Вы здесь

Аскеза. Счастье в минимализме. Глава 1. Этичное потребление – теория и практика (Дарья Ом, 2018)

Глава 1. Этичное потребление – теория и практика

Наверняка все слышали про «этичное потребление». Этот термин стал популярным благодаря британскому журналу «Этичный потребитель», выходящему с 1989 года. Но что под ним подразумевается?

Этичное потребление (которое еще называют ответственным потреблением или зеленым потреблением) – это «тип потребительского поведения или потребительского активизма. Данный термин охватывает все этапы жизненного цикла потребления от покупки до использования и утилизации товара. Идея «этичного» совершения покупок построена на принципах «голосования рублем». То есть факт покупки является выражением одобрения потребителем поведения продавца».

Фактически, это в некотором роде социальный феномен, потому что сторонники этичного потребления думают не о себе, не о своей выгоде или комфорте, а о куда более глобальных вопросах – об экологии, о социальной ответственности, о правах людей и животных и т. д. То есть, решение, делать покупку или нет, принимается не по принципу цены-качества, как это делается обычно, а исходя из того, было ли производство этого товара экологичным, не причинило ли оно вред животным, не использовался ли рабский труд, не нанесет ли его использование и последующая утилизация вреда окружающей среде и т. п.

Сторонники этичного потребления следят за информацией в СМИ о корпорациях, которые были уличены активистами в использовании детского труда или загрязнении окружающей среды. Так три самых известных репутационных скандала с крупными корпорациями были связаны именно с их неэтичным поведением. И каких корпораций! В частности скандал с Nike вызвало то, что они и платили рабочим за производство пары кроссовок 1,5 доллара, тогда как продавали эти кроссовки потом по 100 долларов. Shell была виновата, что незаконно захватила земли в Нигерии, загрязняла их и эксплуатировала местное население. McDonalds обвинялся в том, что мало платит работникам, наносит вред экологии и кормит покупателей вредной едой, провоцирующей сердечные заболевания.

В итоге такие киты бизнеса как Nike, Shell и McDonalds под угрозой бойкотов их товаров вынуждены были перестроить стратегии своего развития и отказаться от дополнительных прибылей ради восстановления репутации. А ведь эти скандалы были еще в 90-е годы XX века, то есть до эпохи бурного развития интернета и современной доступности информации. С другой стороны сейчас и таких крупных скандалов не бывает, потому что всем обо всех нарушениях становится известно очень быстро, и корпорации стараются справиться с проблемой в зародыше. Легче чуть переплатить чем потом оправдываться перед миллионами потребителей.

Откуда взялось этичное потребление?


Как это ни удивительно, но начиналось все когда-то отнюдь не с общечеловеческих ценностей. Сначала люди просто пытались защитить свои собственные интересы. Первые организации, объединяющие потребителей, интересовались не тем, насколько этично были произведены товары, а тем, какого они качества, какой у них состав, правда ли написана на упаковке, верно ли они промаркированы и т. д. В общем, именно тем, что интересует большую часть потребителей в России – что поделать, мы по объективным причинам отстали в этом вопросе от западных стран и сейчас только нагоняем.

А в Европе и США люди начали задумываться не только о качестве товаров, но и о том, кто несет ответственность за его нарушения, уже с 60-х годов XX века. Это было время повышенного внимания к деятельности транснациональных корпораций и к тому, на что они готовы ради своих прибылей. Война была позади, экономика переживала расцвет, человечество вышло в космос и мечтало о встрече с внеземными цивилизациями – возможно, это и привело к росту социальной ответственности. Если полистать фантастические романы того времени, можно заметить распространенный мотив – как людям приходится доказывать более могущественным и развитым инопланетянам, что человечество не просто так небо коптит, а достойно стать членом галактического сообщества. И для этого героям романов нужно объяснить инопланетянам, что ядерные взрывы, политые напалмом джунгли, голод в Африке, социальное расслоение, загрязнение окружающей среды – это не норма для большинства людей, что есть те, кто с этим борется, а значит у человечества еще есть шанс…

