Вы здесь

Арсенал должника и взыскателя, или Как выйти из долгового кризиса и выстроить эффективную работу с задолженностями. Глава I. ПОДГОТОВКА К ВЗЫСКАНИЮ СО СТОРОНЫ ВЗЫСКАТЕЛЯ (КРЕДИТОРА) (Сергей Елин, 2018)

Глава I

ПОДГОТОВКА К ВЗЫСКАНИЮ СО СТОРОНЫ ВЗЫСКАТЕЛЯ (КРЕДИТОРА)

ОЦЕНКА ПРАВОВОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗЫСКАНИЯ ДОЛГА

Прежде всего, выясняем, имеется ли документальное подтверждение долга. Нередко уверенность в наличии долга не имеет достаточного юридического основания.

Затем необходимо упорядочить и детализировать информацию о долгах. Отдельно формируется реестр всех относящихся к делу документов, включая договор и закрывающие документы – акты, товарные накладные, переписку. Не удивляйтесь, если в процессе этой работы обнаружится, что некоторые документы отсутствуют: нет подписанного договора или акта. К сожалению, такое небрежное ведение документации – это рядовая ситуация. Проверяем, кем подписаны документы и были ли у подписавшего лица соответствующие полномочия. Для этого необходимы учредительные документы, которые, по идее, следовало бы запросить до подписания договора. Если их нет, возможны сюрпризы.




Упорядочьте и детализируйте информацию о долгах в форме таблицы. Если проблемных должников несколько или с одним должником было заключено несколько договоров, имеет смысл составить сводную таблицу-список и внести в нее по отдельности всех должников и каждый из договоров с указанием суммы, сроков просрочки, размеров штрафов, наличия обеспечения. При заключении с должником нескольких договоров надо быть готовым к тому, что по каждому из них состоится отдельное судебное разбирательство. Фиксируем в таблице, какие действия проводились с долгом: количество звонков, проведенных переговоров, личных встреч и т. д.

Проанализируйте дела на предмет правовой перспективы с учетом вероятности победы в суде. Оцените, сколько времени понадобится для получения исполнительного листа. Обратите внимание: пока что мы не говорим о получении живых денег. Если есть подписанные акты или накладные, то с большой вероятностью все решится в одно-два заседания, т. е. за пару месяцев. Если же подписанных документов нет, а есть встречные требования, то времени понадобится в два-три раза больше. Конечно, мы не знаем, насколько будет активна другая сторона, к примеру, подаст ли она апелляцию, кассацию, но все-таки ваш юрист может сделать предварительные прогнозы, анализируя документы. Для большей точности оценки, особенно по крупным спорам и сделкам, рекомендуем выслушать два-три мнения и уже после этого сформулировать итоговую позицию.

РЕЗЮМЕ

• Правовая экспертиза позволит упорядочить сведения о долгах, сделать вывод о судебной перспективе дела и предварительно спрогнозировать сроки его рассмотрения в суде. Эти действия помогут преодолеть субъективность, отбросить лишние иллюзии или, наоборот, укрепить уверенность в успехе и приблизиться к взысканию долга.


ЗАДАНИЕ

1. Соберите документы, подтверждающие долг.

2. Проведите экспертизу документов, сделайте вывод о судебной перспективе дела и предварительно спрогнозируйте сроки его рассмотрения в суде.

3. Если необходима дополнительная экспертиза, направьте нам запрос на электронную почту esv@ap-gpoup.ru с пометкой «Вопрос читателя», мы бесплатно ее проведем.

4. В типовую форму «Таблица учета договоров и просроченной дебиторской задолженности» внесите результаты правовой экспертизы.

5. Сравните со Сквозным примером, где ситуация изложена с точки зрения компании D, на основании выдержки из полной таблицы учета просроченной задолженности, форма которой представлена в Банке решений.

ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО СОСТОЯНИЯ ДОЛЖНИКА

Финансовое состояние должника позволит нам понять, есть ли «что с него взять», а его правовой статус – сколько у нас на это есть времени. Все это в целом послужит основой для правильного выбора стратегии. Например, если компания готовится к добровольной ликвидации или реорганизации, то времени на раздумье уже не остается. Нужно действовать на опережение и срочно подавать иск о взыскании долга, передавать информацию в регистрирующий орган, чтобы приостановить реорганизацию или добровольную ликвидацию, – такая возможность появилась не так давно. При выборе стратегии вслепую высок риск нарваться на уже описанную ранее ситуацию, когда, заплатив деньги юристам и проведя немало кропотливой работы самостоятельно, на выходе обнаруживаешь, что взять с компании-должника нечего, при этом время упущено, а компания реорганизована или обанкротилась.

Финансовое состояние должника определяется, во-первых, наличием имущества и активов, в том числе лицензий, патентов, владения долями в других компаниях, а во-вторых, выручкой (оборотами) компании с учетом сезонности. Некорректно называть активами долгосрочные контракты, однако если компания заключила долгосрочный договор аренды земли или помещения с муниципальными или федеральными властями либо договоры с крупными заказчиками, то быстро перевести такие соглашения на другое юридическое лицо, как правило, бывает весьма проблематично, поэтому для взыскателя это может стать дополнительным обнадеживающим фактором.

