РФ «Об импортном таможенном тарифе Российской Федерации». И только в мае 1993 г., с принятием Закона РФ «О таможенном тарифе» (вступил в силу с 1 июля 1993 г.), были определены законодательные основы формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации[13].
Первым кодифицированным нормативным правовым актом постсоветского периода этапа развития таможенной деятельности был Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. № 5221-1, введенный в действие с 1 января 1994 г. Впоследствии была сформирована нормативно-правовая база и в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целом.
1.2. История создания и становления ВТО
После окончания Второй мировой войны международное сообщество приступило к решению вопроса о создании условий для предотвращения повторения в будущем подобных трагедий. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО), функционирующей в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных наций.
К моменту фактического начала переговоров в апреле 1947 г. число их участников возросло до 23. В итоге удалось согласовать 45 тысяч тарифных уступок, затрагивающих примерно 1/5 часть международной торговли товарами[14]. Помимо этого переговорщики согласились принять основные правила проведения торговой политики, содержавшиеся в первой части уже подготовленного к тому времени Устава МТО и фактически представлявшие собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. Тарифные уступки вступили в силу 30 июня 1948 г. после подписания «Протокола временного применения» Эту дату принято считать официальным днем рождения ГАТТ.
21 ноября 1947 г., в Гаване открылась Конференция ООН по торговле и занятости. Официально в ее работе принимали участие 56 стран. Итоговая версия Устава МТО, получившего название Гаванской хартии, была подписана подавляющим большинством участников 24 марта 1948 г. Несмотря на то, что именно правительство Соединенных Штатов выступало в качестве инициатора создания МТО, получить его одобрение в ходе трех последовательных попыток не удалось. В итоге в декабре 1950 г. администрация президента США выпустила пресс-релиз, гласивший, что она более не будет добиваться ратификации Устава МТО.
Это заявление привело к тому, что ГАТТ фактически стало единственным многосторонним инструментом регулирования внешнеторговых отношений, формально носившим временный характер. С 1948 по 1994 г. именно система ГАТТ помогала становлению более либеральных правил международной торговли. Достигалось это в ходе последовательных раундов переговоров по тарифам, нетарифным, антидемпинговым мерам, услугам, интеллектуальной собственности, текстилю, сельскому хозяйству и др.
Система международной торговли к началу 80-х гг. XX века, подстегиваемая процессом интернационализации, стала гораздо более сложной. ГАТТ не покрывало целого ряда новых важных направлений: торговли услугами, зарубежного инвестирования, торговли сельскохозяйственной продукцией, текстилем и одеждой, отсутствовала обязательная к исполнению система урегулирования торговых споров.
Последний, восьмой раунд ГАТТ (1986–1994 гг.) был наиболее значительным не только с точки зрения продолжительности и количества участников, но и в плане обсуждаемых вопросов. Среди них стоит особо выделить международную торговлю услугами, проблемы соблюдения прав интеллектуальной собственности, правила урегулирования торговых споров и обзора торговой политики стран-участниц, призванные сделать их торговые режимы более прозрачными. Кроме того, все статьи соглашения ГАТТ-47 подверглись определенной ревизии.
Уругвайский раунд завершился 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко) подписанием Заключительного акта и открытием к подписанию Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации. Первый документ был подписан министрами 111 государств, второй – 104[15].
Создание ВТО 1 января 1995 г. явилось наиболее знаменательным шагом в развитии международной торговой системы за последние полвека. Так и не воплощенная с 1948 г. идея создания Международной торговой организации (МТО) в усовершенствованном виде – стала реальностью. ВТО полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.
Цель ВТО – либерализация мировой торговли путем заключения обоюдных и взаимовыгодных соглашений, направленных на существенное сокращение тарифов и иных барьеров в торговле и на ликвидацию дискриминационных мер в международной торговле[16].
Функции ВТО – разработка и внедрение новых торговых соглашений; контроль за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами; организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО; наблюдение за торговой политикой членов ВТО; разрешение торговых споров между членами организации; оказание технического содействия развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО; осуществление сотрудничества с международными специализированными организациями.
Секретариат и Штаб-квартира ВТО расположены в Женеве, Швейцария. Членами ВТО являются 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.) Статус наблюдателей в ВТО имеют 30 государств и 60 международных организаций, в том числе МВФ и Всемирный банк[17]. В 2005 году пятым по счету генеральным директором Всемирной торговой организации стал бывший торговый комиссар Евросоюза Паскаль Лами.
ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986–1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. К ним относятся:
I. Международные соглашения по торговле товарами:
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994), которое включает: 1) ГАТТ 1947 (изначальное соглашение ГАТТ с поправками); 2) договоренности, принятые в рамках ГАТТ 1947 его участниками; 3) перечни уступок и графики их внедрения.