И люди действительно задумывались над тем, как со всем этим справиться. Толерантность, гуманизм, мультикультурность – понятия, которые так обесценились в последнее время, потому что все кому не лень прикрывают ими свои собственные интересы. Но в 60-70-е годы они были еще живыми и настоящими, и люди, ратовавшие за них, на самом деле хотели изменить мир к лучшему. Эти же люди заговорили и об этичном потреблении (хотя сам термин появился несколько позже).

В 80-90-е годы к перечисленным тенденциям добавился еще рост внимания общественных активистов к вопросам соблюдения прав работников, производящих товары для транснациональных корпораций в развивающихся странах. Проще говоря, жители богатых благополучных стран наконец заметили, что крупные компании перенесли производство в страны третьего мира, чтобы пользоваться тамошней нищетой и нанимать работников буквально за копейки. А корпорации к своему изумлению обнаружили, что потребителей, оказывается, волнует не только цена товара – когда широкая общественность узнала, что производители делают свои сверхприбыли на использовании фактически рабского труда, в том числе и детского, Европу и Америку сотрясли грандиозные скандалы, судебные иски и потребительские бойкоты.

В эти же годы о себе заявили и «зеленые» – активисты, борющиеся за охрану окружающей среды. Они тоже сумели инициировать несколько шумных процессов и заставить всех – общество, правительства и крупный бизнес – обратить внимание на проблемы экологии.

Из этих двух тенденций и сформировалась идея этичного потребления.

В чем ее суть?

Не каждый может позволить себе активную борьбу против загрязнения окружающей среды и эксплуатации. Но каждый может проголосовать, как говорится, «рублем». То есть, не покупать товары и услуги, производство и потребление которых наносит вред людям, животным и окружающей среде.

Основные категории при определении рейтинга «этичности» компании или товара (разработаны британским журналом «Этичный потребитель»)

Окружающая среда:

Экологическая отчетность; использование атомной энергии; влияние на изменения климата; загрязнения и токсичные вещества; воспроизводимое использование ресурсов


Животные:

Тестирование на животных; промышленное производство скота; другие права животных


Люди:

Права человека (местного населения); права работников; управление подрядчиками и поставщиками (соблюдение прав работников на фабриках подрядчиков); безответственный маркетинг; поставка товаров в вооруженные силы / продажа оружия;


Политика:

Генная инженерия; объявленный бойкот продуктов компании; активность в политике (лоббирование законов, пожертвования политическим партиям); анти-социальные финансы (уклонение от налогов, слишком высокие зарплаты директоров).

Основные принципы этичного потребления

1. Отказ от ненужных вещей

Первым принципом этичного потребления считается отказ от покупки ненужных вещей. Американские активисты приводят статистические данные, говорящие, что 99 % вещей, покупаемых в Америке, выбрасываются в течение шести месяцев. Такое потребительское поведение представляется не этичным, так как все ресурсы, вложенные в изготовление товаров, оказываются затраченными впустую, кроме того, утилизация данных товаров наносит вред окружающей среде.

Фримаркет – московский опыт

В одном из помещений Центра творческих индустрий «Фабрика» в Москве во время предновогодней покупательской лихорадки был организован так называемый фримаркет (Free Market). У стены стояли столы, над которыми висели листки с надписью «Верх» и нарисованной курткой и «Низ» с нарисованными брюками. Еще несколько столов были предназначены для игрушек, бижутерии и книг. К столам подходили люди, выкладывали на них принесенную с собой одежду, выбирали из одежды, выложенной другими участниками, то, что им подходит, и уносили с собой.

Конечно, среди этих людей были и те, кто просто не может позволить себе покупать новые вещи, поэтому вынужден участвовать в таком обмене. Но по статистике организаторов фримаркета таких там всего около четверти, остальные же пришли по зову сердца, потому что верят в этичное потребление.

