Вы здесь

Арт-коучинг. Как перестать блуждать в лабиринте кризиса и выйти на новый уровень. Шаг первый. Самостоятельная работа (И. В. Гуляева, 2017)

Шаг первый. Самостоятельная работа

Как снова начать «видеть свет в конце тоннеля»

Кризис жизненный или творческий часто приносит с собой отсутствие желания и энергии. Возможно, вы что-то очень хотели, но ваши действия не принесли результата, вы не видите выхода из вашего жизненного или творческого тупика, у вас опускаются руки, и нет желания действовать. «Зачем что-то пытаться делать, если все равно ничего не получится?», «Я уже столько раз пыталась, ничего не меняется», «У меня не осталось ни на что сил»… Причин «попадания в яму» множество, выход – один. Конечно, у каждого читателя он будет свой, но начинать я рекомендую с того, чтобы позволить себе найти свою нить Ариадны. Этой нитью может стать повышение вашей осознанности, понимание, чего вы на самом деле хотите. Вы можете сказать: «Я точно знаю, чего хочу… точнее, я уже ничего не хочу». К сожалению, «встроенный алгоритм» способов получения желаемого не всегда оказывается своевременным или действительно приводит к нужного результату. Мало кто задумывается над тем, насколько верны их представления о том, что те или иные действия гарантируют желаемый результат. Мы действуем, исходя из усвоенных еще в глубоком детстве знаний, полученных от нашего окружения. Мало кто, став взрослым, занимается пересмотром своих концепций по тому или иному вопросу – пока не наступит кризис в жизни. «Женщина обязательно должна быть замужем», – «говорит» бабушкиным голосом усвоенная жизненная установка, которая приводит к тому, что, не успев выйти из одних неудавшихся отношений, женщины срочно пытаются вступить в другие, не дав себе времени на передышку, на понимание того, чего она на самом деле хочет. «Мужчина всегда должен строить карьеру» – такая концепция не дает мужчинам насладиться ролью отца, когда в семье появляются дети: им некогда – надо зарабатывать больше денег для семьи. Они стараются, пропадают целыми сутками на работе, и чада вырастают, а их отцы так и не познают радости близкого, душевного взаимодействия со своими детьми.

Что вы на самом деле хотите? О чем вы мечтали, когда были ребенком или подростком? Какие цели «задвинули в дальний угол», потому что появилась семья, работа, дети? От чего отказались, из-за того что не получилось с первого/второго/третьего раза, и вы решили для себя: не получается и не получится никогда? И теперь вы пытаетесь заглушить «стон ваших неисполненных желаний» бесконечной работой, занятостью, едой, алкоголем, постоянным саморазвитием? «Вот еще один проект закончу и тогда отдохну», «Вот еще один тренинг пройду, и я наконец-то начну выполнять все, что мне рассказали на занятиях», «Вот еще один год путешествий и я „заведу“ семью и ребенка». Ваша деятельность необязательно может быть такой разрушающей и осуждаемой в обществе, как вредные привычки – алкоголь или безудержное поедание еды, но она может быть «ширмой», отделяющей вас от того, чего вам на самом деле хочется, но чего по тем или иным причинам вы безудержно боитесь и избегаете. Это удивительно, но часто под запрет попадают такие невинные и простые вещи, как желание хороших, доверительных, стабильных отношений, возможность быть успешными и богатыми, умение сохранять баланс между работой и творчеством. К сожалению, еще наши мамы и папы жили в то время, когда быть счастливым, благополучным и богатым было небезопасно, не говоря уже о более старшем поколении. В каждой семье существуют разные «страшилки», такие как: «Дедушка стал начальником, а потом его арестовали» или «Бабушка удачно вышла замуж, а ее подружки-завистницы написали на нее кляузу, и их семью раскулачили, после чего глава семьи заболел и умер» и т. д. Страх хорошего буквально живет в телах многих из нас, уводя от видения[1] легких и простых алгоритмов достижения целей. Этот страх гасит желание, шепчет: «Не высовывайся, будь как все». Не дает почувствовать происходящие в человеке перемены, уводит от возможности выйти на новый уровень.

Ваша нить Ариадны – это понимание того, чего вы хотите, и приверженность вашим истинным намерениям. Это обучение навыкам разработки своего пути и поддержки себя в процессе следования. Эта нить, которая не даст запутаться в лабиринте чужих представлений о том, как вам следует прожить свою жизнь, кем вы должны быть и что вы обязаны делать.

Как отыскать свою нить Ариадны? Через осознание видения вашего развития и постоянную «сверку» с ним с помощью ежедневного упражнения «Осознанное чувствование». Также я предлагаю ощутить нить Ариадны реальнее, купив или смастерив браслет, который будет обозначать ваше видение, и при взгляде на который вы будете каждый раз вспоминать, чего вы на самом деле хотите и какое направление поможет вам выйти из кризисного состояния.

