Вы здесь

Архетип Тени в современной культуре. Статья первая. Познание тени в христианстве (Иван Африн, 2015)

© Институт Общегуманитарных Исследований, 2015

Статья первая. Познание тени в христианстве

Одна из главных заповедей христианства, как нам известно, имеет следующую формулировку «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Эта важнейшая заповедь, если пытаться ее разобрать глубже ведет к идее о слиянии или приравнивании человеческого индивида с его окружающим человеком, ближним, соседом. И, следовательно, именно это слияние и идентификация с ближним позволяет полюбить себя, то есть принять себя, но посредством любви ближнего, как себя. У Апостола Иоанна можно найти идею близкую важнейшей заповеди, которая с психологической очки зрения является бессознательной установкой, определяющей поведение человека, но также эта фраза апостола дополняет вышеназванную заповедь, а звучит она так: «не любящий брата своего, которого видит, не может любить Бога, которого не видит». Эта идея апостола, с психологической точки зрения говорит нам, о том, что Бога, которого трудно распознать в реальном миру можно полюбить, признать, только полюбив ближнего своего. Продолжая далее ход такой мысли, мы можем увидеть тождество между Богом и ближним, братом и самим собой. Ведь если соответственно мы полюбим брата следуя мысли Апостола Иоанна то мы полюбим и Бога, таким образом, из двух этих мыслей, являющихся важнейшими христианскими постулатами: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и «не любящий брата своего, которого видит, не может любить Бога, которого не видит» мы приходим к идее, что Бога не видимого человечьему глазу, но с точки зрения Христианской идеологии, с точки зрения Христианства как психического феномена, стоит искать в ближнем, окружающем. В этом варианте, поиска и Бога и самого себя через окружающего мы напрямую можем видеть два очень популярных психологических механизма для современной культуры. А именно Бог – смысл человеческий жизни познается через окружающего, то есть во внешнем мире, то есть через экстравертную установку, а поиск Бога, который изначально есть в каждом человеке, через ближнего четко напоминает проекцию, которая не имеет ресурса к самопознанию, зато имеет «ресурс» к нагружению собственным психическим потенциалом окружающий мир.

Мы не будем сейчас давать оценочную характеристику проекции и экстравертному познанию мира, хотя можно было бы поговорить о недооценке собственного индивидуального внутреннего мира и постоянном бегстве от него, а мы лишь должны предположить, что эти два механизма неспроста были выделены Евангелием. Предположительно выделены они были святым источником, потому как эти установки описывают ведущий механизм современной Европейской, Американской и, конечно же, Российской души, которая в отличие от Европы сохранила Христианство в изначальном виде никак не трансформировав его взглядами собственной культуры/исконной бессознательной установки, что в лучшем случае говорит о крайней пассивности и не созидательности Российской культуры.

Итак, два эти механизма: экстравертная направленность во вне и проекция являются важнейшими инструментами для познания Бога в христианской культуре. Но, к сожалению, для одних, а к счастью для других, со временем Европейская, Американская, Российская душа стала познавать не только Бога, но и Антихриста, причем многими утверждается, что очень длительный промежуток времени Европа и Америка познает в первую очередь именно Антихриста (речь идет об Аэоне Рыб). На психологическом языке, познание Антихриста, говорит о познании Тени, не принятом, вытесненном из сознания темном материале человеческой души.

Но здесь мы совершенно резонно вправе задать вопрос, а каким механизмом познается Российской, Европейской и близкой к ней Американской цивилизацией ворвавшаяся в современную жизнь Тень? Бесконечные развязываемые войны с Востоком, поиск врага во вне, в том числе и в России Европой, а Россией в Европе и США, ясно говорят нам о том, что ведущим механизмом познания пусть теперь и архетипа Тени остались все те же: Экстравертная установка – то есть поиск во вне и проекция – поиск в ближнем, окружающем человеке. Конечно, если пораскинуть мозгами, можно предположить, что навряд ли такой механизм приведет к успешному познанию Тени и успешному же разрешению задачи – пониманию роли архетипа Тени в человеческой культуре Христианской формации, так как в других культурах/бессознательных установках архетип Тени ведет себя совершенно по – иному. Скорее такой механизм приведет к уничтожению «вредоносного, теневого» окружающего мира, которым таковой становится для проецирующего индивида во вне собственный психический потенциал, но Фрейд уже давно говорил о принципе экономии энергии и стереотипном выполнении пусть и новой доселе неизвестной задачи.

Но все, же давайте вернемся ближе к жизни, тем более в современном мире практически все мы, жители Европейской культуры, которая, правда близка к разрушению и деградации и во многом «благодаря» влиянию Христианства, вписаны в Христианскую цивилизацию и, следовательно, механизмы познания архетипа Тени во вне и через окружающего тоже являются ведущими на территории России. И в таком варианте познания Тени через внешний мир и окружающего неимоверно важна и возрастает роль «Козла отпущения», берущего на себя роль носителя Теневого материала общества – коллективной Тени. Козлу отпущения выгоднее брать себе в ношу именно коллективную Тень, вырастающую из Христианского формата познания мира, так как если он вдруг станет отражателем чьей – то индивидуальной Тени, то такой шаг не придаст ему широкой популярности, правда негативной, но все – таки это популярность, дающая козлу отпущения очень яркую роль в коллективном спектакле, в которой он нуждается. С другой стороны необходимо отметить, что коллективная Тень Христианской культуры лежит на поверхности в отличие от личной Тени, связь с которой зачастую табуирована для личности, потому – как личная Тень может иметь совсем иной механизм функционирования, нежели чем коллективная Тень. Личная Тень индивида вообще может не иметь никакого отношения к Христианству, как к психическому феномену, тогда как оно имеет желание воплощать в окружающем мире только собственные архетипические энергии, а не относящиеся к ней архетипы Христианская психика предпочитает подавлять, заявляя об их патологичности, хотя очевидно, что это очередная проекция данной культуры, являющейся системообразующим фундаментом современной культуры. Стоит также сказать, что если козел отпущения изберет тактику проецирования личной Тени некоего индивида, то тогда он сможет играть именно в его жизни ключевую и важную, но теневую роль. Но психология коза отпущения, о которой мы поговорим подробнее чуть ниже, как правило, такова, что она требует большей популярности и большего пристального внимания, чем внимание всего одного индивида.