«Здесь можно встретить людей самых разных политических взглядов, – объяснял один из организаторов. – Идеи отказа от чрезмерного потребления и взаимопомощи годятся для любой идеологии. На фримаркеты приезжают и состоятельные люди, которые хотят сделать что-то хорошее для других. На моей памяти чего только не приносили: ноутбуки, кухонные комбайны, телефоны, телевизоры».

«В большом городе мы не можем отказаться от потребительского образа жизни, – объясняет свою позицию один из постоянных участников фримаркетов. – Альтернатива потреблению – натуральное хозяйство. Конечно, можно выращивать у себя на подоконнике салат. Но невозможно же питаться только этим салатом. Поэтому, так или иначе мы будем пользоваться теми благами, которые произвели другие. Но в большом городе очень много ресурсов. И если их правильно организовать, нужно будет меньше производить».

Кстати, есть и виртуальные фримаркеты – странички в соцсетях, где можно договориться об обмене товарами и даже услугами.


2. Этичное совершение покупок

В книге «Глобальный рынок как этическая система» философ и этик Джон МакМарти объясняет, что каждое решение о покупке содержит в себе моральный выбор. При выборе товаров моральные предпочтения потребителя запускают принцип «голосования рублем», при котором деньги, потраченные на покупку, являются своеобразным «голосом» в пользу продукта и его производителя.

Вместо того чтобы рассматривать деньги как средство для покупки статусных элитных товаров или повышенного качества жизни, людям надо рассматривать свои деньги как средство голосования, которое они используют каждый раз, когда идут за покупками. Покупая дешевую одежду, произведенную на «потогонной фабрике» потребитель голосует за эксплуатацию рабочих. Покупая прожорливый четырехприводный автомобиль, особенно для использования в городских условиях, он голосует за изменение климата.

6 простых советов, как сделать этичный выбор при покупке одежды

1. Обратите внимание на комиссионки и секонд-хенды. Особенно если вы хотите купить детскую одежду и вообще товары для детей. В наше время, когда многие люди детей заводят поздно и носятся с ними, не зная как им еще угодить, в комиссионки сдаются тонны совершенно новой, иногда вообще неношенной детской одежды, новые игрушки, коляски и велосипеды, которыми попользовались пару раз, и многое другое. В том числе и вещи известных брендов.


2. Покупки в интернете. Прежде чем идти в магазин, загляните на многочисленные сайты частных объявлений, вполне возможно, ту вещь, которая вам нужна, кто-то уже сгоряча купил и теперь мечтает от нее избавиться. Вам дается прекрасный шанс сэкономить деньги, помочь другому человеку и совершить этичную покупку – ведь благодаря вам вещь будет работать, а не отправится увеличивать собою горы мусора на свалке.


3. Интернет-магазины. Всем известно, что выбор в гипермаркетах невелик – ритейлеры закупают товары у ограниченного круга производителей, руководствуясь прежде всего собственной выгодой. Поэтому органические, биоразлагаемые, да и просто натуральные товары найти там удается не всегда. К счастью интернет-торговля развивается с каждым годом все быстрее, и сейчас во всемирной сети можно купить практически что угодно. Правда, нередко приходится подождать – многие товары привозят только на заказ. Но результат того стоит.


4. Местные производители и частники. Удивительно, но самые этичные товары часто можно обнаружить в мелких магазинчиках. Там продается хлебная, мясная и молочная продукция фермеров и небольших местных компаний – с коротким сроком годности (поэтому далеко ее не вывозят), но зато натуральная, без консервантов и всяких подозрительных добавок. А мелкие мастерские шьют одежду из натурального льна и хлопка.


