Вы здесь

Артефакты Российской истории. Часть I. Преданья старины глубокой… (А. С. Варакин, 2016)

Часть I

Преданья старины глубокой…

Глава 1. Пауль Шлиман, внук великого Генриха

Кроме русских детей, оставленных вместе с женой и карьерой директора Императорского банка в Петербурге, отправившийся за всемирной славой Генрих Шлиман родил двух греческих детей – Андромаху и Агамемнона – от молодой красавицы-гречанки Софии Энгастроменос, женившись вторым браком в 1869 году. София сопровождала Шлимана во всех его путешествиях и, главное, в раскопках. Это к ней Генрих Шлиман спешил в Афины, когда неожиданно в Неаполе потерял сознание и, не приходя в себя, через несколько часов скончался от воспаления мозга. Надо сказать, смерть довольно странная, проистекшая, как следовало из официального заключения, из-за прогрессировавшего воспаления среднего уха… Но пока речь не об этом.


Генрих Шлиман. Портрет Стивена Ходжеса


Генрих родил Агамемнона, Агамемнон родил Пауля: сам по происхождению полунемец-полугрек, сын Шлимана не питал романтических эмоций в отношении древнегреческих имен и был скорее немцем, а потому внука великого археолога назвал прозаически и типично по-немецки.

Мировая история не запомнила о сыне ничего, кроме экзотического древнего имени. А вот внук Шлимана Пауль сумел «засветиться» перед Первой мировой войной, будучи еще очень молодым человеком. «Удавшись» по своему характеру в деда, Пауль Шлиман, конечно же, обладал завидной долей авантюризма и талантом. Это ведь он поднял новую, не затихающую до сей поры волну атлантологии!

В газете «Нью-Йорк Америкен» 20 октября 1912 года за подписью 25-летнего «доктора» Пауля вышла сенсационная стать «Как я нашел потерянную Атлантиду, источник всех цивилизаций», взбудоражившая одновременно и египтологов, и атлантологов. Русские музейные работники тоже были озадачены дошедшим до них текстом, содержавшим следующее.


Жена Шлимана Софья в украшениях Елены Троянской


Мой дедушка, говорил в статье Пауль Шлиман, за несколько дней перед смертью в 1890 году передал через одного из «лучших друзей» запечатанный конверт с надписью, гласившей, что вскрыть конверт разрешается «только тому из членов семьи, который поклянется, что посвятит свою жизнь упомянутым здесь поискам». А за час до смерти он попросил карандаш и написал неверной рукой: «Секретное примечание к запечатанному конверту. Ты должен разбить вазу с головой совы. Содержимое вазы касается Атлантиды. Веди раскопки в восточной части храма в Саисе и на кладбище Шакуна. Это важно. Найдешь доказательства, подтверждающие мою теорию. Приближается ночь – прощай». Тот же (или другой) «лучший друг» сдал это письмо на хранение в один из банков во Франции.

Далее Пауль сообщал, что после учебы в России, Германии и на Востоке он, Пауль, все же решил поклясться продолжить дело, начатое знаменитым дедом. И вот, в соответствии с произнесенной клятвой, в 1906 году печать на конверте была сорвана: «Я пришел к выводу, что Атлантида была не только крупным материком между Америкой и западным побережьем Африки и Европы, но и колыбелью всей нашей культуры…» – писал Генрих Шлиман. Доказательства – в этих материалах, говорил он дальше. Не забудьте, что автор открытия – я (дед выразился якобы более витиевато: «…не держа в секрете того, что я совершил это открытие»). И прилагал расписку, по которой французский банк выдаст предъявителю сумму на продолжение поисков.

Обратившись к находившимся в конверте документам, Пауль прочел в одном из них, что во время раскопок Трои (в 1873 году) Шлиман нашел не только «клад Приама», но и бронзовую вазу «необычного вида», а в ней – глиняные черепки, мелкие золотые изделия, монеты и предметы из окаменелых костей. На некоторых предметах и на самой вазе была сделана надпись египетскими иероглифами: «От царя Хроноса из Атлантиды».

В другом документе Генрих Шлиман говорит о том, что в Теотиуакане найдены такой же формы глиняные черепки и такие же изделия из костей, и он видел в Лувре в 1883 году эту коллекцию. Вазы из Центральной Америки и предметы из кости и глины не содержали никаких надписей, хотя были явно одного происхождения с «троянскими». Химические исследования, которым Шлиман якобы подверг предметы из Теотиуакана, выявили одинаковое происхождение черепков и изделий из кости, но глина при этом не принадлежала ни одному месторождению – ни в Финикии, ни в Центральной Америке. К тому же, внимательно изучив «финикийскую надпись», Шлиман нашел, что она нанесена значительно позднее происхождения самих черепков. А анализ металлических предметов показал, что они состоят из… платины, алюминия и меди!.. Этот сплав был неизвестен не только древним индейцам и финикийцам: его не знали в 1890 году, в момент смерти археолога. Надо полагать, он «неизвестен» и сейчас, поскольку нет необходимости объединять свойства всех трех металлов в одном. Состав дюралюминия, насколько нам известно, немного иной, да и явно дешевле изделий с примесью платины.

Но Генрих Шлиман делает вывод: следовательно, все предметы – с исчезнувшего материка, каковым являлась Атлантида. И археолог «удваивает усилия»: «В Петербурге в музее я нашел старый свиток папируса со времен царствования фараона Сента из второй династии, от 4571 г. до Рождества Христова. Этот папирус содержит описание экспедиции фараона «на запад» в поисках следов «страны Атлантис», откуда 3350 лет назад прибыли предки египтян. Экспедиция вернулась через шесть лет, не встретив никакого материка и не найдя каких-либо следов, которые рассказали бы о судьбе исчезнувшей страны. В другом папирусе из того же музея, принадлежащем перу египетского историка Манефона, указывается период 13900 лет, предшествующий времени царствования мудрецов из Атлантиды. Таким образом, папирус уточняет, что история Египта началась 16000 лет назад. Обнаруженная мною на Львиных воротах в Микенах надпись говорит, что Мисор, от которого произошли египтяне, был сыном египетского бога Тота, а Тот, в свою очередь, – сыном жреца из Атлантиды, влюбленного, в дочь царя Хроноса, в связи с чем, вынужденный бежать из Атлантиды, он после долгих странствий прибыл в Египет. Именно Мисор построил первый храм в Саисе и передан людям знания, приобретенные в родной стране. Эта надпись имеет исключительное значение, и я до сих пор держал ее в тайне. Найдешь ее среди документов, обозначенных буквой D».


Генрих Шлиман (1822–1890)


Еще Шлиман (Генрих) пишет о том, что в Трое раскопал табличку, содержавшую трактат египетских жрецов о хирургических удалениях катаракты и опухолей внутренних органов. Подобный трактат Генрих читал в Берлине в одной из испанских рукописей, полученных от ацтекского жреца в Мексике. Также дедушка «пришел к выводу», что ни египтяне, ни майя не были хорошими мореплавателями и не имели судов, способных преодолеть Атлантический океан. Этого не могли сделать и финикийцы. А сходство культур Египта и Америки – разительное. Значит, существовал огромный континент, соединявший Новый Свет со Старым. Его-то жители и основали колонии и там, и там.

Остальные документы, писал в статье Пауль Шлиман, содержали сведения, которые он, Пауль, не имеет права разглашать до того момента, пока сам не докажет своими исследованиями, что «дедушка прав». И в течение шести лет он, Пауль, не покладая рук трудится над добычей доказательств: в Египте, Центральной Америке и в «различных археологических музеях мира».

«Я открыл Атлантиду», – пишет Пауль Шлиман!

Он разбил Голову Совы (на которой перед уничтожением прочел надпись финикийскими буквами: «От царя Хроноса из Атлантиды»). Правда, поначалу внук «колебался», стоит ли разбивать такую древность, поскольку дед мог перед смертью быть «не вполне в сознании». Однако, разбив вазу, на дне ее он обнаружил четырехугольную бело-серебряную металлическую пластину, «очевидно, монету с замысловатыми фигурками и знаками, не похожими на обычно встречающиеся иероглифы и письмена». Это было на одной стороне пластины. На другой же стояла надпись древнефиникийскими буквами: «Выдан в Храме прозрачных стен». Он удивился еще тому, как могла пластина попасть в вазу: горлышко ее слишком узко.

Но, раз уж ваза сделана в Атлантиде, несомненно, и монета оттуда же. «В результате исследований я установил, что надпись нанесли после чеканки фигур на передней стороне пластинки, каким образом – остается для меня загадкой».

