#6
Архитектура живёт долго, как правило, дольше людей, а значит, всё время появляются те, для кого архитектурная среда, появившаяся до их рождения, была всегда. В этом и состоит одна из самых главных загадок воздействия архитектуры на человека. Для него эта среда становится сродни утробному окружению эмбриона, который чувствует себя в полной безопасности и защищённости в своем мире, ограниченном привычными формами знакомой оболочки. Но стоит начать привносить в эту сбалансированную картину мира нововведения в виде уничтожения старых и строительства новых зданий, как тут же происходит стрессовое возмущение, начинают работать единые законы природы организации и обновления. Часть организма начинает активно бороться с нарушением привычной гармонии, а другая часть – пытаться привить на старом дереве новый побег. В этом извечном споре традиционалистов и модернистов веками существует архитектура – профессия, созидающая через разрушения и разрушающая через созидание.
Архитектор, часто сам того не ведая, оказывает своей деятельностью сильнейшее влияние на мировоззрение человека. Архитектура, с одной стороны, дисциплинирует, а с другой – постоянно испытывает сознание на устойчивость через провокацию страха. Страх – сильнейшая из контролирующих поведение человека эмоций, главная кнопка контроля и управления сознанием во всех областях жизнедеятельности. В тихом сгармонизированном сознании обывателя знакомая среда обитания является незыблемой константой. Эта устоявшаяся модель допускает лишь едва заметные косметические изменения привычного окружения, не нарушающие общего баланса привычного течения вещей. Стоит же чуть более решительно всколыхнуть эту гладь сносом или строительством нового здания, как тут же возникает сильнейшая защитная реакция общественного организма на искусственно вызванное локальное нарушение устоявшегося равновесия. Страх – как стрессовая реакция на неведомое – провоцирует агрессию общества в адрес возмутителя спокойствия – архитектора. Итогом этой борьбы за возврат в состояние покоя становится некоторый компромисс решений, который, как малая доза змеиного яда, введённая в кровь медленно и незаметно для организма, делает его постепенно невосприимчивым, позволяя через некоторое время легко интегрировать провокативное нововведение в привычную среду. Этот способ хорошо известен политикам и биологам, но, как выясняется, не чужд и архитекторам, которые в некотором смысле являются и теми, и другими одновременно.
Среда обитания, формируемая архитектором, является продуктом социально-общественной деятельности человека, берущего на себя весь комплекс ответственности за влияние созданного им пространства на гармонию социума, проживающего в нем.
Эпитеты, которыми награждают архитектора обыватели, зачастую нельзя даже произнести вслух, не то что напечатать в книге, при этом основная масса, бичующая автора, с трудом может связать в одно сложноподчиненное предложение несколько слов, а совокупность знаний и умений, которыми оперирует архитектор при создании своего произведения, оказывается доступна лишь единицам из них. При всём при этом архитекторы продолжают проектировать и строить. Как же им это удаётся? В чём секрет успешности некоторых обладателей этой профессии, произведения которых порой становятся символами стран и континентов?