Итак, мы попробуем рассмотреть Христианскую схему познания коллективной тени (работать с личной Тенью Христианство, как психический феномен не умеет, в том числе и потому – что индивидуальная природа психики не очень интересна данному психическому пространству) обществом через «козла отпущения» на примере фильма «Класс» снял, который Эстонский режиссер Ильмар Paar. Фильм этот, что не маловажно основан на реальных событиях. Для нас важно будет рассмотреть психологический портрет «козла отпущения», а также попытаться понять, какую выгоду такая роль приносит индивиду, взявшему на себя столь неприглядную функцию. Также немаловажно будет рассмотреть судьбу борца с христианской схемой познания Тени через «Козла отпущения».

Фильм этот, как мы помним, начинается с урока физкультуры, где новенький ученик класса Йозеп (будущий «козел отпущения») становится причиной поражения баскетбольной команды, в состав которой входит лидер класса, по имени Андрес, который конечно к поражениям не привык. Далее Йозеп – постепенно становящийся козлом отпущения козел отпущения становится объектом насмешек и задирательств со стороны парней класса. В конце концов, он решает ответить на агрессию и называет Андреса, главную движущую силу социума (в данном случае класса) гомиком, вызывая естественно тем самым гнев лидера, а, следовательно, и социума, ведь лидер обложка социума ему не пристало слышать о себе столь нелестные отзывы, с этого момента и начинается разыгрываться социальная драма. Но перед тем как переходить к описанию дальнейших событий фильма – реальной истории, стоит еще раз пристально взглянуть на начало событий. В них, мы можем углядеть одно большое противоречие в нынешнем поведении «Козла отпущения» – Йозепа с дальнейшим его поведением. Дело в том, что именно он, в будущем покорно терпящий издевательства «козел отпущения» здесь и сейчас почему – то сам провоцирует конфликт (несколько раз не отдавал мяч, просящим партнерам демонстративно игнорируя их, сам бросал в кольцо, тогда как баскетбол ни его игра, а затем прилюдно оскорбляет гомиком уже разъяренного проигравшего лидера). В таком поведении видно явное противоречие будущей рабской покорности. Поэтому возникает вопрос, зачем состоялась такая провокация, спровоцировавшая дальнейшую негативную реакцию в адрес Йозепа со стороны социума – класса, которая и наделила его, по сути, ролью козла отпущения? Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте вернемся к нынешнему статусу Йозепа – новичка. Пока он еще не «козел отпущения», но он новенький, не имеющий пока четкой социальной роли в среде, где он появился совсем недавно. Такое же провокативное поведение на уроке и дальнейшая роль «козла отпущения» напрямую говорит нам, что бессознательно (естественно) личность Йозепа постоянно стремится быть в центре событий, ведь роль «козла отпущения» очень заметна и выделяется в обществе. То есть, мы можем предполагать, что личность Йозепа, стремится быть важной для общества, заметной, в центре событий и потому ищет социальной роли, которая бы отвечала таким личным особенностям.

Но так, как он новенький и попал уже в выстроенное общество (класс) то ему априори не получится стать центром внимания обычным, привычным способом, потому как в обществе (классе) есть уже центральный персонаж тем более за такой короткий срок. Теоретически Йозеп может стать и лидером, а не козлом отпущения, но для этого, по крайней мере, ему сначала нужно стать своим в классе, затем найти слабые места Андреса, которые так, же кажутся слабыми остальному классу. И вот в таком варианте, который закончится тем, что Йозеп в чем – то переиграет Андреса, но с выгодой для класса, то есть повысит одновременно свой авторитет и класса, но приемлемым именно для класса образом (а например не для родителей класса) вероятен исход, при котором Йозеп станет нормальным лидером. Но этот путь долгий, требующий долгого нахождения в Тени, в данном случае имеется ввиду – быть незаметным и полностью своим для класса. Поэтому Йозепу нужно либо отказаться от своей желанной центральной роли либо, найти обходной вариант для получения заметной роли в обществе и конечно роль «козла отпущения» очень даже подходит для получения очень приметной роли в социуме. И, конечно же «козла отпущения» должен выбрать лидер (Андрес), ведь именно его тенью, которая, по сути, Тень коллективной психики, все установки которой впитал в себя Андрес, вследствие чего он и стал лидером, должен стать пресловутый «козел отпущения». Итак, мы с вами видим разыгрываемую бессознательную комбинацию, а апофеозом этой комбинации является обзывательство гомик, с помощью которого лидер окончательно подсажен на крючок «козлом отпущения». Такое обзывательство лидер, конечно, простить не может и роль «козла отпущения» за Йозепом отныне закреплена. Кроме того, вспоминая дальнейшие действия фильма, стоит сказать, что обзывательство попало в самую точку, оно задело Лидера, затронуло его теневую личность, во главе которой коллективная Тень. И теперь вышедшая на поверхность сознания теневая часть лидера (обложки социума) аффективно – заряженная, должна быть прожита, но не им самим конечно, а по выше упомянутым законам через ближнего «козла отпущения». Здесь еще раз важно отметить как быстро, и умело, неосознанно естественно, а благодаря бессознательному знанию о схеме проживания коллективной Тени, привязал «козел отпущения» лидера, а соответственно и все общество к себе. Наградой же, как мы уже говорили, за выполнение столь неприглядной роли будет являться постоянное внимание к «козлу отпущения», в котором он нуждается в связи с особенностями личности.