В дедушкиной коллекции оказался еще перстень того же металла. Кроме него – «необыкновенный слон из окаменелой кости, древняя ваза и др.». В вазе был план, с помощью которого египетский капитан вел поиски Атлантиды. «Об остальных предметах я ничего не скажу, выполняя пожелание моего дедушки». На слоне и монетах не было финикийских надписей, а на вазе с головой совы, «древней» вазе и вазе из бронзы таковые имелись.

В Египте, в саисских развалинах, поиски долгое время не давали результата. Но вот однажды египетский стрелок показал Паулю свою коллекцию, добытую в усыпальнице жреца из времен первой династии. И Пауль узнал в двух монетах точно такие же, что и в троянской вазе! А двое французских геологов, после того, как Пауль к ним обратился, обследовали все западное побережье Африки. И совместно с Паулем Шлиманом они уточнили, что все побережье покрыто породами вулканического происхождения. А это, конечно же, означало, что когда-то от Африки оторвался континент! И, естественно, будучи оторванным, континент затонул… Здесь же Пауль «нашел скульптурное изображение головы ребенка из того же металла, что перстень и монеты, которое было вдавлено в твердый слой старого вулканического пепла.

В Париже внук Шлимана нашел владельца коллекции из Центральной Америки. Тот, конечно, тут же «согласился разбить свою вазу для моих исследований». Надо ли уточнять, что внутри вазы Пауль нашел монету, идентичную той, что была в вазе с головой совы! Она отличалась лишь расположением иероглифов.

Неугомонный внук отправился в Центральную Америку. Там он, понятно, раскопал Теотиуакан (пирамиду) и немедленно нашел монеты из того же сплава. Но с другими надписями! «Я имею основания утверждать, – писал в статье внук Генриха Шлимана, – что эти необычные монеты употреблялись в Атлантиде в качестве денег 40 ООО лет назад. Это предположение основано не только на моих собственных исследованиях, но и на некоторых работах моего дедушки, о которых я еще не упоминал». Далее он говорил об «иероглифах, рассматривать которые в данной работе нет места». И привел два рассказа о катастрофе – тибетскую легенду о стране Му, погибшей в пучине, и «Кодекс Троано» Оба они говорят об одной и той же гибели континента и его жителей.

«Это перестанет быть загадкой, когда я приведу остальные известные мне факты», – завершил повествование Пауль Шлиман.

Однако огласить дополнительные факты внуку гения не удалось А факты приведенные и «вещественные доказательства» ученые подтвердить не смогли, как ни старались. В «музее Петербурга» не оказалось упомянутых папирусов. Никто и никогда не видел ни одного из перечисленных Паулем предметов. А тем более – «завещания» Шлимана, на которое внук опирался.

Более того: тщательный текстологический анализ статьи показал, что она основывалась, скорее всего, не на «документах Шлимана», а на знаменитой книге Игнатиуса Донелли – крупного атлантолога, опиравшегося, в свою очередь, на гипотезу Кадэ 1785 года. Книга Донелли вышла в Лондоне в 1882 году, а за несколько месяцев до публикации П. Шлимана она была издана на немецком языке (1911 г.).

«Докторство» 25-летнего внука ученый мир отверг категорически. Правда, еще дедушка в свое время склонен был «наговаривать на себя»…

Финикийцы же никогда не пользовались иероглифами, а буквенное письмо этого народа родилось гораздо позднее приводимого Шлиманом срока. Некоторые несообразности с именем фараона Сента, которого не было в династиях Египта, можно не замечать, ибо до сих пор прочтение имен египетских фараонов существует в вариантах, что происходит из-за отсутствия в египетской письменности гласных звуков. А вот отчего «экспедиция» Сента вернулась ни с чем, действительно загадка: если уж египетские исследователи избороздили весь Атлантический океан, то за шесть-то лет не наткнуться на Америку просто не могли!..

Как бы то ни было, ученые начала XX века единогласно признали публикацию в американской газете «журналистской уткой».

Смерть Пауля содержит загадку. По одной версии, он, сотрудник немецкой разведки, окончил свою жизнь во время Первой мировой войны в России. По другой – был расстрелян на Балканах союзными войсками Антанты. Так что хотя бы по этой важной причине от Пауля Шлимана дополнительных «фактов» об Атлантиде не возникло.

Есть версия, что статья в «Нью-Йорк Америкен» даже не принадлежит внуку археолога, а использована некоторыми кругами для политической игры.


Генрих Шлиман на раскопках Трои


Если читатели простили мне кое-какие комментарии по ходу приведенных фактов, то позволю себе и некоторое прибавление к ним.

Как уже подчеркнуто, Генрих Шлиман скончался внезапно, а потому заранее составить тайное запечатанное письмо, видимо не мог. Но если и составил, то не было причины передавать его «лучшему другу», когда надеялся лично довезти его до пункта назначения. Судя по возрасту (68 лет), обычное завещание, касающееся имущества, конечно, уже имелось. Возможно, имелось и «творческое». Однако «за час» до смерти Шлиман никак не мог написать письмо, поскольку, пять часов находясь без сознания, так и скончался, не приходя в себя. А в банке – все равно чьем: Российском ли, Французском или Греческом – он не мог хранить «на всякий случай – вдруг кто-нибудь все же поклянется?!» ни копейки, поскольку все свои средства, и это общеизвестно, потратил на многие годы раскопок и путешествий. Так что в сейфе Парижского банка могло ждать внука, возможно, только письмо…

Удивляет обращение к неизвестному родственнику, который решится поклясться «посвятить жизнь поискам»: судя по статье Пауля Шлимана, дедушка обращается все-таки непосредственно к нему, Паулю, поскольку в тексте фигурирует мужской род. А ведь могла и дочь Андромаха, и вдова София взять да и поклясться… Так и слышится во всем тексте: «Ты, Пауль, сделай то-то и то-то, езжай туда-то и туда-то»…

Учитывая редкость платины как металла, а именно на эту сказочность и рассчитывает Пауль (известно, что самое невероятное всегда воспринимается как чистая правда), кажется сомнительным, чтобы атланты пользовались этим металлом в качестве чеканного. Не исключено, что пластинки, подобные описанный, и в самом деле могли существовать… Тогда, думается, для иных, чем описано, целей. И что это вообще за эклектика: глиняные черепки, кость и бронза?.. Какие бы надписи на них ни содержались, сочетание материалов вызывает сомнение. Правда, надо думать, в начале века (XX века!) для обывателя, склонного к сенсации а возможно, и для ученого – это сочетание было вполне «на уровне». Точные цифры 4571 и 3550 в сумме дают примерно 8000 лет, а прибавив 1900 лет новой эры, получаем ровно 10000 – цифру из Платона…

Удивительно совсем другое. Как бы ни мистифицировал читателя автор статьи, поразительны упомянутые 13900 лет, 16000 лет и 40000 лет. Ведь только в 1993 году вновь всплыли эти даты в отношении Всемирного потопа, Великой пирамиды и Сфинкса (см. книгу Г. Хэнкока «Следы богов»). Ученые, далекие от археологии, дали эти цифры, исходя из данных своих наук (Р. Бьювэл, Ч. Хэпгуд и Д. Уэст).

Самым невероятным (и потому достоверным) во всей истории кажется упоминание Львиных ворот в Микенах и в связи с этим египетского бога Тота. Учитывая прецессию равноденствий, которой ни Шлиман, ни любой другой археолог сознательно не пользовались, может быть, это единственное доказательство подлинности всего рассказанного Паулем Шлиманом: действительно, 13900 лет назад, когда мог существовать фараон Тот (или брат фараона), впоследствии сделавшийся мифической фигурой, Солнце находилось в знаке Льва. И Сфинкс – лев, смотрящий на восход Солнца! Правда, сегодня он «рассматривает» на небосклоне не свой знак, а созвездие Рыб (во времена Шлимана) и созвездие Водолея (сейчас), но вот 40000 лет назад тоже был Лев!.. Так что здесь еще бабушка (простите, дедушка) надвое сказала (сказал).

Если только новые исследования и выводы дилетантов в археологии (каким, правда, был и Шлиман) палеоастронома Бьювэла, геолога Уэста и специалиста по истории науки Хэпгуда не являются точно такой же, но только более тонкой, изощренной и наукообразной… мистификацией. Оказывается, все не так просто.