5. Обмен вещей. Шкафы и комоды у большинства людей переполнены вещами, большая часть которых им не нужна и никогда уже не понадобится. Что с ними делать? Основную массу можно отдать на благотворительность или отвезти на дачу, чтобы работать в саду. Но среди пылящихся в шкафу вещей есть ведь и новые, иногда очень дорогие и даже брендовые, с которыми рука не поднимется так поступить. Их можно попытаться продать, но этичнее и проще будет обменять – сейчас появляется все больше сайтов обмена вещей, это движение набирает обороты, и там можно подобрать взамен интересные дорогие вещи.


6. Ну и наконец, самый тяжелый, но в большинстве случаев самый достойный вариант.

Вообще обойтись без покупки.

Это сложно, но… Спросите себя, прежде чем купить какую-то вещь – насколько она вам необходима? Если вы можете без нее обойтись, и ваша жизнь без нее не станет тяжелее, не покупайте. Подавляющее большинство покупок – чисто эмоциональные, они либо делаются под влиянием момента, либо вообще нужны только для того, чтобы удовлетворить нездоровую тягу к шоппингу. Все мы жертвы рекламы – нас слишком долго убеждали, что плохое настроение нужно лечить походом по магазинам. А между тем, когда туман рассеивается, мы обнаруживаем, что вещь на самом деле нам не нужна. И как «заедание» стресса оборачивается изжогой и лишними килограммами, так и покупки ради покупок приводят только к чувству вины и захламлению своего шкафа, а в глобальном смысле и всей нашей планеты.


3. Этичное использование ресурсов

Еще одной стороной этичного потребления является этичное использование ресурсов. Это, например, использование альтернативных источников энергии. Впрочем, это относится в основном к компаниям, частные лица редко могут выбирать источник энергии. Но зато каждый может внести свой посильный вклад в этичное использование ресурсов, утепляя свой дом, чтобы тратить меньше газа, электричества или дров, покупать энергосберегающие лампы и приборы, ставить счетчики и просто не лить зря воду.

Кстати, эту сторону этичного потребления активно пропагандировали и в Советском Союзе, многие наверняка помнят агитационные плакаты или мультфильм о том, как люди истратили всю воду на земле. Увы, это мало помогло в воспитании поколения 80-90-х, и сейчас можно часто наблюдать, как люди, собираясь чистить зубы, включают воду на полную мощь и просто смотрят, как она льется все то время, что они орудуют щеткой во рту. Помогает против такой расточительности только установка счетчиков – к сожалению, жадность у большинства людей куда сильнее любых этических принципов.

Маркировка этичных товаров

При выборе этичных продуктов большую роль играет информированность потребителя относительно состава и условий производства, а также социальной ответственности компании производителя. Существует множество общественных организаций, занимающихся сертификацией и последующей маркировкой товаров, производство которых отвечает этичным принципам. Самые известные маркировки этичной продукции: Fairtrade, Ecocert, Rainforest Alliance, Лесной попечительский совет (FSC), UTZ Certification, Organic Food, Vegan, BUAV (Not tested on Animals), Dolphin Friendly.


4. Этичное обращение с отходами

Жизненный цикл практически любых товаров заканчивается утилизацией. Следовательно, важной стороной этичного потребления является ответственное отношение к отходам использованных товаров.

Что вообще можно делать с отходами? Этичных вариантов всего три: сокращение потребления, повторное использование и переработка. Так что, фактически, выбор можно сделать еще на стадии покупки. Можно, допустим, купить напиток в биоразлагаемой бутылке. Можно выбрать газированный напиток в стеклянной таре, которая годится для многоразового использования, а потом может быть сдана на переработку. А можно вообще поберечь и природу, и свое здоровье, и просто его не покупать, а выпить воды.