Как начать выбираться из «ямы»

Когда человек находится в кризисе из-за развода, неприятностей на работе или дома, невозможности проявить свое творчество, очень сложно найти силы выйти из тупика. Надо научиться формировать поддерживающую среду как помощь в переменах, а также находить силу в видении желаемого будущего. Притягательное будущее необходимо вам для того, чтобы преодолеть инерцию настоящего момента, особенно если вы переживаете кризис и чувствуете упадок сил, энергии, отсутствие надежды. Для кризиса характерно «застревание» энергии, инерция, проявляющаяся в жизни и в настроении. Вам сложно действовать целеустремленно, внимание рассеянно, часто такое происходит из-за глубокого разочарования в себе/окружающих/жизни. Не сбылись какие-то ваши ожидания, и вы впадаете в состояние «овоща», лежащего перед телевизором или сидящего перед экраном компьютера, зависающего часами в социальных сетях, читающего ненужную информацию, обсуждающего других людей, сплетничающего, проводящего время в пустых разговорах. Некоторые при этом злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Вы не живете, вы просто выживаете, вяло разменивая день за днем, ожидая, что произойдет чудо. Но если ничего не делать, ничего и не произойдет, будет лишь еще больше разочарования и скатывание по наклонной.

Для кризиса характерно «застревание» энергии, инерция, проявляющаяся в жизни и в настроении.

Инерция часто подпитывается такими нашими рассуждениями: «У меня все хорошо по сравнению с…» Если вы поймали себя на подобных мыслях – осторожно! Это соблазны инерции, которая нашептывает: «Зачем тебе развиваться, прикладывать усилия, многие люди мечтают о такой жизни, как у тебя и т. д.». Инерция забирает ваши силы, погружая вас в состояние младенца, убаюкивая сравнениями, не давая двигаться вперед, делать усилия, развиваться. Постарайтесь не сравнивать себя с другими людьми, сравнивайте себя только с собой. Перечислите 5–10 пунктов, которые для вас важны, например: семья, отношения с близкими людьми, работа, творческое развитие, путешествия, хобби, знания и т. д., и сравните свое состояние по этим пунктам сейчас и год назад. Лучше всего сравнивать по 10-балльной шкале – так получается нагляднее, и вам будет легко сравнивать даже такие абстрактные вещи, как уровень счастья. Здесь вы можете положиться на ваши субъективные ощущения: насколько счастливы на данный момент и насколько вы были счастливы год назад. Такое сравнение дает возможность сразу увидеть, в каких областях вы продвинулись вперед, а в каких – «просели», где у вас наступает период стагнации. Вы сможете вовремя обратить внимание на негативную тенденцию в той или иной области жизни и запланировать действия, которые помогут преодолеть намечающуюся тенденцию к инерции и постепенно выровнять, а в дальнейшем и улучшить показатели в данных сегментах вашей жизни.

Один из критериев того, что вы попали в зону инерции, – это формирование жестких, ригидных убеждений.

Я называю такого вида ограничения – «Только так и не иначе». Данные мыслеформы служат вам защитой от перемен, не дают увидеть возникающую стагнацию. Вы начинаете бояться перемен, много усилий тратите на поддержание вашего статуса/имиджа, потому что вам кажется безопасным находиться в этой зоне покоя и штиля. Габриэлла Рот, создательница танцевальной практики пяти ритмов, написала о тенденции инерции следующее:


На самом деле, придя на танец жизни, вы стоите у стенки, отказывая каждому предложению подвигаться, боясь неизвестности или не желая глупо выглядеть, – вы даже не делаете усилия. Но эта заторможенность – непроницаемость для всего, особенно для сигналов вашего тела, которое становится хранилищем всех ваших подавленных чувств, мыслей и действий, – съедает всю физическую, эмоциональную и умственную энергию. И вы неспособны использовать вашу энергию как-то по-новому, демонстрируя одни и те же модели поведения и постепенно угасание тела и духа. Поскольку вы не решаетесь вдыхать жизнь полной грудью, приток вашей жизненной энергии очень ограничен.


Энергия инерции – это земля, тяжелая, тягучая, еле преодолеваемая гравитация. Чтобы преодолеть эту силу, тянущую вниз, к видимости стабильности, однородности, неизменчивости, нужно создать очень хорошее и сильное видение, которое поможет вам силой своего притяжения, силой будущего «подняться с земли» и начать движение вперед. Вначале это будут очень робкие шаги, с прерыванием. Вы будете то начинать, то снова откладывать что-либо. Ничего страшного – сильное притяжение не так просто преодолеть. Шаг за шагом, постепенно, выполняя простые действия, вы сможете преодолеть силу инерции, и в этом вам поможет хорошо прописанное и увиденное желаемое будущее.

Вам нужно разбудить свою страсть, энергию, внутренний огонь, который поможет преодолеть все барьеры, возникшие в результате кризиса. А как возникают кризисы? В процессуальной терапии, о которой я буду много рассказывать в этой книге, принято считать, что часто попадание в кризисное состояние происходит из-за того, что человек боится перейти в своем сознании и жизни от старой идентификации себя к новому восприятию. Когда ему страшно принимать изменения, происходящие с ним, например, в результате развода или женитьбы, нахождении новой желанной работы или потери старой, удавшегося или неудавшегося проекта.

