Вы здесь

Архитектон / Architect ON. Дискурсивные монологи об архитектуре – профессии и образе жизни. #4 (Станислав Кулиш)

#4

Рассуждая об Архитектуре, невозможно обойти стороной извечный вопрос: «Архитектор – это мужчина или женщина?»


Так сложилось, что архитекторы-мужчины преобладают в мире профессионалов, формирующих среду обитания и облик городов, но если заглянуть в коридоры архитектурных школ, то в глаза бросится огромное количество творческих особ женского пола, составляющих основу студенческого курса, а встречающиеся в куда меньшем количестве молодые люди еще больше подчёркивают этот загадочный феномен.

Куда же исчезают потом эти прекрасные создания и почему в профессии из них остаются единицы? Попробуем разобраться в этом. Что такое Архитектура в представлении ищущего себя и не чуждого творческому мышлению представителя молодого поколения? Это прежде всего мистическая привлекательность таинства создания красоты, принадлежность к избранному кругу, много-много необычных и непонятных слов в высокоинтеллектуальной речи, статус посвящённого в область знания, доступного единицам, ну и конечно, ожидание высокого дохода при минимуме труда. Мало кто из них в этот момент выбора пути представляет себе то, чем, собственно, занимается архитектор, каких усилий и насилия над собой стоит та внешняя легкость, с которой мастера рассказывают в интервью о своих постройках и градостроительных планах. Разделять профессии архитектора, дизайнера интерьеров, декоратора они научатся намного позже, когда начнёт приходить осознание истинного процесса работы и на фоне этого прояснения придёт понимание того, что Архитектура – это что-то совсем другое. Это сутки, состоящие из 48 часов, которых всё равно не хватает, это перегретый до головной боли мозг, у которого просто расплавилась кнопка «Выкл.», это постоянная погружённость в себя и катастрофическая нехватка времени на всё то, ради чего, собственно, и затевалась история с поступлением на архитектурную специальность.

Девушки, как намного более рациональные существа, в коих это заложено самой природой, быстро осознают, куда они попали и как можно отсюда сбежать с минимальным ущербом для своей пока еще не разбившейся хрустальной мечты о безграничном творчестве во имя красоты. Замужество, увлечение смежными отраслями искусств и другие отвлекающие факторы сознания и состояния очень скоро восстанавливают общий баланс, и эта тенденция не прерывается после выпуска, продолжая вносить изменения в гендерное соотношение в профессии. В то же время молодые люди, стремясь продемонстрировать мужественность и стойкость в борьбе с обстоятельствами, продолжают свою личную войну и часто, выйдя из неё победителями, занимают освободившуюся нишу.

Это приводит к тому, что в профессии остаются только самые стойкие, готовые принести себя в жертву избранному пути, и их имена впоследствии появляются в названиях основанных ими бюро и ставятся в числе первых в авторских коллективах самых выдающихся архитектурных проектов.

Было бы несправедливо утверждать, что архитектор-женщина – явление редкое, но, как правило, это преимущественно партнёрские отношения в руководящей структуре бюро, где обязанности распределены между мужской и женской составляющими, что привносит в профессиональный стиль работы особые отличительные черты, характерные для таких творческих союзов.


А куда же уходят из профессии те, кто не готов на такие жертвы во имя всепоглощающей Архитектуры? Оглядитесь по сторонам, и вы увидите знаменитых политиков, дизайнеров интерьеров, декораторов, художников, книжных графиков, режиссёров, поэтов, писателей, сценаристов, специалистов в области предметного и компьютерного дизайна, рекламы. Достаточно упомянуть лишь некоторые имена: один из президентов США Томас Джефферсон, премьер-министр Израиля Бенджамин Нетаньяху, модельер Джанфранко Ферре, трое из пяти участников Пинк Флойд, в том числе Роджер Уотерс, рэпер Айс Кьюб, актриса Кортни Кокс, актер Сэмуэль Л. Джексон, поэты Андрей Вознесенский и Томас Харди, киносценарист и режиссёр Георгий Данелия, режиссёр и модельер Том Форд, музыканты Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Арт Гарфанкел, Сил… Список этот бесконечен, как бесконечно искусство, и в каждой из этих областей приложения своих навыков и познаний человек, получивший архитектурное образование, имеет перед своими конкурентами огромную фору по причине широчайшего охвата культурного и исторического контента, полученного за годы обучения.


Рационализм, развитое чувство самосохранения и любовь к эстетизированию среды вокруг себя часто уводят отступников и отступниц из жёсткой Архитектуры в иные области творчества, где с меньшими энергетическими затратами можно получить искомые ощущения, при этом справедливости ради следует отметить, что число добившихся успеха в этих областях женщин ничуть не уступает, а иногда и превосходит количество их конкурентов-мужчин, а тонкость их вкуса и расположенность к обсуждению с клиентом самых незначительных с мужской точки зрения деталей обустройства пространства делают их предпочтительным партнёром в диалоге.


В случае с мужчиной – максимализм и стойкость при соответствующем настрое формируют из него настоящего борца за материализацию своих идей, выхолащивают из него несвойственные профессии мягкость и податливость, замещая эти состояния решимостью и целеустремлённостью как необходимыми качествами для решения задач в тяжёлых условиях борьбы за живучесть проекта. В то же время эти качества вредят мужчинам в работе с частным клиентом, так как общение с ним требует внимания к мелочам и деталям, концентрация на которых часто приводит к размыванию цели и утрате комплексного видения проекта.

Нет более ответственных и скрупулёзных архитекторов, чем женщины, и нет более самоотверженных и готовых на любые жертвы ради реализации своей идеи архитекторов, чем мужчины.


Получается, что на поставленный вопрос нет однозначного ответа. И те, и другие вполне могут добиться успеха в различных областях архитектурной практики, но вот выбор конкретной из них стоит делать лишь после серьёзной оценки своих приоритетов в жизни и ясного представления о профессиональном будущем, чтобы потом не жалеть о «загубленных впустую годах».