Далее мы можем видеть, как выбранного «козла отпущения» презентируют всему обществу, ведь выбран он был только одной частью общества – парнями класса. Поэтому восполняя пробел неизвестности его презентируют второй части общества – девушкам класса, заталкивая к ним в раздевалку раздетого «козла отпущения» – Йозепа, показывая его несостоятельность в защите собственного тела, это очень примечательный факт, такая беззащитность является полной противоположностью, Тенью Андреса (класса) сознательного – сильного, уверенного в себе. Такая противоположенная роль по отношению к Андресу, ясно говорит нам о том, чей тенью является козел отпущения. Таким образом, в самом начале фильме мы видим ритуал посвящения в «козлы отпущения», причем важно отметить, что провокация идет от самого будущего «козла отпущения». На провокацию лидер успешно поддается, потому, как задета его теневая сфера, но по сути воплощающая установки коллективной психики, нуждающаяся в осознании, но, к сожалению, герои фильма не знают других вариантов осознания тени, кроме как через другого, ближнего, более аффективно – заряженного, нежели чем собственная личность.

Здесь вообще можно было бы остановиться, так как схема запущена, козел отпущения и лидер тесно связаны и вроде бы никто и ничто, не в силах разрушить, такой крепкий «тандем», но здесь вдруг неожиданно появляется еще один герой фильма – отображения реальных событий, зовут его Каспар. Он собственно и держал дверь женской раздевалки, не выпуская оттуда «козла отпущения», но затем поддался уговорам девушки, в которую влюблен и выпустил теневого персонажа из раздевалки, вызвав тем самым гнев и агрессию в свой адрес Лидера. То есть пока Каспар был вписан в коллективное действо (посвящение в «козлы отпущения» Йозепа) то был в безопасности, являясь частью деятельности системы по освоению теневой функции, но как только он выключился из системы, перестав быть ее частью, судьба Каспара тут же перестает находиться в безопасности. Здесь мы явно видим пример деспотичной системы, не желающей ни на минуту отпускать от себя индивида, которая очевиднейшим образом, отображает суть современной коллективной психики.

Говорить пока можно об одном, Каспар единственный герой фильма, являющийся не только, коллективной фигурой, но и индивидуальной, отступающей от коллективных интересов в сторону своих собственных. Естественно даром это не проходит с этого самого момента Каспар начинает вытесняться коллективной системой в низы этой самой системы, а ведь, наверное, все дело еще в том, что вот этим ранним освобождением «козла отпущения» он не позволил полностью познать часть своей тени Лидеру (а соответственно и всей коллективной психике в психическом рабстве, у которой находится лидер), ведь если он сознательно такой сильный и уверенный, то его тень полностью противоположна. Поэтому для осознания ее через ближнего требовалось больше времени, ведь именно длительный временной промежуток нахождения голым – беззащитным в женской раздевалке мог вызвать бы, столь ущербный портрет «козла отпущения», адекватный и эквивалентный, но противоположенный сознательному успешному портрету Андреса в лице Йозепа.

Итак, Каспар, сам того не осознавая разрушает тандем «Козел отпущения» – лидер, которые как мы видим, нуждаются друг в друге. Наказание следует незамедлительно, Каспар не оказывается в списке приглашенных на вечеринку – (коллективное явление для избранных членов социума). Попадает он туда с опозданием, но и там конфликт продолжается, после того, как Каспар пытается уединиться со своей девушкой Теей от остальной части класса, и естественно, что на этом коллективном сборище главенствует Андрес – лидер, тиран. Опять – таки такое уклонение от коллективного заданного пути Каспаром, вызывает гнев лидера, все заканчивается потасовкой и последним «пионерским» предупреждением Каспару от лидера, с посылом либо ты играешь по общим правилам, которые задаю я (обложка системы, идеальный портрет, поэтому лидером и выбран) либо тебе не поздоровится. Ну а обще заданные правила для всех членов социума на данный момент времени, как мы помним, связаны с познанием архетипа коллективной тени через Йозепа – «козла отпущения», которому не смотря на все издательства класса статус этот выгоден, так как помогает раскрыться его амбициозной личности, которая готова нести на себе даже Тень коллективной психики (класса) лишь бы быть на виду у общества, а не незаметным новеньким, приехавшим, не пойми откуда.

Теперь мы переходим к рассмотрению следующего эпизода разыгрываемого системой, познающей коллективную Тень через ближнего, эпизод этот связан с частью фильма описывающий 2-й день жизни класса из семи представленных. С символической точки зрения семь дней, во время которых происходит знаковое кульминационное событие для пространства, очевидно, пересекается с Христианской мифологией, с установками коллективного бессознательного поля. За семь дней зародилась жизнь, в данном же случае, который связан с разрушением жизни (ведь практически весь класс, разыгрывавший драму проживания архетипа коллективной тени через своего ближнего погибнет), мы видим гибель жизненного пространства (класса) за семь дней. То есть система развязка драмы одинакова, однако отличаются они лишь знаком исхода. В одном случае жизнь зарождается, в противоположенном случае – случае познания Тени жизнь разрушается. Переходя же к рассмотрению второго дня жизни класса очень важно увидеть, как Каспар, начинает вытесняться системой в ее нижние социальные слои, то есть по ближе к «Козлу отпущения». Его стул измазывают краской, сидеть на нем невозможно и он садится с Йозепом, процесс этот естественно указывает Каспару его новое место в классе (обществе). Вот так быстро, Каспар был переведен из элитных или обычных парней класса (в принципе его можно отнести и туда и туда, важно лишь отметить, что он был приближен к лидеру) в теневые слои. Такова цена его самостоятельности, попытки быть достаточно сепарированным от социума/класса, иметь собственные цели.