Да, это удивительно, но кризисы возникают не только как следствие неуспеха и невозможности достигнуть чего-то желаемого. Успех тоже часто может вызвать сильный личностный кризис, как бы человек к этому успеху до этого ни стремился. Потому что удавшиеся проекты, как впрочем и неудавшиеся, подразумевают узнавание о себе новой информации, которую иногда человек оказывается не в силах принять. Если ребенку всю жизнь говорили, что он неудачник, что ничего у него не получится, то у мужчины или женщины очень сильной мотивирующей силой было желание доказать, что «я успешен или я успешна!». Достигнув же желаемого, человек сталкивается с очень сложной дилеммой: ему придется отказаться от внутреннего навязанного ощущения «ты – неудачник», что также для него означает отрыв от семьи и своих корней. Новая роль успешной личности будет требовать выполнения определенных действий, для реализации же старых ролей: «Ох, уж этот наш любимый сын неудачник» или «Бедняжка, у нее никогда ничего не получалось, как бы она ни старалась», – будут нужны совсем другие поведенческие реакции.

Вас как бы разрывает пополам, и не важно что – неудача или успех, но именно страх перейти от старой идентификации себя к новой становится источником вашего кризиса – личного, профессионального, творческого.

Как совершить этот переход более плавно, по возможности избежав падения в глубины инерции, депрессии и болезней – об этом моя книга. Из нее вы сможете больше узнать о механизме кризиса, понять, как можно постепенно присваивать себе новые качества, шаг за шагом осваивать незнакомую территорию своей личности с помощью техник процессуальной терапии, арт-коучинга, интуитивной живописи и свободного танца.

Как возникает кризис? Понятие «край» в процессуальной терапии

«Черта», за который вы оставляете вашу старую идентичность и принимаете новую, в процессуальной терапии называется «край». Люди годами могут «топтаться» около края, но так и не могут пройти его. Положение усугубляет то, что край, как правило, людьми не осознается, он только выражается внутриличностными или внешними конфликтами, телесными симптомами. И если человек очень сильно «задерживается у края», то желание идти дальше начинает выражаться посредством болезней тела, таким кардинальным способом подталкивая его к переменам. А. Минделл так пишет в своей книге «Вскачь задом наперед»:


Если у вас есть желание вызвать телесный симптом, то надо сделать так: подойти к краю, но не преодолевать его. Это кратчайший путь к болезни, хотите – попробуйте. Фактически мы все время так делаем.

Сейчас, узнав программу действий, как можно стать больным, вы узнали и путь к излечению. Надо всего лишь изменить последовательность действий. Вместо того, чтобы остановиться у края – перейти через него.


Каким образом возможно шагнуть через край? При помощи арт-коучинговой визуализации. Представьте, что вы уже находитесь в своей новой идентичности. Как вы там себя чувствуете, ощущаете, двигаетесь? С этого шага я и предлагаю начать ваш выход из кризисного состояния, составить видение себя через 10 лет. И, кстати, легче всего увидеть себя через какой-либо проект, которым вы хотите заниматься.

А. Минделл пишет о желательности постепенности перемен, и я дам упражнения для ваших прогулок «по краю и за него», с возвращением в старую идентичность, в случае если вас начнет одолевать страх и возникнет желание стабильности. Из-за того, что край практически не осознается, важно начать процесс самонаблюдения за собой, когда вы будете работать самостоятельно в упражнениях, а также при помощи партнера в парах или в групповых процессах. Краевое поведение выражается в том, что человек говорит одно, делает другое, действует бессознательно, иногда забывает, о чем говорит, резко меняет тему разговора. Очень важно научиться технике понимания себя, осознанности своих действий и поступков. И понимания не через ум, а через конкретные изменения в вашей жизни.

Самый лучший способ применить полученные в этой книге новые знания о себе – это применить их в каком-либо проекте по реализации того или иного вашего желания.

Да, я знаю, что когда человек переживает кризис, очень часто нет даже сил о чем-то мечтать. Хочется лечь, свернуться в клубочек, накрыть себя одеялом и заснуть, ну или по крайней мере, не думать ни о чем, потому что, как правило, мысли, что приходят в голову, приносят еще больше мучений. Именно в такие моменты – почти полного энергетического и эмоционального истощения – я предлагаю вам взять немного энергии «взаймы» – от вашей мечты. Даже если вы не будете в нее верить, даже если она кажется вам немного сумасбродной, даже если никакой мечты и нет – ее можно придумать. Именно энергия идеи поможет вам стряхнуть с себя путы инерции, колдовство упаднического настроения. Ведь на самом деле, когда вы в кризисе, вы находитесь под «чарами» идей «Я в кризисе», «Я неудачница», «Я проиграл», «Больше никогда в моей жизни не будет такой любви», «Эта женщина была для меня всем», «Это единственный мужчина на свете, с которым я так идеально совпадала» и т. д. Если выделить основную суть всех этих идей, это будет мысль: «Я что-то упустил(а) в жизни, и больше такого шанса в моей жизни не будет». Иногда одной этой мысли – об упущенном шансе – достаточно, чтобы у человека опустились руки и ничего не хотелось делать, никого видеть и слышать.