Вернемся к Генриху Шлиману и припомним, что он раскопал свою Трою на холме Гиссарлык в Турции. Припомним, что Турция, узнав о «кладе Приама», потребовала у него возврата золота, перевезенного великим дилетантом, как он сам говорил, в корзине с капустой. Правда, потом оказалось, что содержимое клада составляет аж четыре деревянных ящика, которые были переданы в конце Великой Отечественной войны Германией советскому военному представителю на территории последнего пристанища сокровищ – Берлинского зоопарка, куда были заранее переправлены из музея древностей в самом начале штурма столицы Третьего Рейха. Впрочем, за клад, оказавшийся в Берлине, Шлиман рассчитался с Турцией пятьюдесятью тысячами франков и оставил его поначалу себе, а потом подарил Берлину…


Выставка Микенских сокровищ в Лондонском музее


Это детали уже новой истории, когда вовсю шло исследование исчезнувших народов, городов, культур.

Обнаружив саму Трою, Шлиман, как и турецкое правительство, не представлял себе, какой именно народ, с какой стати владел этим городом, хотя и назывался троянцами. И не представлял, куда подевался этот побежденный народ впоследствии. Смешно было бы думать, что он постепенно влился в греческую нацию, ассимилировался. Почему? Да потому что придуманная или подлинная история с Парисом и Еленой, Приамом, Гектором и Ахиллом, рассказанная нам впервые «слепым» Гомером (есть исследования, показывающие, что поэт был зрячим аж до первого века новой эры, и что его «слепота» оказалась на руку очень многим авторам-историкам и комментаторам, что, впрочем, для нас теперь маловажно), не могла иметь ни такого «драматического» начала, ни столь же водевильного продолжения – беготня за пятидесятилетней Еленой, женой Менелая, да еще месть за нее – ну, не повод ли для сочинения пародии? – ни столь удивительного завершения, описанного в «Илиаде» и «Одиссее». Однако художественный вымысел Гомера благополучно переплелся с подлинными историческими фактами и деталями, по которым Шлиман сумел обнаружить Трою там, где обнаружил ее. Правда, теперь этот город считается не Троей (Илионом), а каким-то иным городом, потому что место Трои оказалось гораздо севернее и, как пишет историк Анатолий Абрашкин, Троя не могла находиться на холме, где обнаружил ее Генрих Шлиман, ибо и у Гомера говорится о том, что город располагался не на шапке холма, а на склоне. Эта гора называлась Ида. И он же, А. Абрашкин, далее показывает, и очень убедительно, кто же такие троянцы.

Но об этом наш разговор впереди, пока же продолжим говорить об Атлантиде. Эта страна привлекала и привлекает не только ученых: многие народы, даже не зная ни Платона, ни современных атлантологов, числят себя потомками этого мифического острова-государства.

Глава 2. От Дарвина до человека Америки

Позапрошлый век, век XIX, с его самонадеянностью, с его нигилизмом, отрицанием всего и вся, достоин снисхождения по самому высшему счету: скажите, у кого бы не закружилась голова, если материалисты на место Бога поставили не только Природу, а самого Человека! Ты, Человек, хозяин жизни, только от тебя зависит, какой она станет. Так говорили низвергатели идеального, на 150 лет предпочтя ему материальное, низшее.

Распространена ошибка, будто марксисты, к концу XIX и особенно в начале XX века охватившие своим влиянием многие и многие умы, столкнули мышление на уровень, повторивший самое примитивное язычество. Наше заблуждение на этот счет носит тот же материалистический характер, ибо основано на рациональном подходе. На самом деле божественная иерархия язычества требует более вдумчивого изучения, а дошедшие до нас древние источники (большинство из них в виде мегалитов, на которых ни единого знака письма) – серьезной переоценки. Есть небезосновательное подозрение, что духовность протоязычества была более высокой, нежели духовность христианская. И что это за древо познания, на котором «споткнулся» Адам?.. Кстати, версия происхождения этого «древа» приведена в книге Людмилы Наровчатской «Первозванность: Поэтико-фантаст. эссе с прикладом исследования древнерусской поэмы "Слово о полку Игореве, известного всем Игоря, сына Святослава, внука Олегова" и перевод ее по рим. – слав. классическому канону..».

В который раз посетую на ученых, призванных стоять на передовой, а на самом деле, учитывая инертность любой науки, особенно археологии (не говоря уж об антропологии), ставящих зачастую непреодолимые препятствия на пути гениальных дилетантов. Вспомним Шлимана (Генриха) и поднятую им волну ненависти среди археологов-профессионалов, которая не погасла и по сей день. Препятствия, отбрасывающие наши знания о человечестве на века и тысячелетия…

Еще раз о дилетантах (впрочем, доктора философских наук Валерия Демина трудно назвать дилетантом): группа энтузиастов открыла не больше и не меньше – Гиперборею!

Трудно сказать, как именно это произошло, ибо публикаций в прессе было всего две – в газете «Литературная Россия» и в Санкт-Петербургском «НЛО», обе скупые и рассчитанные скорее на эффект первоначального, приучающего сообщения о том, что открытие состоялось. Впрочем, материал сделан Альбертом Валентиновым – тем самым автором, который тридцать лет держит руку «на пульсе» и который еще никогда не ошибался и не преподносил читателю газетных «уток» под видом сенсации.

Не прибегая к анализу всего проделанного этим популяризатором истинной науки, упомяну лишь его материал конца семидесятых, называвшийся «Маятник Вселенной» и посвященный профессору Николаю Александровичу Козыреву, о котором, наконец, ныне (всего через двадцать пять – тридцать лет!) шумят. Именно А. Валентинову, принадлежит публикация в «ЛР».

«…И мы их нашли в самом центре Кольского полуострова, в глухой Левозерской тундре, вблизи загадочного Сейдозера.

Начать с того, что сама дорога к Сейдозеру, которую обнаружили участники экспедиции, оказалась вроде бы мощеной – булыжники и обработанные плиты аккуратно уложены в таежный грунт. Конечно, за истекшие тысячелетия их осталось немного: большинство ушло под землю. Но и те, что остались, свидетельствуют: здесь была развитая цивилизация – дикари дорог не прокладывают.

Но первое, что приковывает внимание исследователей, – гигантское изображение человека на отвесной скале, взметнувшейся на противоположной стороне озера. Черная, трагически застывшая фигура с крестообразно раскинутыми руками. Размеры ее можно определить лишь на глазок, сравнивая с высотой окрестных гор, обозначенной на карте: метров 70, а то и больше. Добраться до этой фигуры, расположенной на почти вертикальной гранитной плоскости, можно только со специальным скалолазным снаряжением, которого экспедиция не имела…


Тень гиганта на скале


Уж очень это напоминает фигуру, правда, куда меньшей величины, в музее атомной бомбардировки Хиросимы – тень человека на бетонной плите, всё что осталось после ядерного взрыва и сверхмощной огненной вспышки. Но что за гигантское существо могло обитать когда-то на Земле и каким оружием оно было уничтожено?

…Сыны человеческие боролись с расой великанов, некогда населявших Землю… Кстати, Титаны, согласно наиболее архаичным мифам, вообще обитали на Крайнем Севере. …На склоне горы Нинчурт они (участники экспедиции. – А. В.) нашли то, что искали, – руины Гипербореи …Циклопические руины, гигантские отесанные плиты правильной геометрической формы, стены с пропилами явно техногенного происхождения, просверленные неведомым суперсверлом глыбы. И ступени, ведущие в никуда. На самом деле мы просто не знаем, куда они вели 20 тысяч лет назад. Но самая, пожалуй, впечатляющая находка – останки древнейшей обсерватории с 15-метровым желобом, уводящим вверх, к звездам, с двумя визирами – внизу и вверху. По виду и функциональному назначению он похож на большой секстант знаменитой обсерватории Улугбека под Самаркандом, однако гораздо древнее…»

С момента написания этих строк прошло несколько лет. Отчет (настоящий научный отчет!) экспедиции, уж наверно, занял соответствующее место на полке какого-либо чиновника от археологии. Кому, кроме 16 тысяч читателей «ЛР», это известно? Кто, кроме читателей «НЛО», среди которых большинство – мечтатели, – подивился открытию самодеятельной экспедиции, заранее вычислившей маршрут?..

Официально Гиперборея, как и Атлантида, плод воображения древних авторов. А ведь и до них, в том числе до великого Платона, дошли лишь осколки знаний!..