К сожалению, этичное обращение с отходами в одиночку практически невозможно. Чтобы отдавать отходы на переработку, нужно, чтобы эта переработка и раздельный сбор мусора вообще существовали. Между тем в России это почти не практикуется. Есть только точки приема некоторых видов вторсырья – бумаги, бутылок, и пункты сбора батареек для утилизации. Но их так мало, и найти их так сложно, что большинство людей просто не хотят связываться. Тем не менее – было бы желание. Все эти точки легко найти в интернете, а чтобы не бегать туда с каждой батарейкой, можно организовать на совместный сбор друзей или соседей.

Теория и практика «разбитых окон»

Почему люди мусорят?

Над этим вопросом кто только ни задумывался – экологи, психологи, социологи, защитники природы, политики и т. д. Теорий выдвигалось много, но лишь одну из них сумели проверить и доказать на практике. Это так называемая «теория разбитых окон».

Суть ее проста: «Если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна». То есть, дурной пример заразителен.

Но несмотря на все эксперименты и проверки эта теория так и осталась бы просто теорией, одной из многих, если бы не Рудольф Джулиани, ставший мэром Нью-Йорка в 1994 году, комиссар нью-йоркской полиции Уильям Браттон и руководитель нью-йоркского метро Дейвид Ганн. Они были сторонниками теории разбитых окон и решили навести порядок в метро, действуя строго в соответствии с ней.

В то время нью-йоркское метро представляло из себя поистине жуткое место. Там была настоящая эпидемия преступности. Не зря метро было одним из самых популярных мест действия для американских боевиков и драм 80-90-х годов.

Сейчас в это трудно поверить, но разгул уличных банд привел к тому, что обычные ньюйоркцы просто боялись ездить в метро, а накал ненависти достиг такого уровня, что когда человек, застреливший в вагоне метро подростка-хулигана, вымогавшего у него пять долларов, был оправдан судом, его на улице его встретили как национального героя. Естественно, ни о каком порядке в таком метро не могло идти и речи – вагоны были грязные, изрисованные и загаженные, за проезд никто не платил, а власти просто обреченно махнули рукой, дескать, все равно с этим никак не справиться.

Но так было до Дейвида Ганна. С 1984 он начал вести беспощадную войну с такими, казалось бы, незначительными сторонами проблемы, как граффити и безбилетный проезд. Ни один вагон не мог сдвинуться с места, если на нем была хоть одна надпись. Все рисунки сразу же стирались или закрашивались, и так было до тех пор, пока любители граффити не сдались, поняв, что их «творчество» все равно никто не увидит.

В 1990 году Ганна поддержал Уильям Браттон, новый глава нью-йоркской полиции. По его распоряжению на станциях возле турникетов стали дежурить переодетые полицейские. Они ловили безбилетников, арестовывали их, проверяли, штрафовали. Эта инициатива была плохо принята в городе – многие граждане считали, что полиция за свои немалые зарплаты должна заниматься более серьезным делом, чем ловля «зайцев». Но инициатива Ганна и Браттона быстро себя оправдала – очень часто проверка безбилетников выявляла куда более серьезные нарушения, например, ношение оружия. И результат не заставил себя ждать – количество нападений в метро стало резко сокращаться, безбилетников почти не осталось, да и вообще нью-йоркское метро постепенно стало приобретать тот благопристойный облик, который оно имеет в наши дни.

В 1994 году теория «разбитых окон» была применена новым мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани уже в рамках всего огромного города. Полицейские с одобрения мэра получили указание заниматься самыми мелкими нарушениями порядка на улицах, такими как публичное пьянство и мочеиспускание, разбрасывание пустых бутылок, попрошайничество на дорогах и т. п. Количество арестов просто зашкаливало, камеры в полицейских участках были переполнены, но… зато уровень преступности начал стремительно падать. Количество убийств снизилось на две трети, а число тяжких преступлений – в два раза. А что касается метро, то там к 2000 году совершалось в четыре раза меньше преступлений, чем в начале 90-х.