Один из главных вопросов этой книги, который я хочу, чтобы вы задавали себе в процессе выхода из кризиса: кто делает выбор?

На что вы выбираете обращать внимание? Какие идеи вы допускаете до своего разума? Это может быть мысль о том, что в вашей жизни еще будет множество шансов и вы сможете реализовать свои мечты, или это может быть идея, что второго шанса не дано. Иногда реальность такова, что на самом деле кажется, что возможности упущены. Когда у меня умер папа, меня невыносимо мучила мысль, что я ему не сказала, что у меня выходит вторая книга. Что никогда ему это уже не могу сказать. Поддерживала ли меня эта мысль в тот трудный период? Нет, конечно. Наоборот, отнимала все желание двигаться дальше, лишала последней энергии. Но как только во время процессуальной терапии мне пришла идея, что меня мучает не то, что я ему тогда не сказала радостную новость, а сам факт, что я уже ничего не могу ему сказать. «Какая идея может тебя поддерживать?» – спросила меня терапевт. «Идея о том, что он знает, что происходит. Что мы в итоге будем знать все друг о друге», – ответила я. И именно эта мысль стала для меня поддержкой в тот сложный момент моей жизни.

Поэтому я предлагаю вам проводить строгий «фейс-контроль» мыслей в голове. Тестируйте их на количество энергии. Поддерживает ли вас та или иная идея? Дает ли она вам энергию или забирает ее? Вдохновляет или обрезает крылья? Тянет в пучину кризиса или, мягко поддерживая, выводит из состояния энергетического и морального коллапса?

И у вас есть выбор. Выбор придерживаться той или иной идеи. Даже когда вначале совсем не просто сойти с «колеи» одних и тех же грустных и угнетающих мыслей. Сложность заключается в том, что кризис часто бывает вызван травматическими событиями.

В психофизиологии человека есть механизм запоминания травмирующих событий. Один их характерных критериев, указывающих, что у вас травма, – это «хождение по кругу»: вас преследуют одни и те же мысли, а часто и похожие события, вы постоянно как бы наступаете на одни и те же грабли. Как справляться с травматическим опытом, как научиться «менять» надоевшую «пластинку» угнетающих мыслей я расскажу в разделе «Работа в парах».

Во многих книгах и на тренингах говорится о важности окружения в жизни человека. Представьте, что идеи, которые каждый раз «сбивают» вас с ног, стоит вам только начать попытки выйти из кризисного состояния, – это люди, которые тормозят ваше развитие. Стали бы вы с ними общаться или постарались избегать навязчивого общения и постепенно исключить этих людей из вашего круга общения?

На самом деле люди постоянно живут в окружении идей, не задумываясь о том, каким мыслям они открывают полный доступ к себе. Мир идей, фантазий, чувств в процессуальной терапии называется сновидческим уровнем. И хотя этот уровень достаточно эфемерен и не представлен чем-то, что можно увидеть и потрогать, для многих людей сновидческая реальность иногда является очень даже осязаемой и наиболее комфортной для «обитания». У каждого человека есть свой мир – ощущения, представления. Иногда сновидческий уровень достаточно близок к обычному, материальному уровню. Этот уровень в процессуальной терапии называют консенсусным.

Консенсусный уровень – это обычная реальность, в отношении которой у людей существует негласная, но в то же время почти всеми безоговорочно принимаемая договоренность о том, что реально.

Ваше тело считается в обычном мире более реальным, чем ваши идеи. А деньги, например, кажутся очень реальными. Но если начать разбираться, то можно увидеть, что у людей столько сновидческих, не имеющих реальной основы идей по поводу денег. Я бы сказала, что уровень консенсуса – это то, что можно потрогать, ощутить благодаря тем или иным чувствам человека.

Идея упущенного шанса, или как перестать сливать энергию в «черную дыру»

Многие творческие люди чувствуют себя как рыба в воде в сновидческом мире – мире своих фантазий, ощущений, чувств – и им дискомфортно в реальности: «слишком громко, ярко». Чувствительность позволяет хорошо ощущать предстоящие перемены, иметь возможность подготовиться к ним, но она также наделяет излишней тревожностью и страхами, лишает энергии действия. Любая идея может «зайти без спроса к вам домой» и завладеть вашим вниманием, начать распоряжаться вашей энергией, отвлекать от того, чем вам на самом деле важно заниматься. Например, нередко люди, переживающие кризис, оказываются в сетях идеи упущенного шанса. Скажем, они не смогли произвести нужного впечатления на работодателя. Или не сумели выстроить отношения с «единственным» на земле подходящим человеком. «Только с ним я была бы счастлива», – говорит себе девушка, и вместо того, чтобы заниматься собой и своей жизнью, тратит моральные и временные ресурсы на сожаления и ругает себя: «Как я могла быть такой невнимательной», «Это был мой шанс изменить всю мою жизнь», «Мы так подходим друг другу, другого такого мужчину мне не найти». Так как у меня большой опыт по работе с любовными зависимостями, могу вам сказать с уверенностью; я много раз слышала подобные слова – и потом у женщин обычно находились другие партнеры.