Вспомним о системе захоронений, принятой практически сем человечеством еще в додинастическую эпоху Древнего Египта. Может быть, здесь проявился объективный закон, столь любимый материалистами? Может быть, способ захоронения умерших – тело на боку, сверху насыпан холм или курган – вытекает из каких-либо объективных историко-материалистических или диалектико-материалистических предпосылок?..

Нет, этому противоречит сам марксизм: бытие определяет сознание, а следовательно, многочисленные племена полулюдей (ведь так мы их заглазно и числим!) должны были хоронить своих сородичей бесчисленным количеством способов – в зависимости от того, на какой стадий понимания действительности находились. Не стану перечислять эти способы, ибо места в книге им не хватит, но вы и самостоятельно сможете нафантазировать, в какой сонм это могло бы вылиться. Ан нет: способ захоронения одинаков на всем (практически) пространстве Ойкумены. Не остаток ли это прошлых навыков? Не отголосок ли живших прежде цивилизаций, не традиция ли единого когда-то народа?

Отступим. Рассмотрим одно рядовое открытие археологов, сделанное уже давно – в тридцатые годы XX века. Рассмотрим несколько подробнее, чем следовало бы: многие читатели этой информацией не владеют, а значит, не имеют возможности делать собственные выводы.

Неподалеку от Клименецкого полуострова, что на Онежском озере, есть два острова – Северный Олений и Южный Олений. Веками на Южном Оленьем крестьяне Северной Руси добывали известь: остров богат известковым камнем. Добывали, обжигали, даже извели на острове все деревья. И еще виднее стало: почти каждый, промышляя известковый камень, роя ямы, где заблагорассудится, натыкался в земле на человеческие кости. Кости были древние. Назвали эту землю «могильником».

А в советское время создали здесь предприятие по добыче известняка… Так про Южный Олений остров узнали, наконец, археологи.

В 1936 году на острове побывали Н. Н. Турина и Г. П. Гроздилов. Они обнаружили, что здесь расположена самая огромная усыпальница неолитической поры из известных первобытных кладбищ Севера. Сделав свое заключение, археологи передали эстафету большой археологической экспедиции под руководством В И Равдоникаса. Три года группа работала на раскопках в Заонежье, на карельском островке, который на картах, как правило, не отмечается, хотя и находится в нескольких километрах от знаменитых Кижей.

Остров протянулся с северо-запада на юго-восток на 3 км, ширина же его не превышает 500 метров. Первое, что бросается в глаза: вокруг острова всегда спокойна вода Онеги. Вся местность защищена от бурь архипелагом мелких островков и длинными мысами, вдающимися в озеро. Становится понятным, по каким признакам избиралось место для древнего кладбища. Если учесть, что мертвых перевозили на лодках ночью, то, конечно, вспоминаются языческие взгляды на Страну мертвых в Египте, Древней Греции…

Раскопки на Оленьем показали, что скелеты погребенных людей находились в разных позах. Большинство лежали на спине лицом вверх, головой на восток. Руки вытянуты вдоль туловища, иногда согнуты в локтях и сложены на животе. Другие же покойники положены на боку – или на правом, или на левом. В некоторых случаях ноги согнуты в коленях. Были, хотя и очень немного, скорченные скелеты. Ноги покойников подтягивали коленями к животу и даже к груди. Кисти рук, согнутых в локтях, направляли к подбородку. Встречались могилы, в которых погребены не один, а два и три человека. В таких случаях большие кости соседствовали с маленькими, детскими. Детей хоронили вместе с родственниками или родителями. Чаще всего – ребенка с матерью. Лишь в двух случаях ребенка положили с ребенком.

Встретилась могила, где мужчина похоронен с двумя женщинами. В середине широкой ямы на спине лежал мужской костяк, а справа и слева от него – по одному женскому скелету. Причем они лежали лицами к мужчине, то есть погребены на разных боках.

Особенностью Оленеостровского могильника является малое число погребенных стариков и детей. Первое обстоятельство объяснен тем, что в неолите редкие люди доживали до старости. А второе – существующими правилами похорон, когда младенцев не предавали земле. Например, еще совсем недавно северные народы умершего ребенка пеленали в ткань и завертывали в бересту. Такой «сверток» полагалось поместить в дупло дерева или подвесить на ветвях в специальном ковчежце. Такие погребения сохраняют следы не дольше 50 лет.

В могилах обнаружено много личных вещей, погребенных вместе с покойными. В основном, это изделия из кости, рога и камня. Костяные наконечники гарпунов с зазубринами, костяные наконечники стрел – прямые, игловидные, до 30 см в длину. Есть сложные наконечники – составные, с кремневым острием. Встречаются наконечники с кремневыми вкладышами, подогнанными друг к другу в специально прорезанных пазах. Чисто кремневые наконечники тщательно обработаны. Костяной кинжал, украшенный по кости узором, с кремневыми пластинчатыми лезвиями, вставленными в пазы. Трапециевидные пластинки пригнаны очень тщательно. Найдено множество украшений. Это подвески из клыков медведя, резцов лося, пластинки из резцов бобра с нарезками на обоих концах, другие подвески из кости и камня. Найдены и скульптурные изображения – образцы древнего искусства. Их немного, но это шедевры неолита Севера. Массивный костяной стержень с условным изображением головы лося – как бы предвестник «звериного стиля» скифских курганов: та же экспрессия, та же свобода движения, несмотря на то, что изображена только голова животного. Подобная выразительность свойственна только очень зрелому искусству. Неожиданны и два скульптурных изображения змей, вырезанных из кости. Три маленькие фигурки человека, в которых можно усмотреть будущие мотивы Северного искусства резьбы по кости: например условность не прорисованных, а едва намеченных рук человечка на одной из фигурок.

К сожалению, климат уничтожил предметы из дерева, одежду, но расположение украшений на скелете (подвески) или наконечников стрел, лежащих друг возле друга, очень плотно, позволило археологам, с привлечением этнографов, восстановить основные принципы одежды погребенного и ее форму, а также утверждать, где и как носил он футляр для стрел и лука (колчан).

Даже теплый капор из дикуры, украшенный подвесками из резцов бобра или лося, который древний человек носил на голове, восстановлен. Характерной чертой оказалась одинаковость костюма для мужчин и для женщин, целиком состоявшего из шкур убитых животных. Позже выделанные шкуры разрисовывались или расцвечивались. Женщины от мужчин отличались только ношением куска меха, служившего как бы фартуком. Его тоже обшивали резцами лося и бобровыми пластинками, а мужчина носил еще колчан из дерева или кожи – на поясе, на груди или спине.

Раз уж возникла возможность воссоздать в целом внешний вид человека древнего Заонежья, ученым захотелось наверняка знать и облик этого человека, тем более что количества найденных черепов для этого вполне хватало… По костям черепа М. М. Герасимов воссоздал облик мужчины и портрет женщины из Оленеостровского могильника.

По этому серьезному вопросу уже давно «ломались копья» в ученом мире. Неолитический человек, можно сказать, намеренно не оставил нам своего подлинного портрета. Хотя, как мы видим, портрет лося, например, не оставляет желать лучшего. Ни в могилах, ни в пещерах, ни на скалах человек лесного неолита, живший в те же годы, когда египетские фараоны «запечатлевали» себя в камне и золоте, не оставил нам своего портрета: рисунки и фигурки людей очень условны и защищены от колдовского взгляда знаками, нарочно отдаляющими изображение от реального. Что поделать, скорее всего это связано с его мировоззрением.

Источником работы М. М. Герасимова был не только Оленеостровский могильник; найдено много черепов на южном побережье Ладоги в XIX веке. Впервые воссоздать облик человека лесного неолита взялся тогда известный художник-передвижник М. П. Клодт. Впрочем, это был первый опыт, оказавшийся «неудовлетворительным». И хотя рисунки М. П. Клодта украсили изданный геологом А. А. Иностранцевым труд «Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера» (СПб., 1882), ученые «не приняли» изображения, как бы сошедшего с иллюстраций к романам Фенимора Купера или Майн Рида. Ладожанин М. П. Клодта оказался почти двойником индейца Северной Америки – мощная квадратная голова, сильно выступающий орлиный нос…

С тех пор антропология достигла значительных успехов. М. М. Герасимов, используя им самим разработанный научный метод, осуществил десятки индивидуальных портретов древних людей, в том числе облик мужчины и облик женщины, живших на южном Ладожском берегу в III тысячелетии до н. э., оказавшихся вполне «европейскими». Он воссоздал и портреты оленеостровцев…

Мужчина Заонежья выглядит чистым европеоидом. А вот женщина… Помня исключительную полемику по поводу Клодтовского «индейца», археологи сделали вид, что темы расовой принадлежности оленеостровцев не существует. Правда, время для поднятия таких тем было не совсем подходящее… Потом вопрос ушел как бы сам по себе, поскольку метод М. М. Герасимова новым поколениям «воссоздателей» показался несовершенным.