Этот уникальный эксперимент на практике подтвердил, что люди крайне восприимчивы к изменениям внешних условий и обстоятельств, и вдохновил многих ученых на продолжение исследований в этом направлении. Так социологи Гронингенского университета (Нидерланды) провели ряд занимательных экспериментов, которые в свою очередь вдохновили экологов на применение теории разбитых окон в борьбе против мусора.


В первом опыте ученые использовали чистую стену, возле которой жители города парковали свои велосипеды. На стене был огромный знак, запрещающий на ней рисовать. В качестве эксперимента на каждый велосипед был повешен рекламный буклет и установлено наблюдение, чтобы узнать, что владельцы велосипедов сделают с этой рекламой. Урн рядом не было, поэтому можно было увезти бумажку с собой, выбросить ее на землю или повесить на другой велосипед. 67 % велосипедистов увезли бумажку с собой и только 33 % бросили ее на землю или прицепили на другой велосипед.

Потом этот же эксперимент повторили, предварительно раскрасив чистую стену бессодержательным граффити. На этот раз 69 % велосипедистов выбросили рекламу на асфальт.

Второй опыт проводился на парковке. Главный вход на нее был перегорожен забором, в котором была оставлена дырка. На заборе висел знак, запрещающий пристегивать к нему велосипеды, и надпись «Вход на парковку 200 метров справа». В первый раз рядом с забором было поставлено несколько велосипедов, не пристегнутых к нему. Во второй – велосипеды были пристегнуты (в нарушение запрещающего знака). В итоге в первой ситуации в дырку пролезли только 27 % автомобилистов, а во второй – 82 %.


Третий опыт проводился на подземной парковке супермаркета рядом со знаком «Возвращайте взятые из магазина тележки». На машины были повешены, как в первом опыте, рекламные буклеты. В первом случае на парковке тележек не было, во втором – стояло несколько якобы не возвращенных тележек. В результате в первом случае 30 % водителей выбросили бумажку на пол, а во втором – уже 58 %. Еще в одном эксперименте нарушение правил было звуковым. Дело в том, что в Нидерландах в предновогоднее время запрещено запускать петарды и фейерверки. Выяснилось, что жители, слыша звук разрывающихся петард, гораздо чаще мусорят на улицах.

Были проведены еще три опыта, и все они показали примерно такие же результаты. Вплоть до того, что в условиях беспорядка, разбросанного мусора и разрисованных стен гораздо больший процент людей решался на мелкую кражу. Так что, эти эксперименты убедительно показали, какую важную роль в нарушении культурных норм играет стадное чувство. Человек бессознательно берем пример с других, видя нарушение общественного порядка. Например, считает нормальным выкинуть мусор на обочину, если она уже замусорена.

Какой из всего этого вывод?

Самый простой – подайте хороший пример. Не мусорите. И этим вы уже сделаете мир чуть-чуть чище и чуть-чуть лучше.

Этичное потребление – не все так просто

В 2016 году в журнале Marketing Theory была опубликована статья «The Ideology of the Ethical Consumption Gap», написанная на основе исследования разрыва между отношением покупателей к этичному потреблению и реальному потребительскому выбору.

В общих чертах исследование показало, что на словах большинство людей, конечно, за этичное производство и потребление, и практически все против эксплуатации, рабского труда, тестирования на животных, выбросов в атмосферу и прочих явлений, которыми славится глобализированный капитализм. Однако на деле, когда люди совершают покупки, они руководствуются совсем другими мотивами. Так, в Великобритании в 2012 году на фэйртрэйд, этичное производство, местные продукты и тому подобное приходилось всего 4 % покупок.

Что это? Лицемерие? Или все-таки у этичного потребления тоже есть свои подводные камни?

Авторы статьи высказали смелую теорию, что в реальности этичное потребление помогает поддерживать глобальный капитализм, хотя именно против него, а точнее, против его эксцессов, оно вроде бы должно бороться.

