#3
Устойчивость архитектуры – как движение к экоориентированности, дружественности к окружающей среде трудно ставить под сомнение как вектор развития. Но углубившись в суть вопроса, начинаешь осознавать, что это часть формируемой глобальной новой системы управления. Начало этому было положено еще с появлением движения Зеленых в Германии в конце XX века, сперва не воспринимавшимся увлеченным своей внутривластной борьбой государственным аппаратом всерьез. Так издалека, понемногу формировалась накрывающая сегодня мир экологическая волна. Теперь все говорят о мировом тренде на чистый мир вокруг нас, понимая под грязью нефть, уголь, отходы различной промышленности, да и саму промышленность в целом, напрочь забывая о том, что главная угроза биологическому существованию планеты – это именно человек, открывающий все более изощренные способы влияния на физику явлений и контроля за биосферой. Генная инженерия, контролируемые мутации, создание новых видов растительной и животной природы, эксперименты с высоковолновыми электромагнитными полями и антиматерией. Все это невидимо глазу, не ощущаемо на вкус и поэтому никак не может быть осознано обществом в качестве угрозы его существованию, как неотъемлемая часть устойчивой архитектуры создаваемого мира.
Слово «архитектура» приобретает в этом ключе совсем иное, более широкое значение, определяющее созидательную деятельность не только в области формирования объектов для комфортной жизнедеятельности человека, но и в широчайшем смысле, охватывающем всю среду обитания. Создаваемая в рамках этой идеологии новая система управления обществом пытается таким образом укорениться в сознании общества как дружественная к нему во всех своих внешних проявлениях.
На этом фоне столь же незаметно начинается главное наступление и на предметный мир среды обитания. Памятуя о том, что архитектор всегда отвечает своей работой на сформированный общественный заказ, приходится признавать, что высокие технологии и снятие производственных ограничений на изготовление сложных форм при минимизации затрат на их создание постепенно уничтожают привычный прямоугольный мир, открыв дорогу безграничной свободе формообразования среды обитания человека. Общество устало от мира, упакованного в куб. Концепция существования внутри структуры, подобной кристаллической решетке, сегодня отвергается им, как несвойственная высокоорганизованному биологическому виду. Люди теперь хотят видеть оболочку, внешне максимально похожую на сгармонизированные формы живой природы, чтобы наконец перестать противопоставлять себя окружающей среде. Торжествует идеология подстраивания под диктат биоорганики, которая преобладает среди форм жизни на планете Земля.
Человечество стремится слиться с окружающей средой во всех своих проявлениях, стремясь отделить себя от мира машин. Производство средств производства и потребления передается на откуп матрице искусственного интеллекта роботизированных машин и механизмов согласно робоиерархии, выполняющей задачу вытеснения из этой области приложения труда человека. Очень скоро эта деятельность совсем исчезнет из сферы приоритетов отдельно взятого представителя главного биологического вида. В производственных и потребительских отношениях восторжествует Новая Экономика, а пресловутый «wow-фактор» и стремление хоть на время стать его частью превратят ее в определяющую модель развития общества.
Как на это ответит архитектура и с помощью чего теперь власть предержащие в новой системе взаимоотношений будут контролировать общество? С какими проблемами им придется столкнуться на этом пути и какие механизмы будут задействованы для сохранения сложившегося положения вещей в зависимых общественных отношениях?
Спросите меня: а при чем тут это? Подождите, сейчас поясню.
Исторически сложилось, что основой, фундаментом устойчивого общества являлась семья и все управленческие экономические стратегии выстраивались с прицелом на удовлетворение ее потребностей, как главной общественной единицы. Семье всегда был нужен дом, квартира, угол, а каждый из составляющих ее, выросший из детского возраста, должен работать на рост ее благосостояния. Семья как общественная единица всегда нацелена на потребление и обладание, на обретение условий комфортного и безопасного продолжения рода. На этом зиждется смысл ее существования. Вместе проще выживать в природе, будь то неосвоенные земли Амазонской сельвы или джунгли мегаполиса. Этот принцип организации общества неизменен со времен палеолита. Таков базовый концепт. Но семья – это еще и существенные ограничения личных свобод ее членов в пользу коллективного блага, на чем всегда и строились концепции социального управления.
Неудивительно, что главной мишенью воздействия на общественное сознание стала именно она. Но запущенная реакция расщепления семьи как социального ядра на самостоятельные атомарные составляющие столкнулась с активным противодействием общества в традиционалистски настроенных, преимущественно ортодоксальных в отношении семейных и религиозных ценностей странах. Особенно активно это противодействие ощущается в вопросе отношения к детям и права семьи на их воспитание вплоть до совершеннолетия. Этот сильнейший скрепляющий фактор цельности семьи длительное время оставался непреодолимой преградой в реализации новой общественной модели, подразумевающей первичность права общества перед правом семьи на воспитание своего нового гражданина.
После длительного лобового штурма и медийной обработки властью была сформирована идеологическая основа ювенальной юстиции как юридической основы законности отчуждения прав на ребенка в пользу государства. Воздействие на семью идет со всех сторон. Вброс в общество концепции child free как одной из составных частей этого плана постепенно внедряет в сознание новых поколений граждан идею отказа от рождения собственных детей, как от фактора, ограничивающего свободы личности, возможности самореализации и личностного роста, а если уж и случилось так, что ребенок появился на свет, то делегирование государству всех обязанностей по его содержанию и прав на воспитание внедряется в сознание родителей как безусловное благо для них и ребенка. Правда, эта идея прекрасно вписывается в концепцию устойчивой архитектуры сознания? Идеальная энергосберегающая система. Никаких лишних забот, никаких избыточных социальных обязательств, все только во благо собственного Я как эгоцентра своей индивидуальной вселенной. Налицо прямая экономическая выгода, сухая логическая целесообразность, то есть прямая реализация основных принципов устойчивости. Так, разрушив общественное объединяющее ядро, лишив его прав на собственных детей, которые добровольно передаются государству, новая властная парадигма формирует принципиально иное общество, состоящее из автономных единиц, вступающих в социальное взаимодействие с такими же единицами лишь на короткое время при возникновении эмоциональной или иной потребности в таком контакте и готовности прервать его в любой момент без каких-либо последствий для собственных свобод.
Конец ознакомительного фрагмента.