Идея упущенного шанса подобна черной дыре. В нее может уйти вся ваша энергия, и вы годами будете пребывать в апатии и депрессии. Вы едва откроете глаза, как вместе с вами будет просыпаться эта идея, и невыносимая боль будет закрывать от вас весь мир. Все ваши мысли сузятся до одной: «Я упустил(а) шанс всей жизни». И тут же вся жизненная энергия будет уходить, словно вода в песок, в никуда.

Люди могут годами позволять этой мысли, как без конца играющей пластинке, вертеться в своих головах. Вот что я попрошу вас сделать: станьте наконец-то хорошим ди-джеем для самого себя: снимите эту пластинку и поставьте что-то другое. Выберите другую идею, которая поможет вам бодро вскакивать с постели, едва проснувшись. Идею, которая подарит вам столь недостающую для выхода из кризиса энергию. Идею, которая расшевелит вас, которая будет вызывать желание действовать, рождать в голове новые мысли каждый день, и вы не заметите, как начнете танцевать на празднике жизни.

Пусть это будет идея из вашего видения, идея о ваших проектах, которые вы для себя наметили. Пусть вначале она вас даже не вдохновляет, не очень нравится, и вам тяжело вставать с постели, чтобы начать действовать, но со временем вы заметите, как энергии становится все больше и больше, в голове «светлеет», вы ощущаете желание что-то делать, чувствовать жизнь, продвижение. Вы как бы получаете в союзники идею ваших проектов и соответственно необходимую энергию для их реализации. Например, вы, потеряв в кризис работу, решили, что теперь освободилось время почитать все книги, которые вы до этого покупали по дизайну интерьера, но на которые вам не хватало времени. Читая книги, вы вначале начинаете менять дизайн своего дома, затем – помогать другим, потом, когда вопросов у других становится все больше, проводите мастер-класс по данной тематике, через какое-то время создаете обучающий курс, и через год вы «находите себя» обучающим дизайну интерьера других людей и получающим заказы по обновлению дизайна помещений.

Иногда люди даже не замечают, как их идея сначала меняет их сновидческий мир, затем, через действия, меняется мир материальный.

В свое время мне никак не удавалось выучить английский язык. Я знала его на уровне travel english, и внутри меня не было уверенности, что мне этого уровня хватит для того, чтобы говорить. Мне помогла идея совершенствования себя как учителя медитации в танце. Я чувствовала сильную потребность развиваться дальше как преподаватель танцевальной медитации, и мое незнание английского языка не пускало меня за край моей новой идентичности – «Я свободно говорящая на английском». Я решила попробовать – поехала танцевать на ретриты в Вену и Берлин. Там все мои страхи оставили меня, я видела, как многие люди из Франции, Германии и других стран тоже не так хорошо владеют английским, как я думала, но это не мешает им ездить и обучаться. Энергия идеи «Мне надо развиваться дальше как преподавателю танцевальной медитации» помогла мне преодолеть мой страх, преобразовала мою реальность, дала возможность двигаться дальше.

Невероятное количество вдохновения подарила мне идея потихоньку учиться делать фотографии. Я заметила, что у меня хорошо получается фотографировать своих друзей, особенно в процессе свободного танца. Я стала проводить занятия «Созерцание в танце», где могла совместить две свои страсти – танец и фотографию. Каждое такое занятие давало множество идей и энергии, которые порождали новые идеи и понимание путей их реализации. Фотографии с этих занятий вы можете увидеть на форзаце этой книги.

Именно таким образом ваши идеи и их воплощение могут дать вам энергию, чтобы выйти из затяжного и глубокого кризиса. И здесь я бы хотела подробнее рассказать о процессуальной терапии и сновидческом уровне нашей жизни, о том, как важно выбирать, какие идеи формируют наше окружение.

Что такое процессуальная терапия и как она может помочь справиться с жизненными сложностями

А. Минделл выделил три уровня реальности: консенсусный (уровень обыденной, материальной реальности), сновидческий уровень (мир фантазий и грез) и сущностный (уровень Сущего, Бога). Все эти уровни между собой связаны и влияют друг на друга.

Именно поэтому ваши идеи – это, можно сказать, проект вашего материального будущего. Если вы думаете, что что-то для вас невозможно, то это действительно становится непреодолимым барьером и приводит к кризису, так как внутри вас существуют силы, которые все равно будут вас толкать вперед, к вашему развитию.

Если вы думаете, что упустили шанс, то все ваше внимание сужается до внутреннего коллегиального «совещания»: «Почему так получилось, кто виноват и т. д.?» У вас развивается туннельное зрение, и вы на самом деле начинаете упускать возможности, которые появляются в вашей жизни, и еще больше ругаете и осуждаете себя, что приводит к апатии, депрессии и нежеланию что-либо делать. Вот так идея упущенного шанса может изменить вашу материальную реальность, лишить вас нужной энергии и желания действовать и, соответственно, получать нужные результаты, быть довольными собой.