Большинство маркетинговых исследований по этой теме сводится к попыткам понять, почему люди не придерживаются своих этических установок, когда дело доходит до практики, и какие маркетинговые стратегии помогут преодолеть разрыв. И как это ни печально, скорее всего – никакие.

Непотребное потребление

Не так давно в Германии вышла книга Кристины Акс и Фридриха Хинтербергера «Иллюзия экономического роста: что нас ведет к кризису и как мы из него выйдем». Авторы, в разные годы связанные с экологичной экономикой, партией зеленых или Гринписом, пишут, что сегодня немцы имеют все необходимое, и у них заканчиваются не деньги, а желания. Согласно оценкам немецкого федерального ведомства по охране окружающей среды, в каждой квартире или частном доме в среднем находится 10 тысяч предметов.

Что ж, Германия – самая богатая страна Европы, ее и экономический кризис затронул меньше всех. К тому же у немцев устойчивая репутация людей приземленных и склонных к накопительству. Но вот что интересно – когда журналисты рассказывали об этой цифре своим знакомым в России, те не ужасались, а с гордостью говорили: «У меня дома больше». Кажется, вирус потребительства хорошо прижился на нашей почве.

Что касается книги «Иллюзия экономического роста: что нас ведет к кризису и как мы из него выйдем», то ничего особо нового в ней нет, авторы высказывают все те же разумные мысли, что благосостояние уже превратилось в чрезмерное потребление, работа – в переработку, государственные достижения – в государственные долги, а использование ресурсов – в хищническую эксплуатацию природы. Предлагают они тоже все те же выходы из ситуации, которые озвучивали многие до них. Разве что они пошли чуть дальше большинства исследователей проблемы потребления в том, что предложили государственную систему регулирования этичного потребления в виде обкладывания большими налогами не работающих, а покупающих.


Так почему же люди в теории за этичное потребление, а на практике о нем постоянно забывают?

Главная причина – абстрактный выбор отличается от реального. Конечно, все нормальные люди согласны, что детский труд, маленькие зарплаты и интенсивная эксплуатация – это плохо. Но реальный выбор потребителя – это не сферическая идея в вакууме. И потребитель, делающий покупку, тоже не абстрактный миллионер, берущий деньги из воздуха, а человек, которому эти деньги достались его собственным трудом, и ему надо их как-то распределить, чтобы дожить до следующей зарплаты, а то и семью прокормить. Поэтому на его решение влияют цена, баланс цены-качества, доступность, престиж и множество других факторов, среди которых этический – далеко не самый главный.

Можно сколько угодно говорить, что хлопок в Узбекистане собирают нищие эксплуатируемые люди, яйца несут несчастные куры, сидящие в клетках, а полиэтиленовые пакеты наносят вред экологии. У большинства потребителей просто нет достаточных средств, чтобы гордо отказаться от этой неэтичной продукции. Поэтому все бойкоты, которые привели к изменению политики компаний, и о которых гордо рассказывают адепты этичного потребления, касались прежде всего предметов роскоши. В широком смысле слова, разумеется – то есть, товаров, без которых люди вполне могут прожить, или вообще товаров дорогих, доступных небольшой части населения, имеющей возможность и желание позволить себе доплачивать за чистую совесть.

Точнее всех высказал эту мысль словенский философ левых взглядов, Славой Жижек: «Starbucks для меня – это идеология в ее чистейшем виде. Почему? Обычно у них висят постеры, говорящие: «Наш кофе дороже, чем у других, но… один процент идет каким-то глупым гватемальским детям, один процент идет в Rainforest и так далее. Мне кажется, это искусный идеологический заговор, потому что в хорошие времена старого грязного капитализма и тотального потребления, которые мне очень нравились, вы были потребителем и чувствовали свою вину. Таким образом вы понимали, что должны что-то делать: благотворительность, солидарность с бедными и так далее. Но Starbucks предложил великолепный выход: включить расплату за ваше потребление в цену самого продукта. Он стоит немного дороже, но вы можете больше не переживать, так как цена нашей солидарности с бедными, заботы об экологии и так далее уже уплачена.

