Часть первая. Эпическая
Франция. 23 Апреля 1519 года.
Умирает старик Леонардо. В окружении диковинных механизмов, каких-то шестерней и крылатых машин. Прямо на смертном одре передаёт он плачущим ученикам своим, самую что ни на есть главную тайну всей своей жизни.
Ему и невдомёк, что в это время из-за толстой портьеры в проковырянную гвоздиком дырочку, за этим секретно подглядывают слуги-рыцари Чёрного Магистра.
Того самого Магистра.
В момент передачи главной тайны, слуги эти неожиданно появляются, дабы вырвать тайну из ослабевших рук Леонардо. Но, наученный Учителем, один, самый любимый его ученик хватает тайну и спасается бегством через потайную дверь. Остальные храбрые ученики Мастера грудью встают на пути злодеев.
Слуги замечают это и от досады закалывают всех оставшихся учеников кривыми церемониальными кинжалами Кукри. Каждого семижды семь раз. А затем бросаются в погоню.
На последнем издыхании Леонардо, своею трясущуюся рукою, шлёт им вслед проклятия, – Чтоб вам всем провалиться! – как обычно провидчески шепчет Великий Мастер и умолкает навеки.
Для справки:
Кукри, в ином написании Кхукри и Кукури – форма ножа, используемого непальскими гуркхами. Клинок кукри имеет характерный профиль «крыла сокола» с заточкой по вогнутой грани… выглядит он жутковато.
Занавес.
Рыцари, верные псы Чёрного Магистра, неотступно гонятся за Учеником по тесным и узким коридорам любимого замка Франциска Первого сшибая по пути попадающиеся канделябры и расталкивая перепуганных прелатов.
Вот они совсем уже было настигают беглеца вблизи кухни, как вдруг на их пути вырастает невесть откуда взявшийся русский купец. Подгулявший торговец пушниной из Мурома – Иван Клык, Маркелов сын.
Прошлой ночью он ошибочно принял замок Кло-Люсе за постоялый двор и теперь крепко шумел, требуя к себе должного обращения и вина.
Вот в этот момент, на полном ходу, ему в пузо воткнулся беглец, едва не выронив бесценный свиток с чертежами Учителя.
Словно стая воронья накинулись на него подоспевшие рыцари. Вот уже ухмылки зазмеились на их бессовестных рожах. Вот уже тускло блеснули страшные кривые ножи Кукри.
Заметив творящееся вокруг непотребство русский купец с криком, – А ну, отвянь малохольные! – спасает юного ученика от душегубов Магистровых, загораживая того своею широкою спиною.
Преследовавшие юношу псы-рыцари, от неожиданности замерли было, но потом ловко перестроились в боевой порядок «клин», более известный в народе как – «свинья».
Вот, что значит дисциплина и вот что значит – традиция!
Но не тут-то было.
Клык недобро оглядел служилых. Затем, скинул на руки мальчонке волчий ушубок, шапку соболью с непотребным орнаментом вышитым распутными чухонками, поясок плетёный с серебряными колечками, ещё кой-чего по мелочишке, да и рванул ворот рубахи. В общем принялся купец нещадно лупить врагов суковатою палкой.
При этом он обстоятельно выговаривал им словно детям неразумным, – А ты кто такой, чтоб в трактире шуметь, а?! А ты, кто такой?! Вот, поганец, ещё кусается!
Да ловко так, стервец, начал их мутузить, словно всю свою жизнь он не купечествовал, а только то и делал, что у какого-нибудь восточного падишаха ковры от пыли выколачивал.
Рыцари, те, ну давай скакать, что твои блохи на сковородке. Успевают только уворачиваться.
Для справки:
Муром – один из древнейших городов России, ровесник русской государственности. Родина известного русского богатыря – Ильи Муромца, внебрачный родственника Ивана Клыка.
Успокоился наш купец, лишь завидев позорное бегство недругов. Напоследок оглянулся ещё раз грозно, потом улыбнулся перепуганному Ученику и тут же потребовал подать сюда обед на двоих.
– Уфф… Ажно взопрел с устатку…, – благодушно пробурчал купец. Тут он вдруг озорно подмигнул в сторону прелатов, чьи острые глазки тревожно поблёскивали из разных тёмных мест в коих они пытались пересидеть нежданно свалившуюся на них напасть.
Видя такую скорую расправу над чёрными рыцарями, повара не смеют более перечить храброму купцу и накрывают обед прямо тут, в центральной зале, несмотря на слабые протесты замковых обитателей.
Сразу же после окончания обеда, на следующий день, любимый ученик Леонардо в благодарность своему спасителю становится русским зодчим. Он так и объявил об этом, робко заглядывающим в залу поварам, что, мол, – вместе с дядей Ваней он тотчас же отправляется в Россию на строительство Кремля. В Москву.
– Поскольку русский царь сзывает со всей Европы мастеров и зодчих, да и платит прилично, то и решать тут нечего, – сказал он прелатам. И хотя те вовсе ничего не имели против, а лишь испуганно моргали, он строго добавил, – А по дороге заедем к дядьям в Муром!
Ну, а коль решено, так тому и… отбыли. А чего кота за оглобли тянуть?
Оголодавшие прелаты с плохо скрываемой радостью только крестились вослед путешественникам, да объедки со стола подбирали.
Для справки:
Прелат (praelatus – поставленный выше) – термин, применявшийся к кардиналам, архиепископам, епископам, генералам и, почему-то, провинциалам…
Слуги Магистровы, естественно, увязались за странной парочкой.
А, что поделаешь – Служба.
Всю дорогу до Москвы рыцари всячески строят друзьям новые козни, но уже инкогнито. Рядом, носа не кажут, ибо опасаются палки могучего Русскаго, исподтишка, так сказать, озорничают. Да и озорничают то, прости Господи, так, что честному человеку и рассказать то срамно; то, шпильку из колеса тележного сдёрнут, то лошадям перцу кайенского под хвост подсыплют, так что ополоумевшие лошади вёрст сто тридцать без продыху отмахали. И ведь не жалко им, лихоманкам, перцу дорогущего?!
А нашим-то всё в радость – да и какой же русский, не любит эдакой езды? Знай себе на кочках прыгают, частушки неприличные горланят, да попеременке от перцу жгучего чихают самозабвенно. Да и то сказать, – нашим бесям, хоть в рай, да с песней – всё одно – польза.
В общем катили по Европам с приключениями.
Магистровы соглядатаи, так те бывало пару раз совсем было теряли наших из виду. Случалось, что лишь по раскатистому – Аап-чхи! – звучащему издалека, могли догадаться куда и путь-то держать. А, так бы и сгинули малохольные. Малохольные они и есть.
Потом была ещё достопамятная встреча в славном городе Муроме с дядьями да сватьями. – Охрани нас Дева Мария заступница всех шпионов сирых…
Это, когда всей честной кумпанией, землячки муромские на радостях, отдохнув после баньки, залётных кыпчаков и ещё каких-то с ними, что твоих тараканов неделю по лесам да болотам гоняли.
Вот где рыцари страху-то хватанули. Всё молились, – Господи, хорошо то, что нас нет!
Сказывают, что местная детвора потом ещё год одичавших кикимор по лесам Муромским встречала, да хлебушком из жалости прикармливала; оставят где краюху на полянке, а те и рады-радёшеньки.
Рано или поздно, так ли иначе, но все они оказываются в Первопрестольной.