2. Договоренности Уругвайского раунда в шести сферах ГАТТ (о толковании пяти различных статей ГАТТ 1994: II.I (b), XII, XXIV, XXVIII (в отношении освобождения от обязательств и изменения тарифа), а также в отношении положений о платежном балансе;
3. Соглашений по различным направлениям деятельности ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по применению ст. VII ГАТТ 1994 (о таможенной оценке), Соглашение по правилам происхождения.
II. Соглашение по торговле услугами (ГАТС).
III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
IV. Механизм обзора торговой политики.
V. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.
Соглашения I–V являются многосторонними. Следует еще раз подчеркнуть, что система ВТО функционирует по принципу «все или ничего». Это означает, что страна, присоединившаяся или присоединяющаяся к этой организации, должна взять на себя обязательства по всем вышеуказанным соглашениям и договоренностям (кроме соглашений с ограниченным числом участников)[18].
Начало современного этапа развития международной торговой системы было положено четвертой конференцией министров ВТО, состоявшейся в столице Катара г. Доха с 9 по 13 ноября 2001 г. и принявшей решение об открытии нового раунда переговоров, получившего название Доха-раунда («Раунда тысячелетия», «Раунда развития»). Конференция приняла весьма обширную «Рабочую программу». Основная цель была определена как подготовка и заключение нового пакета соглашений по широкому кругу вопросов, связанных с международной торговлей.
1.3. Хронология процесса присоединения России к ВТО
История присоединения России к ВТО началась еще в 1944 г., когда состоялась знаменитая Бреттон-Вудская конференция. Именно там была провозглашена идея создания Международной торговой организации (МТО). ВТО наряду с учрежденными там же МВФ и МБРР называют одним из Бреттон-Вудских институтов. Среди 44 стран антигитлеровской коалиции, принимавших участие в этой конференции, был и СССР. но от членства и системе Бреттон-Вудских институтов Советский Союз отказался.
Политика разрядки международной напряженности, рост экспорта (в основном вследствие роста мировых цен на нефть и другие сырьевые товары) и валютных поступлений и, соответственно, возросшие возможности по импорту в 1970-е гг. повысили заинтересованность советского руководства в развитии взаимоотношений с ГАТТ. Возможность сотрудничества и даже членства и этой организации обсуждалось на самом высоком уровне. Однако с введением СССР в декабре 1979 г. войск в Афганистан развитие инициативы на сближение с Западом и его институтами (в том числе и ГАТТ) было надолго забыто.
СССР в конце 1980-х гг. начинает делать шаги к сближению с этой и другими структурами из числа Бреттон-Вудских институтов, но лишь в 1991 г. (в последний год своего существования) получает официальный статус наблюдателя в ГАТТ. В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, когда формально унаследовала данный статус от бывшего СССР[19].
Сразу после подачи в июне 1993 г. официального заявления Правительства Российской Федерации о намерении присоединиться к ГАТТ, в соответствии с установленными правилами этой организации, в июле 1993 г. была создана рабочая группа (РГ) по присоединению России к ГАТТ для изучения заявки Правительства РФ о присоединении и представления Генеральному Совету рекомендаций, которые могут включать проект Протокола о присоединении. РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ (с 1996 г. – по вопросам ВТО)
В связи с завершением Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и созданием Всемирной торговой организации в декабре 1994 г. была передана официальная заявка правительства РФ о намерении России присоединиться к этой организации.
Реальный переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгового режима Российской Федерации на предмет его соответствия нормам организации. После представления в 1998 г. Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. С 2000 г. переговоры стали носить полномасштабный характер, т. е. охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. В июле 2004 года была образована Правительственная комиссия по вопросам ВТО и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
По правилам торгового клуба каждый участник этой организации может подать заявку на переговоры с претендентами, успешное завершение которых является необходимым условием вступления. 19 ноября 2006 года российским дипломатам удалось подписать двусторонний договор о вступлении в ВТО с США. Россия согласилась значительно снизить пошлины на импорт автомобилей, меди и металлолома. Кроме того, нерешенными остались вопросы в сфере интеллектуальной собственности и господдержки сельхозпроизводителей.
Россия до середины 2008 года успешно провела переговоры приблизительно с 60 государствами – членами ВТО, не считая стран Евросоюза, с которыми было подписано единое соглашение. В переговоры по тарифным вопросам в различной степени вовлечено свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. 16 мая 2008 года в ВТО вступила Украина, которая тут же стала членом РГ. Еще в апреле 2008 г., перед войной в Южной Осетии. Грузия отказалась от продолжения двусторонних переговоров с Россией по ее вступлению в организацию, 25 августа первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что РФ разорвет ряд противоречащих ее интересам соглашений по ВТО, а также не видит для себя возможности в ближайшие месяцы или год вступить в организацию[20].
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. – Экспертный совет по регулированию ВЭД). Распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в ред. от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов с целью адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО. К настоящему моменту указанный план мероприятий в целом выполнен.