Например, вы видите изображение перекошенного черного ребенка и сообщение, что за цену нескольких чашек капучино вы можете что-то изменить, спасти жизнь этого ребенка. Что вы увидите, если наденете критические идеологические очки? «Мы знаем, что вы сознаете свою вину, что вы уничтожаете природу, что эксплуатируете страны третьего мира. Но мы позволяем вам за цену всего лишь нескольких чашек капучино не только забыть обо всем этом, но и почувствовать себя лучше, как будто вы делаете что-то хорошее».

Так что же такое этичное потребление – реальная забота об окружающем мире или просто лицемерие?

Наверное, и то, и другое. Идея этичного потребления все больше превращается в спекуляцию, в попытку переложить вину за эксплуатацию жителей бедных стран, экологические проблемы и тому подобное на конечного потребителя. Людям внушают: «если все будут покупать этически произведенные товары, то общество, экономика, структура производства непременно изменятся, так что вина за то, что работники кофейных плантаций в Гватемале и портнихи из Бангладеш до сих по не стали частью среднего класса, лежит на тебе, ведь ты покупаешь не фэйр-трэйд». Это очень удобная для крупных производителей идея – получается, что не они виноваты, что в погоне за сверхприбылями грабят бедняков и загрязняют окружающую среду, а виноват потребитель, что не хочет оплачивать эту сверхприбыль из своего кармана.

Показательна в этом смысле недавняя конференция по этичному потреблению в Дюссельдорфе. Там обсуждалась проблема хлопкового рабства в Узбекистане. Высказывалось много интересных предложений, например заставить производителей одежды из хлопка указывать на этикетках, использовались ли при его производстве химические удобрения и детский труд. Поднимался вопрос о проблеме чрезмерного потребления – по словам одного борца за этическую моду из Нидерландов, на складах в его стране скопилась ненужная ношенная одежда, равная по объему четырехлетнему потреблению вещей всем населением Голландии. Он логично заявил: «Чтобы ее утилизировать, нужны огромные ресурсы, а сколько было потрачено на ее производство! Нам всем стоит меньше потреблять».

Но… к чему пришли в итоге? К тому, что «до европейской публики нужно донести информацию о том, что их пижама, возможно, стала причиной, почему ребенок в Узбекистане вместо учебы мерз в хлопковом поле и обдирал свои ручки о колючие ветки хлопчатника, а фермеры не получили ничего за свой труд».

Пижама стала тому причиной… А между тем Германия была и остается постоянным хлопковым клиентом Узбекистана. По данным Бременской хлопковой биржи, поставки узбекского хлопка в Германию не прекращались даже в 2005 году, когда после Андижанской бойни Ташкент приостановил торговлю с европейскими фирмами, опасаясь санкций. Но вина за несчастных детишек все равно не на могущественной и богатой Германии, не на крупных корпорациях, а на рядовых немцах, которые хотят на свои честно заработанные деньги покупать недорогие пижамы.

Так стоит ли вообще думать об этичном потреблении или гори оно синим пламенем?

И все-таки стоит. Потому что этично произведенные товары от всего перечисленного не перестают быть произведенными без эксплуатации детей и отравления природы. Жадность корпораций и равнодушие государственной машины – не оправдание черствости и бессердечия, каждый человек сам делает свой выбор. Только и к этому надо подходить тоже без фанатизма. Если вы можете себе позволить покупать яйца свободных кур и дорогой хлопок из стран, где нет детского труда – это замечательно. Если же это вам не по карману, ну и бог с ними, с курами и детьми из далеких стран, и без них много кто нуждается в помощи. Возьмите себе в правило отправлять немного денег приюту для бездомных животных или ходить волонтером в дом престарелых. Это ничуть не хуже этичного потребления и тоже хоть немножко, но делает мир лучше.