Важно иметь в виду, что если наш должник – юридическое лицо, то желательно учесть финансовое положение не только компании, но и ее учредителей, а также бенефициаров и лиц, контролирующих компанию, но, возможно, не являющихся ее учредителями и директорами. Определенные инструменты сейчас позволяют привлечь их к субсидиарной ответственности.

Говоря о правовом статусе, есть практический смысл рассматривать четыре правовых статуса компании, информацию о которых можно получить из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) или ЕФРСБ (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве):

• действующая;

• в стадии реорганизации;

• в стадии ликвидации;

• в стадии банкротства.

Дополнительно выясняется информация о наличии у должника судебных споров с другими контрагентами; о его участии в составе холдинговых групп; о судимости, дисквалификации руководителей; об обеспечении исполнения договорных обязательств (залог, поручительство, гарантия и т. д.).

Часть сведений можно получить в открытом доступе бесплатно, чего во многих случаях бывает достаточно. Часть информации в открытом доступе отсутствует и может быть получена только из закрытых источников, что, впрочем, к сожалению или к счастью, не составляет большой сложности. Такие сведения предоставляют на платной основе легально работающие специализированные компании. Сумма их услуг составляет в среднем 30–150 000 руб. Недаром еще в XIX в. шутили: «В России все секрет и ничего не тайна».

О финансовом положении компании можно узнать из источников, имеющих онлайн-версии (табл. 2).








Чем руководствоваться при определении того, достаточно ли будет открытых источников или же надо обращаться к закрытым? Прежде всего исходите из суммы долга, ваших финансовых возможностей и предполагаемой стратегии. Если сумма долга большая, то, безусловно, лучше не экономить деньги, а получить полную информацию по должнику. В зависимости от принятого решения вы либо продолжаете собирать информацию о должнике, либо переходите к следующему шагу. Информацию о финансовом и правовом состоянии необходимо актуализировать с определенной периодичностью.


РЕЗЮМЕ

• Сведения о финансовом и правовом состоянии должника необходимы для выбора действенной стратегии.

• Решение суда еще не означает возврата долга.

• Для оценки финансового и правового состояния должника необходимо воспользоваться открытыми и закрытыми ресурсами.




ЗАДАНИЕ

1. Получите информацию из открытых источников и определите, достаточными ли данными вы обладаете для выбора стратегии.

2. Если сведений недостаточно, обратитесь к услугам информагентств.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ДОЛЖНИКА

Прежде всего мы работаем с людьми. Поэтому собранные сведения о финансовом и правовом состоянии должника – это лишь одна сторона вопроса, документарная. Другое дело – психология должника, психологический портрет лица, принимающего решения со стороны должника. Подготовку к переговорам нельзя проводить без учета его поведенческой модели.

Проанализировав типы поведения более чем нескольких сотен клиентов, с которыми наша компания вела работу по взысканию долга от начала до конца, мы убедились, что должники обычно выбирают одну из нескольких характерных моделей поведения и, как правило, устойчиво следуют ей.


1. Жертва

Жалуется на крайне тяжелые финансовые обстоятельства, обещает заплатить «как только, так сразу». При этом никаких конкретных дат не называет или же обещания не подтверждает действиями.


2. Псевдоконструктивист

При общении уверенно называет четкие сроки погашения задолженности, впоследствии столь же уверенно сообщает, что «не получилось», и называет новые сроки. Так повторяется снова и снова.


3. Агрессор

Занимает наступательную позицию. Разговаривает грубо. Предъявляет претензии к качеству выполненных работ/услуг и невыполнению обязательств с вашей стороны, вплоть до подачи на вас исков в суд. Занимает позицию «лучшая защита – это нападение».


4. Беглец

Избегает контактов и уклоняется от общения.




5. Мошенник

Получил от вас деньги, материальные ценности, не имея намерения выполнять свои обязательства, иными словами, заранее запланировал вас «кинуть». Самый сложный «тип», часто это профессиональный «кидала», подготовленный морально, а нередко и юридически к возможному прессингу или к тому, что его будут искать и «трясти». Сейчас многие мошенники стали хитрее и более продвинутыми в юридическом плане, благодаря чему обставляют свои дела так, что и в формате уголовного преследования доказать мошенничество бывает крайне сложно. От других типов отличается еще и тем, что маневрирует, меняет манеру поведения.


6. Расчетливый пользователь ваших денег

Не платит, тянет резину, фактически получая беспроцентную рассрочку платежа или даже с процентами, которые в итоге окажутся ниже, чем ставка по кредиту, даже если суд взыщет пени.


7. Адекватный должник

Порядочный человек, действительно попавший в сложную ситуацию и делающий все для ее решения не на словах, а на деле.