А ведь ответ кроется еще в раскопках Оленьего острова. Оленеостровский могильник, представляющий собой племенное кладбище, на самом острове разделен на две части – северную и южную. И в той, и в другой – захоронения двух разных родов одного и того же племени. И хоть Энгельс и «не позволяет» на стадии племени четко назвать нацию и. даже народность населяющих племя людей, но ведь совершенно ясно, что до прихода с юга славян на этих землях могли обитать только будущие угро-финны! А этот народ, давным-давно расселившийся по многим уголкам Евразии, имеет еще и двоякое происхождение – и европеоидное, и монголоидное. И сегодня под самой финской границей на Севере России живет почти чисто монгольского облика племя Саамы – ближайший родственник европейцев-финнов. Эстонцы и ханты-манси имеют один общий угро-финский корень. Ни для кого не секрет, что индейцы, разновидность желтой расы, происходят от монгольского корня. Не так уж и не прав был знаменитый М. П. Клодт!.. Но еще более прав оказался Валерий Демин. Об его открытии опять же чуть позже.

По многим признакам иерархические разделения, четко просматривающиеся еще в период отсутствия разделения населения по имущественному (или даже властному) признаку, пришли не из настоящего, а из глубочайшего прошлого диких племен, которые не всегда были дикими. Какими и чьими они были?.. Кто и когда придумал столь совершенное лезвие, набираемое из кремневых пластин, вставляемых в костяные пазы? Кто надоумил, что голове лося можно придать больше динамики, чем всей фигуре в целом? Человек, создавший шедевр изобразительного искусства, должен был иметь в предках, предшественниках хотя бы пару тысячелетий эстетического опыта такого уровня, какой и нам не снился.

Мы пятьдесят лет доказывали, но так и не смогли толком доказать (Тур Хейердал), что древние египтяне и индейцы Америки сообщались между собой путем океанических путешествий на лодках типа «Ра». Американские археологи разводят руками, все еще не решаясь поверить в то, будто древний человек пришел в Западное полушарие через Сибирский перешеек, существовавший на месте нынешнего Берингова пролива. Но кто поручится в том, что миграция не шла наоборот?.. И была ли она внешней, как нам нравится считать, или – внутренней, как перемещение масс населения единого сообщества людей?..

А не проще ли все происходило? – предполагает Валерий Демин. И выдвигает, основываясь на карте Меркатора XVI века, гипотезу о том, что… и Атлантида, и Гиперборея – либо одна и та же страна, либо обе находились не в Атлантике, а… в Северном Ледовитом океане.

Если принять это предположение, очень и очень здравое, то станет совершенно ясно, что перемещаться из Евразии в Америку и обратно было проще: на пути лежала громадная страна Атлантида. А еще делается понятным, отчего ее не нашли ни в Атлантике, ни в Тихом океане, ни в Индийском. При наших-то нынешних технических возможностях, когда уже практически не осталось необследованных мест океанского дна! А вот северной земли – ни Земли Санникова, ни других загадочных земель, о которых не только легенды ходят, но и есть официальные донесения, к примеру, летчиков как наших, так и американских, и не было найдено, и нет.

Кстати, тот же Валерий Демин предупреждает, и для меня это было откровением, что в Ледовитом океане есть недоступные исследованию места – так называемый «полюс недоступности» (кроме географического и магнитного полюсов Земли), и вот там-то якобы залетный авиатор видел настоящую землю, а не скопления торосов. Причем, как сообщается, земля достаточно большая. Не остаток ли Атлантиды, которую, значит, рано или поздно найдут? Правда, непонятно, почему земля не зафиксирована со спутника… Видно, есть причины.

Однако если исход остатков народа Гипербореи (Атлантиды) с Севера начался еще в XI–X тысячелетиях до н. э., то есть, как предполагается, шла миграция групп народов высокой культуры (а так и было!), так отчего же в III–II тысячелетиях до н. э. мы встречаем на Оленьем острове народ вовсе не такой уж цивилизованный, не считая его замечательного художественного творчества, как бы нам хотелось?..

Однако, во-первых, мы не можем знать, насколько богатыми знаниями обладали эти люди. Они не оставили письменности, но разве наскальная живопись – не письменность? А может, она выше, чем письменность? И встречается по всему Северу. Знаменитый исследователь художественного творчества Мачей Кучиньский, автор исследования Фестского диска (читайте статью Владимира Бацалева с собственной расшифровкой этого диска в нашей книге «Тайны археологии»), прочитавший его, в отличие от других расшифровщиков, достаточно убедительно, вероятно, с легкостью сумел бы расшифровать все наскальные знаки, изображенные Оленеостровским человеком. Ну, а если это «писал» не он, если наскальная живопись имеет совсем иного исполнителя, а дикий Оленеостровский народ лишь пользовался этими знаками (если пользовался)? Если он и впрямь был дик?

Да, мы находим могилы древнего человека, в которых вместе с погребенным покоятся и предметы утвари, оружие, остатки еды… Представьте, что могилы цивилизованных австралийцев через 20 тысяч лет вовсе исчезнут, а тогдашним археологам достанутся лишь погребения первобытных племен Австралии. Ученые будут уверены, что обладают неоспоримым правом считать, будто в конце XX – начале XXI века нашей эры (допустим, наука будет весьма точна в датировках) человек находился на уровне первобытного строя. А на основе этих открытий они, ученые, построят свою неправильную модель развития человечества… Мы-то же имеем свою!

Вполне возможно, было и проживание рядом дикого и цивилизованного, даже по нашим далеко не правильным понятиям, племен. Особенно, если они не мешали друг другу существовать.

Кто мы? Откуда мы? На что мы?.. Все эти вопросы еще не одно столетие останутся неразрешимыми, если не родится совершенно новая наука, способная не отвергать оголтело, а вбирать в себя любое знание, а особенно – из тех, что никак не могут вписаться ни в одну концепцию, даже самую фантастическую или глупую.

Позволю себе процитировать материал Владимира Ивановича Щербакова (ныне, к сожалению, покойного) – одного из крупнейших атлантологов. Материал почерпнут из сборника «Тайны Эры Водолея».

«Когда-то Северная Европа была покрыта ледником. Не было Северного моря, не было Ла-Манша – все это был лед толщиной в сотни метров. Значительная часть суши Западной Европы тоже была скована льдами. В Восточной Европе все обстояло несколько иначе. Если Карелия и Валдай были сплошным белым пятном, то к востоку граница льда отступала. Средний Урал и Поволжье были практически пригодны для жизни. И сюда, и еще далее на восток двинулись кроманьонцы – предки современного человека, европеоиды, рослые и светловолосые. Это было около 20 тысяч лет назад. Примерно этим временем датируется стоянка Сунгирь (Владимирская область). Кроманьонцы, превосходя современного человека ростом и объемом мозга, сумели создать почти все, чем потом пользовалась человеческая цивилизация в течение тысячелетий: дома, оружие, способы пошива одежды, украшения, искусство, музыку и музыкальные инструменты. На юге, в Малой Азии, первые города служат переходной ступенью: как и кроманьонцы, жители Чатал-Гююка (современное название) красили охрой места захоронения предков, пользовались самородками меди… Я называю эти территории Восточной Атлантидой. Кроманьонцы, вероятнее всего, – выходцы из Атлантиды, они дали начало европейской и ближневосточной цивилизациям, а также культурам Египта, Средиземноморья, Средней Азии.

Летопись одного из народов Европы – голубоглазых светловолосых фризов – «Ура Линда Бук» рассказывает о том же…

В 1869 году в северной Голландии была обнаружена старинная рукопись. Записи сделаны на древнефризском языке, письмо напоминает азбуку Эллады. А содержание…

«Все лето Солнце скрывалось за тучами, словно оно не желало больше смотреть на Землю. А на Земле воцарилась вечная тишина, и влажный тяжелый туман навис над жилищами и полями, как мокрый парус. Воздух был тяжелый и гнетущий: люди не знали радости и веселья. Тогда и разразилось землетрясение, как будто предвещающее конец света. Горы извергали пламя, иногда исчезая, проваливаясь в недра, иногда же вздымаясь выше прежнего.