Также мы помним, что Йозеп стал «козлом отпущения» именно после того, как назвал Андреса – лидера – гомиком, вскрыв тем самым теневую область этого самого лидера – обложки коллективной психики. Для того, познать теневую часть своей личности – гомика, через ближнего своего (хотя мы должны все время помнить, что ничего своего в личностном наборе у Андреса нет) Андресу одного Йозепа недостаточно, и естественно в «помощники» Йозепу система снаряжает того ее члена, который не очень – то подконтролен, то есть того кто угрожает целостности системы и энергию необходимую системе для существования пытается вынести за ее пределы (то есть свою собственную психическую энергию, которой Каспар дает направление за пределами коллективной психики, что очень сильно его отличает от Йозепа – козла отпущения), обесточивая ее тем самым, как энергетическую систему. Поэтому, чтобы обезопасить систему от распада и потери нужной психической энергии, система (Однако не стоит в данном случае рассматривать слово система в негативном ключе, как то делают практически все «современные свободолюбивые умы». Слово, понятие системы само по себе обладает нейтральным свойством, просто неким пространством, явлением, консолидирующим определенные процессы. А вот такой тираничной данную систему делает образ восприятия мира, выстраивающий именно такую систему, который как уже говорилось неоднократно связан с Христианством, как психическим феноменом, бессознательной установкой.) через своего лидера находит нерадивому ее члену новое место, близкое к «козлу отпущения». Эта новая роль очень мощно энергетически заряжена, потому как на ее долю предполагается важная задача. И уж такая – то новая роль в связи с ее мощной заряженностью наверняка не выпустит нерадивого Каспара (то есть новая роль поработит Каспара) за пределы «родной для него» системы и таким образом потери необходимой энергии не произойдет, что для самой системы очень важно. Можно кстати предполагать, что принцип психоэкономии энергии, выведенный Фрейдом (Который в определенной мере, мы наблюдаем и, рассматривая данный случай произошедший с классом. В данном случае коллективной психикой экономится энергия Каспара, которая правда в данном случае блокируется, как самостоятельная и признается априори принадлежащей системе/класса, но цели коллективная психика при этом достигает. Каспар до поры до времени остается с ней.), как доминирующий в психике человека, который, кстати, был выведен при наблюдении за невротическими личностями, а затем перенесен на всех остальных обитателей коллективной психики, что конечно с логической точки зрения выглядит не вполне разумно и даже абсурдно, выполняется именно той психической системой, которая не может самостоятельно созидать психическую энергию. То есть можно предполагать, что в индивиде имеется определенное количество психической энергии, полученной при рождении, данной культурой, социумом, семьей и т. д. и экономить ее будет именно тот, кто не сможет сам более создать некий психический путь, который и наделит его энергией. Действительно и то, что не все люди живут таким принципом. Существует достаточное количество людей (которые, кстати, практически, всегда, становились героями для коллективной психики) которые создают собственный, индивидуальный путь при этом, созидая энергию и которые не могут терпеть монотонной жизни современной культуры (только, их нужно отличать от тех людей, которые не терпят постоянства, обязанностей, что скорее говорит о нарциссичности, свойственной большинству так называемых оригиналов). Таким образом, в очередной раз можно констатировать, что психология Фрейда строилась именно вокруг невротичной личности и совершенно игнорировала истинный духовный психический потенциал человека, могущий развиваться и созидать, и потому разрыв Фрейда и Юнга просто обязан был произойти. В специфике же нашего исследования мы должны отметить, что если пласт коллективной Христианской психики (пласт) ведет себя также, как невротическая личность, опираясь на принцип психоэкономии энергии, то это очевиднейшим образом говорит о его патологических свойствах и акцентуациях, не позволяющих также созидать самостоятельно и может потому данной психической системе так необходим человек, в которого она очень крепко вцепилась и не собирается ни в коем случае выпускать его из своих рук, блокируя взаимодействие человека с другими психическими системами.

Возвращаясь же к нашему исследованию стоит отметить, что такой ход коллективной психики (отряжающий индивида, который слишком самостоятелен, как психический элемент и вообще близок к выходу из коллективной психики в низы, теневые слои) тонко намекает остальным ее участникам, что может произойти с ними, если они воспротивятся законам коллективной психики, которые на данный момент времени толкает социум на познание коллективной Тени через окружающего. На этом примере мы можем видеть появляющуюся небезопасность именно для тех людей, которые отказываются познавать тень через окружающего, то есть для тех людей, которые выходят за грань христианских законов, однако оставаясь при этом жить в христианском сообществе и далее пытаясь бороться с навязанной схемой познания коллективной Тени.

Такое положение дел очень легко углядеть в современном европейском обществе, выстроенным в данный момент времени именно что вокруг законов коллективной Христианской психики. Выражается это в этическом, эмоциональном отношении к «козлам отпущения». Здесь общество разбивается на два противоположенных, мощно аффективно – заряженных лагеря. Один лагерь стремится уничтожить козлов отпущения и избавиться от Современной Тени, второй лагерь же наоборот старается защитить нерадивых членов общества и даже сделать их полноправными участниками социума, то есть внести козлов отпущения в поле социума, а вместе с ней и коллективную Тень. Защита же козлов отпущения связана с тем, что в случае их полного уничтожения системе понадобятся новые представители данной социальной группы, поэтому лучше охранять данную группу уже в сформировавшемся варианте, тем более данная группа со своей функцией успешно справляется. Естественно этот компромиссный вариант устроит все три стороны, «Козлы отпущения» получают максимум внимания (которое им необходимо, но в адекватных жизненных условиях в связи с собственной недоразвитостью они его обеспечить для себя не могут), социальной энергетики плюс теперь они еще и в безопасности. Люди, борющиеся с козлами отпущения, как с патологией общества получают возможность держать «собственную Тень» постоянно в фокусе, на поводке, в зоне видимости получая тем самым энергетическую подпитку на борьбу с ней. Люди же, опекающие безопасность «козлов отпущения» получают власть, обустраивая рамки общества, где находится место всем, а заодно познавая при этом высшую степень «добродетели», находя «свет» в самом «темном» участке общества. Проблемы же, как мы понимаем, возникают у людей типажа близкого к Каспару.