Также А. Минделл писал о понятии первичного и вторичного процесса в человеке. Первичный процесс – это то, что человек в себе осознает и признает как свою идентичность, свое «Я». Вторичный процесс – это то, что человек в себе не принимает, что находится на бессознательной территории, часто отвергается, осуждается, проецируется на других людей. «Мой муж такой жадный», «Мои дети такие неаккуратные», «Мой начальник очень ленивый». Люди предпочитают не замечать в себе те или иные качества, вытесняя их в бессознательное. Это также могут быть не только плохие качества, но и очень хорошие, такие, которые люди не позволяют себе иметь. «Вы такой мудрый», «Вы очень щедрая», «У вас так развита интуиция». Многие люди готовы «подарить» свои качества другим, проецируя на них свои позитивные стороны, которые они не смеют увидеть и почувствовать в себе.

Процессуальная работа – это практика многоуровневого осознания. Когда вы для себя приняли решение: «Я – это и я – не то». Например, «Я – добрая женщина, я никогда не злюсь». Удивительно, но как только вы так решаете (иногда это решение принимается на бессознательном уровне), как все вокруг пытаются «показать» вам, какая вы злая. Коллеги на работе, начальник на совещании, дети дома – все просто испытывают ваше «ангельское терпение» и злят вас. Вот если бы не все эти «неосознанные» люди, то вы бы были сама доброта. С помощью процессуальной терапии можно понять свои решения, почувствовать, что вы отрицаете, впустить это в свою жизнь. Как только вы признаете факт «Я могу быть и доброй, и злой, и я сама выбираю, какую часть мне развивать», то почему-то прекращаются конфликты на работе, начальник становится милейшим человеком, даже дети начинают себя вести как ангелы. Потому что ваш вторичный процесс «Я злая» становится вами осознаваем, и вы контролируете его, а не он вас.

С помощью процессуально-ориентированной терапии вы познаете внутренние неосознаваемые процессы, «включаете свет» в темных уголках вашей души. Иногда люди боятся этого делать, так как им кажется, что в темноте спрятаны недостатки и нехорошие чувства. Много раз на сессиях я видела, как люди начинают работать со своим страхом, и оказывается, они боятся своей силы, а не слабости. Своего таланта, уникальности, работоспособности и т. д. Процессуальная работа – это практика осознания себя на всех уровнях реальности – как на обычном, материальном, так и на сновидческом и сущностном. Вы учитесь осознавать себя как «единицу» и материального мира, и сновидческого «выдуманного», а также мира сущностного. Вы приобретаете навыки изменения себя, своего окружения и мира в целом через познание себя.

Ум новичка, или как «перелететь» проблемы

Итак, какая идея даст вам энергию «взаймы»? Какой проект поможет вам выйти из творческого, профессионального или личного кризиса?

Часто я сталкиваюсь с тем, что, когда задаю подобные вопросы, люди начинают чрезвычайно серьезно относиться к поиску ответа на данный вопрос. Им кажется, что от выбора идеи, проекта или проектов зависит все их дальнейшее будущее. Точнее, что они могут ошибиться в выборе, и так как у них был печальный опыт упущенных шансов и неправильных выборов, такой вопрос вызывает ступор. Т. е. вместо того, чтобы двигаться дальше, вы можете застрять на этом вопросе и не получить нужной энергии для выхода из кризиса.

Я очень прошу вас отодвинуть серьезность, советующую вам подойти к поиску ответа на вопрос об идеи или проекте со всей ответственностью. Возможно, на следующих этапах реализации ваших желаний вам и понадобится серьезность, но вначале «пригласите в гости» легкость и игривость, чтобы преодолеть силы инерции, которые тормозят вас у края, вызывая кризис.

В процессуальной терапии есть понятие «ум новичка». Это когда терапевт внимательно исследует, какие техники предпочтительны для клиента. Например, терапевт любит работать с визуальными образами, а клиент предпочитает движение. В таком случае желательно, чтобы терапевт оставил свои любимые способы работы и выбрал тот метод, который более удобен клиенту.

Я предлагаю вам использовать «ум новичка» для выхода из творческого или профессионального кризиса. Порой жизнь предлагает свой способ «работы с ней», а мы в ответ пытаемся «прогнуть» ее под свои привычные шаблоны решения задач.

Приглядитесь, что жизнь предлагает вам снова и снова в качестве решения той или иной проблемы? Возможно, вам требуется оставить ваши предпочитаемые методы решения задач и включить «ум новичка».

Например, если вы в хорошем смысле слова «достигатор», для вас в жизни очень важен результат, вы очень хорошо умеете ставить перед собой цель и идти к ней, несмотря на возникающие препятствия. Достаточно часто такие люди успешны, но не во всех областях жизни. Например, у женщины хорошо складывается карьера, но есть сложности в личной жизни. Или у мужчины прекрасная семья и спортивные успехи, но не складывается карьерный рост.

Когда такое происходит в течение несколько лет, область, в которой не получается достигать желаемых результатов, «провисает» и со временем как бы перечеркивает успехи в других сферах и «втягивает» человека в кризис.

Если рассмотреть, как человек пытался решить задачу в сложной для него области, то можно увидеть, что он использовал привычный для него шаблон решения задач – тот, который срабатывал в других сферах. Возможно, ему стоило бы применять для разрешения проблем в трудных областях «ум новичка».