Алдланд, которую мореплаватели называют Атлан, исчезла, над горами поднялись рассвирепевшие волны, и тех, кто спасся от огня, поглотила морская бездна».

Рукопись называет события, связанные с грозными извержениями. Пишет о появлении новых земель. В одном из отрывков повествуется о мореплавателе по имени Нээф-Туна:

«Инки в порту Кадик отделились от флотилии Нээф-Туна и направились в западную часть Океана. Моряки надеялись, что там удастся найти какую-нибудь часть затонувшей страны Атлан, которая, может быть, сохранилась, и что они смогут там поселиться.

А Нээф-Туна направился в Среднее море. Об Инке и его товарищах больше никто ничего не слышал…»

Вот концовка древнефризской рукописи:

«Я, Хиддо Тономат Овира Линда Вак, даю наказ моему сыну Окке: эти книги ты должен беречь как зеницу ока. Они содержат историю всего нашего народа. В прошлом году я спас их во время наводнения вместе с тобой и твоей матерью. К несчастью, они промокли, и я должен был их переписать. Они были созданы в Людверде в 3449 году после затопления страны Алдланд».

…Профессор Белградского университета Милое Васич в течение 26 лет изучал неолитическую литературу, ведя раскопки на правобережной круче Дуная («винчанскую»). В 1965 году экспедиция Драгослава Срейовича обследовала террасу возле Лепенского вира, недалеко от места, где Дунай входит в Железные ворота. Профессор Радивое Пешич из Белграда, преподающий в Миланском университете, обнаружил графемы, знаки письма в винчанских находках. Он же систематизировал и описал 48 графем Лепенского вира. Эта азбука пока древнейшая из найденных. Она намного старше шумерской клинописи – начало ей в VI тысячелетии до н. э.

Знаки лепенского письма, 48 графем, разошлись затем по всему миру, их можно обнаружить и в этрусском письме. Греческий алфавит – это еще один вариант лепенской же азбуки, он близок, как известно, к этрусскому, а оба – к финикийскому.

Диодор Сицилийский в I веке до н. э. писал: «Хотя вообще эти буквы называются финикийскими, потому что их привезли к эллинам из страны финикийцев, они могли бы носить название пеласгических, так как и пеласги пользовались ими». Задолго до Парфенона на том же холме Афин высился Пеласгикон…

Итальянские коллеги Радивое Пешича назвали азбуку Лепенского вира космической.

В связи с темой древнейшей книги «Ура Линда Бук» находки Лепенского вира дают возможность заключить, что книга эта была написана (или впервые записана) знаками типа лепенских и в то время, о котором сообщается в тексте. И подобно тому, как знаки письма обрели подвижность и стали расходиться по Земле, стали странствовать и древние герои древних книг – не без помощи людей, рассказывавших о них.

«Ура Линда Бук» приобретена библиотекой города Леувардена (тот самый город фризов Людверде). Там, где она впервые записана…»

Вот и Щербаков говорит о кроманьонцах как выходцах из Атлантиды, расселившихся по великому пространству Евразии. Правда, Владимир Иванович не упоминает, кто же заселил Америку…

Зато бразильские археологи обнаружили наскальные рисунки, которым от 50 до 60 тысяч лет. Почему не меньше? Да потому, что на скалах Бразилии изображены давным-давно вымершие представители животного мира Америки. И местное происхождение первобытного художника бесспорно, поскольку в картинках встречаются виды животных, обитавших исключительно на Американском континенте.

Еще недавно первому американцу отводилось 10 тысяч лет, а прежде его там якобы не могло быть. С горем пополам кое-как признали возраст американского населения равным 25–30 тысячам лет. Теперь – в два раза древнее…

«Дикие и бредовые идеи среди разного рода теоретиков… – говорил археолог Стефенс в одном из докладов, – возникали при открытии курганов, холмов и укреплений, протянувшихся цепочкой от Великих озер по долинам рек Огайо и Миссисипи, благодаря находке мумий в пещере в Кентукки, надписи на скале в Дайтоне (говорили, что она принадлежит финикийцам). Измышления возродились и умножились после раскопок стен и города в Арканзасе. Казалось, что страну некогда населяли многочисленные развитые народы, которые непонятным образом исчезли, не оставив о себе исторических сведений».

Это обстоятельство порождало свободу всяческих измышлений, далеких от истины и самой науки. Сторонники Библии отождествляли индейцев с людьми, оставшимися после Потопа. Или с потерянными коленами израилевыми: этой точки зрения, кстати, придерживался и вдохновлял Стефенса лорд Кингсборо. Дарвинисты, наоборот, заявляли, что, поскольку Америка – изолированный континент, человек здесь развился совершенно независимым путем, а его предками являются представители исключительно местных антропоидов. Это идея автохтонности американского человека. Представители «третьей» силы теоретиков вспомнили Платона и приписывали заселение Амфики легендарной Атлантиде. Это объясняло строительство изумительной красоты и правильности пирамид, наличие точнейшего календаря майя и настолько развитой системы иероглифического письма, что расшифровать его без помощи «атлантов» не представлялось возможным. Назывался также континент Му, остатками которого после ухода под воду являются мелкие острова, простирающиеся от Ост-Индии до Гавай.

Полемистов отрезвляли исследования Стефенса и Казервуда, но путешественники и сами были большие романтики, поэтому отрезвление не было глобальным. А версия об «исчезнувшем континенте», в числе которых оказалась еще Лемурия, была препятствием для научного решения проблемы американского заселения. Были и сторонники заселения Америки через Исландию и Гренландию, но никто пока не высказал очевидного и наиболее вероятного способа проникновения в Аляску через Берингов пролив! (Не говоря уж о том, что предложил Валерий Никитич Демин. – А. В.)

В итоге всех своих исследований Стефенс пришел к однозначному выводу: открытые им развалины – остатки великих туземных цивилизаций, возникших только самостоятельно. Он писал: «Я не считаю их циклопами, а их сооружения не похожи на постройки греков или римлян: в Старом Свете нет подобных сооружений». В Европе твердо нет аналогов, а сооружения Индии имеют с американскими только внешнее сходство. Храмы, а также искусственные пещеры, высеченные в скалах, в Америке отсутствуют. О сходстве архитектуры Америки и Египта Стефенс тоже высказался: «Пирамидальная форма привлекает к себе внимание строителя любой страны как простейший и наиболее надежный вид высокой постройки на прочном фундаменте».

Аббат Брассер де Барбур в 1863 году обнаружил затерянный в библиотеке Королевской Академии Испании труд епископа Диего де Ланды, отражающий историю Юкатана. Косвенно Ланда подтверждал правоту Стефенса: американские аборигены шли в своем развитии независимым путем. Но скажем опять же: а с какого времени? И имеют ли тогдашние индейцы, знакомые де Ланде, хоть какое-то отношение к самим постройкам, как англичане, допустим, к Стоунхенджу, а турки – к «сокровищам Приама»?

Не догадываясь о технологии строительства пирамиды, Стефенс, представитель своего века, конечно, забыл о том, что для сооружения этого «простейшего вида постройки» требуется очень хорошо знать не только геометрию, но и стереометрию… Для того чтобы убедиться в этом, предлагаю современному энтузиасту построить дачный домик в виде пирамиды, тем более что сейчас это модно: российские ученые открыли благотворное влияние такой конструкции на внутренний микроклимат, ее энергетическую пользу, биозащиту, естественную консервацию продуктов и т. д. и т. п. Попробуйте и вы убедитесь, что совсем не просто сложить кирпичи таким образом, чтобы грани пирамиды сходились под одним и тем же углом. А если вам все же удастся сложить ее, найдите способ расставить в вашей «юрте» мебель… Какая уж тут простота»!

Ниточкой к распутыванию проблемы происхождения американских индейцев стал так называемый «желобчатый» наконечник копья, встречавшийся в различных местах на западе США как ископаемая визитная карточка древних местных охотников. Эти наконечники были и у копий майя времен Конкисты.

В 1936 году один такой наконечник, найденный неподалеку от городка Фолеем в Нью-Мексике, был обнаружен среди костей древних животных. Ученые отправились на раскопки. Среди костей животных они обнаружили кости бизона – той его разновидности, которая вымерла 10–15 тысяч лет назад. А один из наконечников копья торчал из ребра вымершего животного.

Было ясно, что это кладбище костей со стоянки доисторических охотников. Открытие значительно удревнило появление человека на Американском континенте.