Типаж этот довольно широко представлен в современной культуре, особенно потому – что люди не Христианского формата функционирования психики начинают возвращаться в жизнь коллективной психики. Кто – то отказывается познавать Тень через окружающего, потому – как его Тень отличается от тени социума, кто – то из за интровертной установки, которая вообще, по сути, нарушает Современное Экстравертное Христианское видение мира, кто – то по гуманным соображениям. Важно одно отказываться можно от такой схемы, бороться с ней не следует ни в коем случае, ведь эта схема прописана давно и отображает напрямую бессознательный характер общества. Причем как мы предположили выше все участники такого познания Тени имеют свою выгоду и, потому борцы с этой схемой будут вынуждены вступить в неравный бой, со всеми вышеописанными слоями схемы познания, заранее обрекая себя на проигрыш. К тому же другой то схемы у представителей коллективной Христианской психики нет в наличии для познания Тени, а Тень меж тем становится все более важным, заметным участником человеческой жизни, поэтому познание ее продолжится, пусть и через другого, окружающего, который в данной схеме мало, что оказывается рабом установок своего ближнего, так еще и в большинстве случаев подлежит разрушению. Возможно, Шопенхауэр, говоря об абсолютности зла, о его равноправия добру (подобными идеями наполнено и творчество Херманна Хессе, смысл которых сводится к тому, что у Бога должна быть и Теневая, разрушительная природа), пытался привнести и схему его познания, но, к сожалению, к его мнению никто не прислушался. К тому же, познание через другого совсем не так мучительно, как через себя, особенно для экстравертной психики, которую данная работа в отличие от идей Юнга не включает наряду с интровертной психикой в одну систему, а наоборот разделяет их. Психика, функционирующая с помощью экстравертного механизма, в принципе оторвана от своего внутреннего мира, полностью ориентируясь на мир внешний, в том числе и поэтому данному механизму функционирования психики очень трудно познавать свой внутренний потенциал (что все равно не должно оправдывать ее, так как трусость, в том числе и в познании себя, по мнению одного классика является главным пороком и в том числе, потому – что экстравертный механизм познания себя принес большие разрушения окружающему человеку пространству). Связи с ним как таковой нет, и устанавливается эта связь в большинстве случаев условная, опираясь на коллективные догмы (которые потому – как сооружены другой личностью могут и не подходить для многих индивидов). В конкретном рассматриваемом нами случае – познания коллективной Тени догмат (в том числе устами апостолов) предлагает познавать Тень через окружающего, в числе и в связи с не болезненностью данного варианта для собственной личности. Но здесь нам стоит оговориться, ибо рассматриваемый нами вариант через фильм отличается большей радикальностью от того что проигрывается в современном обществе.

Дело в том, что возрастные особенности героев фильма (реального действа) не позволяют им полностью быть полноправными членами современного общества, ибо радикальность и большая сила Эго присуща этому возрасту еще не надрессированная «общественными спасительными законами». К тому же данная возрастная группа еще не совсем общественна, не взросла и потому во многом, что не имеет возможности получать один из главных подарков общества – деньги, которые заодно и диктуют правила поведения и заставляют многих принять в общество столь нелюбимых многими же людьми «козлов отпущения». Поэтому в этом фильме мы скорее видим «сырой», инстинктивно – архетипический вариант познания коллективной Тени, через окружающего, не отрегулированный персоной – социальной частью психики человека. И если мы вспомним не очень приятную концовку фильма (розыгрыша познания Тени через окружающего), то думаю, у нас есть возможность поблагодарить персону за вмешательство в такой вариант познания Тени. Хотя такое вмешательство все – таки всего лишь оттягивает общую неблагоприятную концовку, так как энергии архетипической выделяется глубинами человеческих душ все больше и все больший пласт теневой психики среднестатистического человека христианской формации, доминирующей в современной коллективной психике требуется в познании. Само наличие такого мощного энергетического заряда опять же отбрасывает нас не к совсем здравому разрешению проблемы, так как решается эта проблема не той частью психики, какой следовало бы и предположительно бесконечно это продолжаться не может, в результате чего может произойти какое – то коллективное психическое событие, которое сбросит персону с трона (часто таким событием являлась война), вследствие чего наружу вырвется архетипически – природная энергия, которая не подвластна человеку, потому – как он ее игнорирует и к чему это приведет можно только гадать. Поэтому кроме позитивных мыслей о светлом будущем каждому нуждающемуся в конкретном случае стоит пробовать познавать собственную Тень не через окружающего, а через себя, внутри себя, хотя такой вариант психической жизни (интровертный) мало кому знаком (Позивистически смотрящие на жизнь психологи к которым отчасти можно отнести и Юнга утверждают, что интровертность, как и экстравертность присутствует в любом человеке. Но это высказывание чрезмерно позитивно, пропитано взглядами современной хаотической бессистемной культуры, которая по алхимическому принципу пытается соединить все «в едином целом» наделе, же поработить все в бессистемной Дионисийской каш, и хочет того, что оно заявляет в большей степени, чем есть на самом деле. Наблюдение за большинством человеческого общества говорит о том, что в них нет никакой интровертности вовсе, а присутствует лишь внешняя жизнь. Те же аспекты жизни человека – как любовь, которые приписывают очень часто к внутренней жизни на самом деле есть не что иное, как удовлетворение потребности и в том числе еще лучше быть адаптированным во внешнем мире.) в современном обществе. Но так как, к сожалению, пока такой вариант отсутствует (а скорее вытесняется из данного поля, так как такой подход, по сути, не является продуктом данного поля, а находился в нем благодаря тому, что подавляемые, дискредитируемые и уничтожаемые христианством культуры/бессознательные установки все – таки смогли, сумели остаться в коллективной психике) в поле христианства мы вновь вернемся к его нынешнему виду и рассмотрим к чему привел бы вариант познания тени через окружающего, без помощи персоны (социального фактора, социальной жизни внесшей свои коррективы в познание психического потенциала человека, в том числе и архетипа, Тени). И все же теперь, мы не будем забывать, что персона не сможет вечно регулировать такую схему, так как априори не может справиться с энергией, выходящей из глубин души, духа человека и, в конце концов, все может закончиться, как и в фильме – саморазрушением не эффективно – действующей системы.