«Ум или сердце, которое сосредотачивается на потоке событий, а не на достижении определенной цели», – так описывает это явление Эми Минделл, жена создателя процессуальной терапии.


Упражнение «Ум новичка для решения задач в сложных областях»

Попробуйте увидеть, почувствовать, понять, какое решение вам предлагает жизнь.

Составьте список ваших действий для решения проблемы в области, из-за которой вы оказались в кризисе.

Выделите для себя те действия, а возможно не-действия, которые дали хотя бы минимальный результат.

Попробуйте проанализировать, к какому типу принадлежит это действие. Привычно ли оно для вас? Или вам дискомфортно? Возможно, вы любите держать все под контролем, а единственное действие, приведшее вас к нужному результату, – это отсутствие контроля с вашей стороны. Или наоборот, вы не любите никаких замеров, контрольных цифр, аналитики, любите поток сознания и вдохновение, но одно из самых успешных действий вы совершили, когда ко всему подходили с «измерительной линейкой», например, начали применять хронометраж для того, чтобы закончить затянувшийся на несколько лет проект.

Какое решение проблемы вам предлагает жизнь? Возможно, оно вам не нравится, оно непривычно, поэтому кажется инородным и чужим, но оно работает. Как вы можете использовать «ум новичка» для того, чтобы начать использовать те методы, которые предлагает жизнь?

Иногда внутри человека уже настолько много отчаяния по поводу сложных областей жизни, что ему не хочется ничего делать. Мне очень понравилась метафора, которую использовала одна из моих клиенток. Она сказала: «Я думала, что в этой области у меня уже ничего не получится. Какая-то заколдованная тема и передо мной глухая непробиваемая стена. Оказалось, что стена просто реально очень высокая и мне ее не преодолеть самой. Но на вертолете это возможно».

Какие действия или не-действия будут вашим персональным «вертолетом», который поможет вам перелететь «непробиваемую» стену проблемной области, которая втянула вас в кризис? В вас всегда есть часть, которая хочет помочь вам выйти из кризисного состояния, вам надо только научиться новым способам решения задач.


Таким образом, ваши действия по использованию «ума новичка» для решения задач в трудных для вас областях могут быть такими.


1. Составьте список действий, которыми вы уже пытались решить задачи в этих областях жизни.

2. Найдите то действие, которое принесло максимальный результат, когда у вас что-то получилось.

3. Проанализируйте, что вы делали, чем это действие отличается от привычных вам паттернов решения задач.

4. Попробуйте повторить это действие, увеличьте масштаб, количество подобных действий, даже если они вам непривычны.

5. Попытайтессь найти ответ на вопрос: «Если бы это действие стало вашим персональным вертолетом, способным перенести вас через стену кризиса, то что еще добавилось бы к этому действию. В каком проекте вы можете выполнять такие действия? Какая идея даст вам возможность потренироваться в получении новых, непривычных навыков?

6. Запишите данный проект или идею. Попробуйте подвигаться, потанцевать с этой идеей, почувствовать ее не через ум, а через тело, сердце, ваши движения.

Формирование желаемого будущего

Не всегда просто увидеть желаемое будущее, «вытащить» его из вашего бессознательного, поэтому я предлагаю технику арт-коучинга «Формирование желаемого будущего», которая состоит из трех шагов. Она помогает прикоснуться к своему бессознательному через интуитивную живопись и свободный танец.


Упражнение «Формирование желаемого будущего»

1. Сформулируйте для себя вопросы: «Каким(ой) я буду через 10 лет в наилучшей версии развития событий? Как я буду выглядеть, что буду делать? Что будет для меня наиболее привлекательным в моем будущем, чем я буду заниматься, как я буду себя чувствовать, какие эмоции я хочу ощущать?»

2. Приготовьте заранее холст/бумагу и краски. Обычно я использую акрил, но вы можете использовать то, что вам более привычно и удобно. Положите холст и краски так, чтобы вы могли в начале потанцевать, а затем сразу сесть рисовать.

3. После того как вы сформировали для себя вопрос и подготовили все для рисования, включите музыку в группе freedomDANCE with Inna Belle (Inna Belle – это мой псевдоним преподавателя танцевальной медитации): https://vk.com/club148623138 или на «Яндекс. Музыка»: https://music.yandex.ru/users/artcoach/playlists, – и потанцуйте, следуя ритмам музыки.

4. Когда музыка стихнет, плавно перейдите к процессу интуитивного рисования. Выразите на холсте или бумаге свои чувства и ощущения, постарайтесь просто рисовать, не пытаясь сразу интерпретировать то, что получается. Насладитесь процессом абстрактного рисования. Когда внутри вас возникнет ощущение «Все, достаточно», отложите кисть и завершите процесс рисования.

5. Глядя на получившийся рисунок, вспоминая свой танец, запишите на бумаге все ваши чувства, надежды, мысли, что приходили в процессе ваших действий. Разрешите себе проявить через слова любые эмоции. Попробуйте выразить, а значит, заметить, что вы чувствуете, в каких процессах находитесь.

6. После этого используйте технику интерпретации интуитивной живописи и «переведите» получившийся рисунок в конкретную инструкцию к действию.