В горах Сандиа в районе Альбукерка (Нью-Мексико) в 1937 году обнаружена пещера, которую древний человек использовал в качестве жилища. Фрэнк Хиббон, специалист по первобытной истории, при раскопке этой пещеры обнаружил под слоем, содержащим уже знакомые «желобчатые» наконечники, другие – овальные, принадлежавшие гораздо более раннему человеку. Они были хуже обработаны, отражая более примитивную технику. На основании геологической стратиграфии Хиббон датировал находку примитивных изделий – наконечников, скребков и ножей – десятью тысячами лет раньше фолсомского человека.

Другие находки – Джипсем, Тьюл Спрингс (Невада), Санта Роса Айленд (Калифорния) и Льюисвилл (Техас) – дали радиоуглеродные даты пребывания человека на земле Америки 30 тысяч лет назад. Отличительной особенностью всех этих первобытных охотников является отсутствие лука и стрел, которые появились у индейцев гораздо позже. Тогда же охотники использовали специальные копьеметалки.

Первобытные кочевники имели прирученных Собак. В пещерах Юты, Орегона и Невады обнаружены циновки и обувь наподобие сандалий, использовавшиеся древним человеком.

По части скелетов человека американские антропологи не слишком удачливы: почти все из немногих находок вызывают сомнения в подлинности. Либо геологические отложения, в которых найдены останки, были потревожены, либо погребения относятся к более позднему периоду, то есть попали в древние слои случайно. Черепа из Небраски Алеш Грдличка, кстати, антрополог, яростно сопротивлявшийся утверждениям о древности американского человека, признал сходными с черепами неандертальцев Европы. Но строение скелетов ничем не отличается от современного.

Ранние следы человека относятся к геологическому периоду под названием плейстоцен. В это время северная часть континентов скрывалась подо льдами. Однако стоянки фолсомского человека обнаружены на побережье Берингова пролива!

И геологи сказали свое слово: в тот период Евразию и Северную Америку соединял перешеек. Уровень океана был значительно ниже, и человек мог свободно мигрировать из Сибири на Аляску и обратно!

К началу исторического периода в Америке было уже многочисленное население, занимавшее оба континента от Крайнего Севера до Крайнего Юга. Оно состояло из 160 языковых групп, распавшихся на 1200 диалектов. Это означало, что Америка на тот период была значительно разнообразнее, чем весь остальной мир, где такого количества языков и диалектов не было.

Майя, вырвавшись из общего течения, сделали гигантский культурный скачок, который в Европе и Африке соответствует Египту или Греции.

Может возникнуть вопрос: а отчего автор вдруг перекинулся с России на Америку? Какое отношение к нам имеет этот континент, если не считать Аляски, бывшей когда-то нашей?

Это отношение мы выясним в следующей главе. Тем более что по хронологии вопрос близок к Оленеостровскому неолиту, хотя скорее всего еще более древний.

Глава 3. Америка удивляет мир

Первым высказал догадку о переселении азиатского человека в Америку Л. Г. Морган. Это было еще в середине XIX века. Академик А. П. Окладников предположил в одной из работ, что заселение Америки через Берингов перешеек шло 25–20 тысяч лет назад. Милослав Стингл отнес время переселения к 30 тысячам лет. Теперь ученые примерно сошлись со сроками: и американцы, и российские специалисты считают, что Америка начала заселяться 25–30 тысяч лет назад.

В Скалистых горах и в прериях Америки найдено множество сохранившихся с тех времен «солнечных колес». Понятно, что их строили индейцы. «Солнечное колесо» – это каменный круг, в центре которого сложена пирамида (гурий) из камней весом до нескольких тонн. Камни приносят все те, кто приходит на это священное место. У наших тувинцев, хакасов, алтайцев, киргизов и других народов этот обычай означает принести дар хозяину горы. Круги бывают большие или малые. Величина такого «солнечного колеса» зависит от того, насколько многочислен род. «Солнечные колеса» находят на холмах или на горных перевалах.

По тому же кругу можно было вычислить, опираясь на обозначенные тут же стрелы, исходящие из центра радиально, восходы в дни солнцестояния – это минимум. Также в «солнечном колесе» оставляли указание на направление дальнейшего движения племени, если род покидал стоянку. Круги повторялись через 40–50 километров. И опять с указанием направления. В каменном гурии иногда племя прятало какой-то лишь ему присущий знак. Это мог быть предмет быта, охоты или фигурка, изображающая что-нибудь или кого-нибудь. По знакам или топонимам ученые стараются составить представление о том, кто, когда и куда прошел. И кое-что уже удалось выяснить! Например, то, что в Перу в долине Хакару и Камата жило 20 тысяч человек. Кроме хакару есть имя другого племени – хака, а также третьего – хуакасов. Известно, что древнее Хакасское государство составляло 2 миллиона человек населения. Таким образом, можно даже вычислить, сколько человек, какая именно часть племени стронулась с места и ушла в Америку. На территории Южной Америки ко времени открытия ее Колумбом проживало, по оценкам ученых, от 46 до 66 миллионов человек и 5 тысяч родов и племен. Всего в Северной и Южной Америках жило 60–80 миллионов, говоривших на 550 языках. По мнению исследователей, отправлялась в путь небольшая, но все же лучшая, подвижная часть. Если путешественников-переселенцев было мало, они группировались с такими же переселенцами других племен, соответственно образуя некую вынужденную новую общность. Так уже во время путешествия начинали меняться язык и, возможно, некоторые привычки и обычаи, потом перераставшие в традицию. Традиция оставлять на своем пути «солнечные колеса» была присуща всем племенам (или почти всем), а потому оказалась устойчивой.

На Аляске с незапамятных времен – может быть, самых первых времен переселения – Жили атапаски. Это народ, состоявший из большого числа родов и занявший всю территорию полуострова. На реке Танана у них был одноименный город. «Атапас» означает «глава рода», то есть фактически эти земли получались записанными за каким-то одним родом, принявшим почетное имя главы всех людей, что здесь поселились.

На южной границе Скалистых гор – река Атабаска и одноименное озеро. Здесь же берет начало известная полноводная река Арканзас.

Если перейти всю Северную Америку с севера на юг, то на «той стороне», через море, дальнейший путь переселенцев лежал в нынешнюю Венесуэлу со столицей Каракасом (Хара-хас). Там была страна Золотого короля. Под его началом было 42 города, 9 земель и 9 народов.

Дальше путь идет до Огненной Земли, и дорога заканчивается в городе Аренас.

Ас-аш, аса-аза – это все тюркская основа, и имен с подобными окончаниями в Америке встречается множество. Техас, Канзас, Даллас, Уорас, Карас и т. д. В республике Хакасия мы встретим Кизлас, Тогызас, Уобаш, Хаас, Хакас. Авторы материала, который был опубликован на эту тему в журнале «Мир Севера» № 3 за 2000 год, считают, что связь в именах прямая, непосредственная. Авторы – это Алексей Кичук и Алексей Лобачев. Слово «Азия», на их взгляд, образовалось так же: Азы + йа = асы + йа.

В том же материале авторы его называют возраст Аркаима (этот город мы еще вспомним) – 10–12 тысяч лет – и сообщают, что недавно пересмотрен возраст так называемого Шигирского идола, обнаруженного 110 лет назад в торфянике и хранящегося в Свердловском краеведческом музее. Деревянному идолу оказалось девять с половиной тысяч лет.

Петербургские археологи возле села Казановка Аскизского района раскопали круглый памятник-могильник с восемью расходящимися от центра каменными лучами, четыре сориентированы точно по сторонам света.

В 1988 году американские и европейские археологи открыли в Южной Америке в долине Ламбаеке индейское поселение Тукуме, возле которого высятся 26 гигантских пирамид, сложенных из… сырцовых блоков. Высота некоторых пирамид достигает 40 метров. В верхней части одной из них найдено захоронение вождя в сидячем положении. Вместе с ним захоронены слуги и большой запас продуктов.

Немец Вальтер Альва первый раскопал в перуанских пирамидах склеп. А в пирамиде в Сипане обнаружил самый большой в XX столетии золотой клад. Среди золота было множество глиняных фигурок людей, практически совпадающих с такими же фигурками в Хакасии. Одна из них найдена на Майнской стоянке, ей 16 тысяч лет.

Профессор Хулио Сесар Тельо считает Чавин самым древним городом Перу. Он находится на севере страны, в так называемой Долине 24 оазисов, где расположен поселок Тукуме.

Чавин не единственный город и не единственное место с именем на «ч»: кроме него есть Чан-Чан, Чанкай, Чинча, Чикама, Чтлра. Второй центр древней цивилизации расположен на юге, в районе озера Титикака. О нем вы сможете прочесть у Грэма Хэнкока в книге «Следы богов» и более подробно у Уильяма Салливана в книге «Тайны инков».