Итак, Каспара, система (класс) вытесняет с его доселе привычного места в более низкий социальный слой ближе к «козлу отпущения» (одноклассники измазали его привычное место в классе и он вынужден сесть с Йозепом). Далее мы видим эпизод, в котором одноклассники крадут тетрадку Йозепа, тот рассказывает об этом учительнице и весь класс по велению учительницы вынужден стоять целый урок в знак наказания. Этот момент крайне важен для закрепления отношений лидер (выразитель идей общества) – «козел отпущения». Дело в том, что общей коллективной энергии для проживания тени через окружающего в обществе (классе) еще не достаточно, такое же наказание класса из – за козла отпущения, увеличивает энергию раздражения, ненависти тех участников общества, которые были к «козлу отпущения» недостаточно агрессивны. Теперь же после того, как сам козел отпущения своим поступком (жалобой учительнице, спровоцировавшей наказание всего класса, в том числе и тех его членов, которые может быть и не стремились познавать коллективную Тень через своего ближнего) втягивает в познание (хотя в данном случае будет вернее сказано – проигрывание) Тени весь класс (что, кстати, опять – таки характеризует Йозепа, как искусного манипулятора, обратившего на себя внимание даже тех, кому он был совершено, не интересен), агрессия по отношению к «козлу отпущения» в социуме выросла значительно. Еще бы одноклассникам пришлось простоять целый урок по воли Йозефа – стукача. По сути, эта возросшая агрессия несет в себе больший заряд на познание тени через окружающего и, по сути, этот урок стоя сплачивает класс вокруг борьбы с «козлом отпущения» – Тенью класса. И теперь Андрес – лидер после этого унизительного простоя, наделен большей коллективной энергией и у него есть возможность более глубже исследовать Тень через окружающего. Очень примечательным моментом, показывающим более крепкую фиксацию класса (общества) на Йозепе является эпизод, когда одна из девушек класса после простоя на уроке говорит, что если бы она была парнем то она непременно бы избила Йозепа – «козла отпущения», то есть в данном случае с психологической точки зрения она вносит в коллективное поле свою агрессию и передает ее парням, обложкой, движущей силой которых является Андрес и которые могут более эффективно распорядиться агрессией, нежели чем девушка. Кстати тот факт, что познание коллективной, но мужской части Тени (так как и Андрес м Йозеп – мужчины) осуществляется, теперь, даже женской частью социума – пласта коллективной психики в очередной раз говорит нам о том, что мы рассматриваем коллективную психику тиранического и бессистемного, Дионисийского типа. Исходя из логики, мы должны предполагать, что у женской части коллективной психики/класса своя Тень, так как психология и физиология у женщин другая, нежели чем у мужчин. Но алхимический стиль мышления, который является Теневой частью Христианства, как психического феномена и именно в котором он и развился наиболее полно имеет свойство смешивать все в единое, но бессистемное, хаотическое «целое» (по факту в бессистемный хаотический психический продукт), где вся масса архетипов становится порабощенной архетипической энергией по отношению к системе, в которой она закупорена. Это следствие понятное дело ведет к вырождению пространства, к размыванию у него границ, в котором, в необходимом для психической системы процессе (в данном случае – познании коллективной Тени) задействованы даже те архетипические энергии, которые в принципе могут не иметь никакого отношения к проживаемому коллективной психике процессе, трансформации, как например, в данном случае женская часть общества/коллективной психики задействуется в проживании мужской коллективной Тени Христианской формации. Этот факт, очевиднейшим образом говорит о том, что во – первых данная психическая система (которая имеет множество родственных психических систем матриархальной формации, например Индуизм, с которым так яростно боролся Буддизм) имеет явный недостаток в энергетическом потенциале и потому для проживания некой психической трансформации задействует архетипические энергии, которые не имеют никакого отношения к данной трансформации. Этот факт еще раз говорит о том, что матриархальные психические измерения существуют по принципу психоэкономии энергии, выведенной Фрейдом, который, однако, не может быть априорным механизмом для функционирования других психических систем более высокой организации, как например тот же самый Буддизм. Во – вторых факт того, что в матриархальных психических измерениях к коим относится и Христианство, как психический феномен, при проживании некоторых ключевых для коллективной психики трансформаций используется архетипическая энергия, не имеющая никакого отношения к данной трансформации (как в рассматриваемом нами случае психический потенциал женской части коллективной психики/класса используется для проживания мужской коллективной Тени) говорит о том, что данная трансформация не будет прожита адекватно, эффективно и не достигнет своих целей, так как архетипы, не имеющие отношения к трансформациям, в коих они задействуются, производят видоизменения не по тому образцу, который необходим для данной трансформации. Если же такой принцип матриархальной коллективной психикой будет осуществляться постоянно (а именно таким принципом и пользуются матриархальные психические системы), то, это понятное дело приведет к абсолютному хаосу и общей не эффективности функционирования коллективной психики, которая с каждой новой трансформацией, только лишь усиливает свое хаотическое состояние. Потому в очередной раз стоит отметить, что Шопенхауэр, Нигилизм, широко представленный в Буддизме, заявляющие об абсурде окружающей жизни (которая в современном ее виде как раз и подвластна матриархальным психическим измерениям) и в необходимости отказа от нее правы на все 100 %. Действительно сам механизм функционирования матриархальных психических измерений не эффективен и только лишь усугубляет кризис данных систем. А вот, Юнг, говоривший также о хаотическом свойстве коллективной психике (но которую он наблюдал, и которая понятное дело являлась часть коллективной Христианской психики), но предложивший идею, что человек должен привести в целостность коллективную психику выглядит в данном случае излишне позитивистски настроенным. Ведь, как бы ни хотел человек целостности, доминирующий в современной коллективной психике хаос поглотит его, как поглотил и исказил он теорию Юнга, приравняв например духовное начало человека, которое очень широко описал Юнг в своих работах с нарциссизмом, который, по сути, разрушает истинную духовную природу человека. Таким образом, стоит предполагать, что человек может добиться внутренней целостности, опираясь на иные психические системы более высокой организации, но находящиеся в данный момент в Тени коллективной психики. Но чтобы жить по их принципам, а соответственно и добиваться развития, а не стагнации человеческой культуры, что происходит теперь под влиянием матриархальных психических измерений придется конфликтовать с современной коллективной психикой и отсекать те архетипические энергии, которые человеку не нужны, но которые пытаются влезть в его жизнь, так как алхимический принцип требует участия всех архетипов. Очевидно, что такой путь психической жизни это уже иной путь, нежели чем тот, что доминирует теперь в человеческих культурах, на который решаются единицы, а вот для того, чтобы жить в канонах современной коллективной психики вероятнее всего наиболее эффективно будет отрицать данное бытие по методу Шопенхауэра, Буддизма.