Техника интерпретации рисунка

Закончив рисование, посмотрите на получившийся рисунок. Ответив на следующие вопросы, вы «переведете» язык вашего бессознательного в слова.


1. Посмотрите, как расположен рисунок. Это общая картина или имеются отдельные фрагменты? В случае фрагментов подумайте, как бы вы могли интерпретировать их последовательность? Если рисунок выглядит как цельная картина, где, по-вашему мнению, находится начало? Что происходит и в какой последовательности?

2. Выделите на рисунке три основных цвета. С чем у вас ассоциируются данные цвета? Какой цвет вы бы поставили на первое место, какие на второе и третье места? Какие действия могут обозначать эти цвета для вас?

3. Есть ли в вашем рисунке повторяющиеся детали – круги, треугольники, точки и т. д.? Как вы можете их интерпретировать?

4. Посмотрите на рисунок как на готовый план для реализации вашей мечты. Вы владеете «языком» вашего бессознательного, но слегка забыли его, так как давно к нему не обращались. Какие мысли приходят вам в голову, глядя на вашу картинку? Просто запишите их, не пытаясь анализировать.

5. На вашем рисунке есть какая-то последовательность или ритм? Повторяющиеся краски или сюжет? Что, по-вашему мнению, это может означать?

6. Вспомните свое самое первое действие, когда вы сели рисовать. Это первое действие вашего плана. Какой цвет вы выбрали или что нарисовали? Какие ассоциации это у вас вызывает?

7. Нравится ли вам получившийся рисунок? Какие чувства он вызывает? При взгляде на него у вас возникает желание действовать или вам хочется убрать его с глаз долой? Это тест на вашу готовность реализовать план достижения вашей мечты. В случае негативных эмоций вы можете заново создать рисунок.

8. Письменно ответив на данные вопросы, посмотрите на полученные ответы. Выстроите их в удобную для вас форму. Это ваш план достижения цели.

9. Укажите, в какие сроки вы хотите реализовать запланированные действия. Напишите свои первые шаги, которые вы сделаете в ближайшие трое суток.


В качестве первого шага по выходу из творческого и/или жизненного кризиса я предлагаю выбрать проект или несколько проектов (в зависимости от вашего способа достижения целей). Запланируйте для себя три проекта: один для себя, второй в партнерстве с кем-то, третий для вашей группы или семьи.

Если вы рационал – выберите один проект, реализации которого вы посвятите свои силы.

Если вы иррационал – вы можете уделять попеременно свое внимание всем трем проектам.

Способ достижения целей может быть рациональным и иррациональным.

• Люди, относящиеся к рационалам, предпочитают заниматься одним видом деятельности. Им удобно, когда система разбита на пошаговые этапы. Им сложно отвлекаться от того, чем они занимаются, тем более бросать на полпути начатое дело. Они привыкли доводить до конца все свои проекты. Также люди рационального склада предпочитают такие рабочие структуры, где прописаны все регламенты, есть четкий график работы, расписаны обязанности. Им сложно делать несколько дел одновременно, перестраиваться на ходу, менять свои планы. Люди-рационалы точно знают, когда у них по расписанию поход по магазинам, отпуск и другие важные для них события. Большинство книг по планированию идеально подходят для людей рационалов, так как в них сказано: «Выберите одну цель, разбейте ее на шаги, выполняйте регулярно запланированные шаги и вы достигнете нужного вам результата». Данный совет действительно работает, но только для людей рационалов.

• Для людей иррационального типа этот совет достижения целей опасен эмоциональным выгоранием. Люди-иррационалы не могут регулярно выполнять одно и то же, точнее им сложно заниматься одной и той же работой постоянно. Даже одно рутинное действие они постараются разнообразить различными мелочами. Одна и та же деятельность регулярно приводит их сначала к снижению желания ее выполнять, а затем к эмоциональному и энергетическому выгоранию. Часто людям-иррационалам дают абсолютно «вредные» для них советы, такие как: «Надо собрать волю в кулак и продолжать делать намеченное каждый день, несмотря на эмоции», «Перестань разбрасываться, выбери для себя что-то одно и занимайся только им», «Опять ты какой-то ерундой занимаешься, не приносящей деньги», «И сколько можно учиться? У тебя этими дипломами можно комнату обклеить». Такие советы, а я бы их назвала уничтожающей критикой, возникают из-за полного незнания, как достигают цели иррационалы.

• Прежде всего им точно нужно заниматься двумя-тремя основными проектами и иметь несколько подпроектов «для души». Как правило, у иррационалов больше желаний, чем времени в сутках. И для того чтобы внести ясность и понимание, как же все в этой жизни успеть, иррационалу желательно выписать все свои проекты на бумагу или занести в компьютер. Я иногда пользуюсь записями в телефоне, главное – увидеть все свои планы не в голове, где они собраны в единый клубок, а выписанными в столбик. Тогда становится понятно, сколько у вас желаний, и тогда уже можно с этим работать. Отлично помогает справиться с наплывом проектов упражнение «Колесо развития», я давала его в своих первой и второй книгах по арт-коучингу.

Конец ознакомительного фрагмента.