Чавин расположен на высоте 3200 метров над уровнем моря и окружен ледниками. Добираться до него следует через перевал 4100 метров и прорытый в 5-километровой горе полукилометровый тоннель. Жители города строили оросительные системы, стелы, храмы, технические сооружения. В одной из долин та же цивилизация соорудила плотину между двумя горами. Основание плотины – 24 метра. Чавинцы мумифицировали умерших, мумии заворачивали в плащи из шерсти или хлопка и усаживали рядами, с поджатыми к подбородку руками, в подземной камере. Точно так же «сидя» хоронили своих покойников тувинцы. Правда, на индейских черепах обнаружили следы трепанации (на некоторых, конечно). Плащи покрыты вышивками. Ученые насчитали 22 расцветки и 190 оттенков. На плащах изображены кондоры, колибри, геометрические фигуры, лица людей, богов, фигуры полуживотных-полуптиц. Тотемным животным чавинцев является ягуар. Милослав Стингл нашел, что у ольмеков, погибшей цивилизации Америки, ягуар также был знаковым животным. Ольмеки – первые из известных сейчас науке людей, строивших пирамиды, стелы и алтари в Мезоамерике. Цивилизация ольмеков отчего-то погибла 2000–2500 лет назад. Точно так же, как и цивилизация Чавина.

С языка кечуа «чавин» переводится как «центр». Авторы материала о Чавине считают, что споры ученых по поводу того, откуда у чавинцев появился ягуар (или пума), беспочвенны, поскольку культ ягуара мог появиться в Америке оттуда, из Саян, Кузнецкого Алатау, Тибета, где есть барс, который у хакасов и других горных народов считается священным животным. В пример приводятся японцы, которые переселились давным-давно на свои острова, где нет тигров, но до сих пор трепетно относятся к этому зверю, поскольку культ тигра зародился у них еще тогда, когда они жили на материке, на Дальнем Востоке. Лев и змея – тоже тотемы хакасов. Кинжал с изображением двух кошачьих голов и льва и змеи был найден в 1986 году в Боградском районе Хакасии. Народ чанка в Перу считает, что он происходит от льва….

Интересно наблюдение в районе Титикака. Аймары, проживающие там, сами себя называют хака, хаке. Мать, сестру, старую женщину зовут мама, отца – папа, тата, мальчика – нинита, замужнюю молодую женщину – палья, малыша – вава. К сведению, по-хакасски, замужняя молодая женщина – пала.

Недалеко от города Куско, древней столицы инков, если спуститься по реке Урубамба, находится древний город Аякучо, рядом с ним – город Абанкай (кстати, авторы материала в журнале «Север» – из города Абакана). Соответственно можно найти много топонимов и гидронимов и на территории Тувы, и в Красноярском крае, схожих с названным, поскольку слово «Аба» – одно из главных, тотемных в тувинском народе. У древних огузов, вероятно, давших Абакану имя, «ава» означает «мать», у тибетцев – «отец». А если взять имя индейского города, то слово «кай» может иметь у нас и такое значение: когда-то народ кай жил восточнее енисейских киргизов, а сейчас имя Кай встречается у хакасов.

Авторы перечисляют многие названия племен, городов и рек, в которых расслышали хакасские и тюркские корни. Народы: айова, мохос, киче, коком, чимор, ика, чинч, чонос, чейен, хайда, чипайа, камата, кай, чарка, чунчу; города: Топа, Кача, Чаркас, Карагай, Абанкай, Карайка, Сората, Арика, Танана, Чанкай, Чарка; реки: Топа, Чарка, Танана, Чанкай, Таблачака; земли: Кара-Кара, Таблачака, Абанкай, Саянка, Мохос, Йукай, Ика.

У тюрок встречается земля Талас (ср. – Даллас). У индейцев тольтеков и город, и земля называются Тула. Кроме упоминания монгольской реки Тола, дальше и комментировать я не стану. Авторы нашли такие совпадения с хакасскими: чон – чон (народ), ссеке – сеок, кин – кун (день), тун – тун (год), мама – мама, папа – паба, кара – хара (черный), кока (трава) – Кока (имя), то же – камат (народ) – Камат, кай – Кай, топа – Топа, Иши – Кеше – Kisi (человек), ацтек – астек – акцилан (народ) – ах сылан (белая змея). И так далее.

Мумиями перуанцев нас уже не удивишь. Но мумии встречались и в Хакасии. Это мумия царя динлинов в Долине царей и мумия дочери хана, умершей совсем молодой, на Алтае. Мумиям Перу 10, 9 тысяч лет. Авторы считают, что они гораздо старше египетских. Это, правда, если не учитывать открытия Р. Бьювэла. И американская, и сибирская культуры восходят к одной и той же – допотопной культуре Гипербореи-Атлантиды. Взгляните на рисунок, где на полюс Земли нанесена Гиперборея: как все близко!


Карта древней Гипербореи

* * *

Не выделяя отдельной главы для другого народа, народа по имени каракалпаки, хочу сказать, что момент исчезновения этой нации, возможно, происходит на наших глазах.

Народ каракалпаков был сотни лет связан с деятельностью Аральского моря, которого, как вы знаете, сейчас просто нет, хотя на карте оно еще остается.

Интеллигенция Средней Азии и Казахстана протестовала, била в колокола, но все бесполезно: море катастрофически уходило и, в конце концов, приказало долго жить. Правда, сейчас еще остается два небольших соленых озерца… Исчезнут они или нет – вопрос времени или «везения»: вполне возможно, что озерки существуют за счет каких-то подземных ключей.

Много спорили о причинах, по которым Арал стал высыхать. Никак не могли доискаться. А за это время сворачивалась рыбодобыча, вставали на вечный якорь рыболовецкие суда и рыбоперерабатывающий завод в Нукусе. В это время перестали выращивать овощи и фрукты, сжимался и в конце концов иссяк хлопковый клин.

Когда кое-кто начал догадываться, что же произошло на самом деле, каракалпаки потихоньку стали уже покидать насиженные места и становиться кочевниками (это еще в благословенное для народов советское время!). У народа отобрали один из главных его признаков, из-за чего его можно считать народом: территорию. Нет, формально территорию никто не отбирал, никто не захватывал. Но в пустыне, согласитесь, жить хоть и можно, да трудно. Тем более народу-земледельцу.

Помню, когда я впервые ехал в Ташкент на поезде, около Казалинска пассажиры подходили к окнам и показывали друг другу, как вдалеке синеет полоска Аральского моря. Интеллигент средних лет в очках вздохнул и сказал:

– А еще недавно поезд шел по берегу.

– Пути перенесли? – спросил я наивно.

– Море ушло, – вздохнул он опять и ушел в свое купе.

Это был 1978 год.

В 1979 году море за окном вагона еще сверкнуло разочек. В 1980 – уже нет. Но в 1980 году я видел Арал с борта самолета: вроде бы море как море. Видел и в 1982…

В 1987 году его практически не стало, и всю прессу облетели трагические фотографии заброшенных и засыпанных песком судов.


Когда-то здесь было море


Оказалось, когда подсчитали: Аральское море недосчитывается ровно столько воды в год, сколько ее собирается (и используется) в предгорных областях Узбекистана для выращивания ровно того же количества сельхозкультур, в том числе и «белого золота» – хлопка, сколько выращивалось в Каракалпакской АССР. Автор этого «покорения природы» – пресловутый Гипроводхоз. Поневоле скажешь: или в этом институте нет специалистов, или все сделано нарочно. Приезжает семья каракалпаков – куда? где их ждут? – куда-нибудь. Во-первых, ни обстановки вокруг знакомой, ни работы, ни культуры привычной (пусть она не на том уровне, как нам и им хотелось бы, но она есть), ни языка… Что станет с этим народом в XXI веке?

А ведь в новую эру этот народ уже выдержал одну глубокую миграцию: каракалпаки – это не кто иные, как черные клобуки – народ, живший на юге Киевской Руси и вытесненный оттуда кочевыми агрессивными племенами. Вынужденно откочевав, каракалпаки поселились в Приаралье…

Глава 4. Аркаим, Асгард, асы и ваны

В приложении к книге В. Демина «Загадки Урала и Сибири» есть примечательное приложение № 3 – материал Николая Новгородова о роли Севера Сибири в истории человечества.

Конец ознакомительного фрагмента.