Возвращаясь же к рассматриваемому нами варианту познания коллективной Тени, но мужской ее части, в который, однако деструктивная психическая система вписывает и женскую часть коллективной психики, что заведомо обрекает данный вариант познания мужской Тени к неудаче, можем отметить, что Козел отпущения продолжает подыгрывать всему классу. В беседах с лидером он провоцирует агрессию, а когда дело доходит до прямого столкновения с обложкой класса, сопротивления не оказывает, вызывая еще больший заряд агрессии по отношению к безжалостному неудачнику – полной противоположности по отношению к остальным ученикам (участникам сообщества).

Теперь же давайте перейдем к рассмотрению судьбы Каспара. Вытесненный системой ближе к козлу отпущению он лишается других источников социальной активности и вся деятельность теперь связанна с фигурой «козла отпущения», вернее он, не зараженный (что с логической точки зрения может говорить о том, что Каспар, как психический феномен не является составной частью данной коллективной психики, а вписан он туда искусственно и по воле случая) теневыми проекциями общества (класса) видит Йозепа другим и всеми силами пытается разрушить навязываемую схему познания коллективной Тени через окружающего, ближнего своего. Надо сказать, что такое поведение Каспара не вызывает радости, что и логично у лидера (обложки социума), у девушки Каспара и вот, что показательно и у самого «козла отпущения» Йозепа.

Йозеп просит, Каспара в разговорах оставить попытку защитить его, он даже говорит, что уж отучится, как – нибудь остаток учебного года, несмотря на издевательства и уедет потом в Голландию. В этих словах четко можно видеть, что это лишь этап в социальной жизни Йозепа, а потом будет другой. Проблема же Каспара заключается в следующем, если он не будет оказывать сопротивление обществу, то какая же у него будет социальная роль, вернее будет ли она вообще? Вся энергия общества (класса) направлена на познание коллективной Тени, но мужской ее части через окружающего, правда познается она и женской частью класса, что сразу говорит о не эффективности данного варианта, так как каждый архетип имеет свои границы, а вот энергия Каспара нет, но так как человек существо социальное, то он все, же должен быть вписан в социальные отношения тем более в современной Европейской экстравертной цивилизации, которая на более ранних этапах своего развития особенно в тех местах, где она была подвержена значительному влиянию Кельтской и Германской культуры имела интровертный склад. К тому же все – таки Каспар испытывает на себе более всех давление социума, ведь разыгрывание гомосексуальной Тени предполагает двух участников, а защищая «козла отпущения» он вызывает агрессию в свою сторону, а агрессия делает его союзником «козла отпущения» то есть эквивалентной фигурой, ибо он мешает познать Тень и эта агрессия дегенеративного социума, в конце концов, вытолкнет Каспара самого в «козлы отпущения», по сути можно сказать, что он в ловушке и каждый участник класса – социума подталкивает на участие в проживании Тени через окружающего. Итак, у Каспара очень неприглядная позиция, выгоды и цели в сложившейся ситуации у него быть не может, а не сопротивляться Злу силою (познанию коллективной Тени всей социальной группой), он не может, так как по всей вероятности его личность не является частью данного коллективного пласта психики. Единственное, что его могло бы, наверное, спасти его, так это выход из деструктивного социума (что в данном варианте развития событий единственно правильное решение), но повторюсь рассматриваемый нами возраст не очень предназначен для такого глубокого рассмотрения проблемы, плюс радикальность этого возраста толкает зачастую, именно на открытое столкновение с проблемной ситуацией, которую Каспар решить в любом случае не сможет, в том числе и потому – что, он одинок в данной ситуации, несмотря, на грядущие (в том числе негативные) последствия.

Итак, Каспар вытесняемый из «светлого» пространства социума занимает единственно возможно доступную в данный момент времени социальную роль, роль борца со схемой познания Тени через своего ближнего и человека, пытающегося разрушить данный вариант познания коллективной Тени. В конце концов, такое противоборство и попытка лишить социум «единственно доступной Тени» вызывает изрядную долю агрессии социума и энергия, направлявшаяся на одного Йозепа, теперь распределяется социумом на Йозепа и Каспара. Кроме того, мы должны обратить внимание на то, что Каспар не может считаться составной частью коллективного пласта психики (класса), в отличие от Йозепа, который выбрал роль козла отпущения в связи с особенностями собственной личности (которые такой же дегенеративной и патологической природы, как и психические особенности всего класса, обложкой коего выступает Каспар), куда он вписан искусственно, потому – что он активно конфронтирует, в том числе на физическом уровне с лидером, будучи уже вписанным самим классом в роль козла отпущения. В данной схеме познания коллективной Христианской Тени (которая правда становится настолько коллективной, что начинает разрушать различие между мужским и женским психическим началом, а жители коллективной психики, не могущие и не желающие сопротивляться Злу силою признают затем такой патологический вариант развития за норму) козел отпущения никогда не сопротивляется познанию Тени через него. Именно из свойства не сопротивления индивида воле коллективной психики Христианского формата образовалась идея «не сопротивления Злу силою», описанная Толстым, который и сам был одним из индивидов, не сопротивлявшихся Злу силою, способствовавший своим творчеством приходу революции в Россию, принесшей одно из самых страшных зол во всей человеческой истории. Собственно козла отпущения выбирают именно потому, что бы, он не мог сопротивляться тому ритуалу, которому на нем осуществляют. Человек же сопротивляющийся данному ритуалу в определенной мере разрушает его, потому он и не может быть козлом отпущения в полной мере. Да его могут насильно сделать таковым, но факт его сопротивления и попытка разрушить им данную схему (Именно таковое поведения в первую очередь должно говорить о том, что пред нами индивид, не подчиняющийся воле современной коллективной психике, так как в случае не принятия роли козла отпущения, индивид может начать искать себе другую роль в лоне современной коллективной психике и найдя ее, удовлетвориться. А вот человек, разрушающий варварские устои современной коллективной психики, но не с целью самореализации, и в меньшей степени, только лишь отрицающий их, таковым своим поведением ясно показывает свою не принадлежность современной коллективной психике.)

Возвращаясь к Каспару стоит все – таки отметить, что в определенный момент времени, он предпринял попытку оставить роль борца со схемой познания коллективной Тени через своего ближнего, он даже, как мы помним, пообещал Йозепу больше не заступаться за него. Однако здесь мы видим очень примечательный момент, суть которого заключается в том, что эта попытка запоздалая, ибо он уже ассоциируется самой системой с эквивалентом козла отпущения. Закрепляет же его новое место в системе, как мы помним, лучший ученик класса Пауль, который в связи с собственной «гениальностью» выводит идею, что коли Йозеп и Каспар зашли в класс последними, то значит они гомики. Логическую связь, здесь конечно невозможно рассмотреть не при каких условиях, как вообще невозможно увидеть хоть толику разума в жизни современной коллективной психики. Просто дело в том, что не вышедшая на свободу агрессия (должна была эта агрессия прожиться, проявиться в очередном избиении перед уроком «козла отпущения»), обращенная в адрес «тени – Йозепа» из – за его нарочного опоздания, что с символической точки зрения еще сильнее нагнетает сверх агрессивный фон, только увеличивается (то есть энергия, обращенная в адрес коллективной Тени должна прожиться немедленно и отлагательств не требует – многие войны, конфликты начинаются именно так – архетипическая энергия в таком варианте не подконтрольна человеку) в социуме/классе и путем проекции лучшего ученика класса обретает еще большую силу (то есть желание прожить, познать Тень) в сознании общества (класса).

Насколько мощная энергия гомосексуализма в классе мы видим в том эпизоде, когда одноклассники создают почтовый ящик на имя Каспара и шлют от его имени собственные теневые – гомосексуальные послания Йозепу. И они же назначают роковую встречу для Йозепа и Каспара. Назначают, пользуясь собственными желаниями, а Андрес в данном случае становится только объектом их воплощения – козлом отпущения. В этом эпизоде мы можем наблюдать, как Каспару решившему покинуть деструктивную (перестав защищать «козла отпущения») систему этого сама система – общество – класс не позволяет осуществить задуманное. Причем делает это не лидер, а лучший ученик класса, который своей проекцией фокусирует общую коллективную Тень класса на Йозепе и Каспаре. Этот факт еще раз показывает, что травля, развязанная изначально Андресом в адрес Йозепа является не сугубо его собственным желанием, а волей коллективной психики (вновь в данном случае можно вспомнить о Шопенхауэре, описывавшего коллективную волю, как хаотическое и даже негативное явление, использующее человека в своих ужасных целях и лучшее, что может сделать человек по Шопенхауэру это отречься от коллективной воли/коллективного бессознательного, но того образца, который встретил в своей жизни Шопенхауэр и которая с тех пор стала еще ужаснее и бесчеловечнее). Для того чтобы остаться обложкой социума ему нужно выполнять желания всего сообщества и лишь так исполняя прихоти всего общества он останется его лидером – элитным представителем. Ну а в следующем эпизоде, мы можем видеть, как обезумевшее жаждой познания коллективной Тени, но мужской части через окружающего, деструктивное общество выводит в сознание свою гомосексуальную Теневую часть естественно через своих ближних, окружающих.

Важно опять – таки подчеркнуть какую важную роль в этом «познании» играет лидер, ведь «познание» было под угрозой (Благодаря успешному физическому сопротивлению Каспара, что еще раз доказывает, что он имеет ресурс сопротивления Злу силою, что должно доказывать не принадлежность его к коллективной психике, в которую вписан он искусственно). Но ведь на, то он и лидер, чтобы сохранить целостность и успешность общества. А ведь если бы «познание» не состоялось позиции лидера были бы поколеблены, да и энергия, направленная на познание Тени через «козла отпущения» могла потерять бы свой мощный заряд и уж точно фигура Каспара была освобождена от проекций и операция по познанию Тени через окружающего была бы провалена. В таком варианте больше всех провалился бы лидер, не выполнивший прихоти социума – класса, связанной с познанием тени через окружающего, вследствие чего он мог и потерять статус лидера. Но лидер не выпустил ситуацию из – под контроля пусть из помощью холодного оружия, но в политических целях все средства хороши.

Итак, с момента начала фильма и по момент сцены на пляже мы наблюдали с вами схему познания коллективной Тени через окружающего, ближнего своего с помощью фигуры «козла отпущения». Тень эта, как мы видим, ничтожна, физически неполноценна, не может постоять за границы своего тела, социально дезадаптирована и гомосексуальна (фигура предположительной Тени является полной противоположностью сознательной оболочки класса, но также четко характеризует данный класс/ пласт коллективной психики, большая часть представителей которого возможно компенсировали свою личностную неполноценность «успешным» социальным развитием, играя роль биомассы на фоне лидера). Здесь очень важно отметить, что самая отвратительная роль в разыгрывании гомосексуальной Тени мужской части класса, в познание которой задействована и женская часть, потому – как в алхимическом пространстве все общее и слившееся, достается самому здоровому участнику социума, который был близок к уходу из деструктивной системы, но в связи со страхом системы потерять своего члена и вместе с ним необходимую психическую энергию, необходимую системе для поддержания собственной «целостности» был отправлен в самые низы, далее был унижен морально и физически. Однако в связи с особенностями сильного характера, Каспар признавать свою навязанную социумом низость не захотел, и идея разрушения деструктивной системы ожила теперь в нем вновь и гораздо мощнее, что опять – таки говорит о том, что пред нами не истинный козел отпущения, не сопротивляющийся Злу силою, так как он и есть объект для воплощения зла/психопатологий, а личность сильная, здоровая морально – нравственная и оказавшаяся в данной социальной системе волей случая. Необходимо также предположить, что если – бы Йозеп был один в роли козла отпущения, без Каспара, то на разрушения социальной системы/класса он бы не решился и что именно наличие Каспара, являющегося по всей вероятности представителем некоего другого бессознательного измерения, имеющего внутри себя ресурс сопротивления Злу силою, толкает и Йозепа на месть классу, который после прожития, а точнее проигрывания коллективной Тени через своего ближнего успокаивается и начинает жить другими интересами.

Конец ознакомительного фрагмента.