Вот какую статистику удалось собрать почти за полтора десятка лет работы нашей компании.


Из нашей практики:

• лишь 40 % должников не платят из-за фактического отсутствия средств;

• 30 % отдают приоритет долгам других контрагентов и платят в первую очередь тем, кто больше на них наседает, или тем, кому, как им кажется, нужно заплатить быстрее;

• 19 % умышленно задерживают платежи, фактически получая беспроцентный кредит, который для них приносит прямую экономическую выгоду, а некоторые ждут напоминаний о необходимости заплатить, воспринимая это как нечто само собой разумеющееся;

• 10–15 % забывают о платежах, не придают им большого значения, а потому их логично исключить из приведенной выше классификации, так как в действительности их задолженность не является проблемной: для таких «псевдодолжников» сработают напоминания в системе управления дебиторской задолженностью;

• только 1 % имеют целенаправленное намерение «кинуть», это, как правило, мошенники, спланировавшие свои действия заранее.

Для ведения переговоров полезно будет получить максимальную информацию о человеке – все, что удастся узнать. Прошлые поступки чаще говорят о человеке лучше, чем первое впечатление о нем. Для этого можно привлечь специализированные информационные агентства или частных детективов.

Определить, к какой модели поведения тяготеет ваш должник, поможет анализ проводившихся с ним коммуникаций. Обычно это фиксируется в СRM-системе управления взаимоотношениями с клиентом (например, в нашей компании в системе Битрикс24), а для наглядности приведем данную информацию в форме таблицы на Сквозном примере.

На этом этапе важно, кто ведет общение со стороны должника. Нельзя определять поведенческий тип должника, общаясь с его курьером. Конечно, мы утрируем, но подобное действительно случается. Если происходит общение с лицом, не принимающим решения, нельзя будет верно идентифицировать модель поведения должника.

Установите, с кем из представителей должника велись переговоры – первым лицом, менеджером или специалистом, как он себя вел и какие за этим последовали действия. Нередко тут и выясняется, что контактов с должником практически не было или же они происходили с лицом, которое не принимает решения.


РЕЗЮМЕ

• Поведение людей в сложной ситуации соответствует нескольким типам, моделям. Распознание психологического типа должника позволит правильно выстроить стратегию переговоров и спрогнозировать его действия и аргументы, а также провести переговоры более эффективно и в некоторых случаях достичь соглашения по погашению долга еще на стадии переговоров.

ЗАДАНИЕ

1. Определите модель поведения должника на конкретном примере работы вашей компании.

2. Зафиксируйте коммуникационные события: кто с кем встречался, разговаривал, когда и какой результат получен.

ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИНОСТРАННЫХ КОНТРАГЕНТАХ

Не стоит думать, будто нахождение должника вне юрисдикции Российской Федерации создает непреодолимый барьер для подготовки позиции взыскателя. Есть целый ряд интернет-ресурсов, позволяющих получить полезную информацию об иностранных контрагентах. Такие ресурсы имеются практически в каждой стране. Очень многие из них бесплатны. Различаются они объемом и условиями доступа.

В Банке решений (БР-5) вы найдете информацию о ресурсах многих стран, к примеру:

Республики Филиппины, http://iregister.sec.gov.ph/MainServlet?param=Search;

Италии, http://www.infoimprese.it/impr/index.jsp;

Сингапура, https://www.psi.gov.sg/NASApp/tmf/TMFServlet?app=RCB-BIZFILE-LOGIN-1B;

Ирландии, http://www.cro.ie/search/CompanySearch.aspx;

Великобритании, http://www.companieshouse.gov.uk;

Швеции, http://www.bolagsverket.se/om/oss/etjanster/foretagsfakta;

Германии, https://www.bundesanzeiger.de/ebanzwww//wexsservlet;

Новой Зеландии, http://www.business.govt.nz/companies/learn-about/other-entities

В мире приняты юрисдикции с так называемым открытым и закрытым реестром. Закрытые реестры характерны для классических офшоров (Британские Виргинские острова, Сейшельские острова и т. д.). Открытые реестры распространены в оншорных, т. е. полноналоговых юрисдикциях (практически вся Европа, Кипр, Мальта и др.).

В западных, особенно офшорных, юрисдикциях часто используется номинальный сервис. Эта правовая конструкция владения компанией не предусмотрена в российском праве, а в англосаксонском праве имеет давние исторические традиции. Номинальный сервис означает, что акционером или директором является не сам реальный владелец, называемый, в свою очередь, бенефициаром (конечным выгодополучателем), а другое номинальное лицо (физическое или юридическое). Номинальный директор и акционер действуют на основании отдельного соглашения с реальным собственником, которое называется трастовой декларацией.

Таким образом, информация из открытого реестра может не способствовать выявлению конечного бенефициара. В закрытом реестре интересующую вас информацию без квалифицированного запроса из компетентных органов получить невозможно. Кроме того, в цепочке может оказаться еще один номинальный владелец, и тогда это вряд ли прибавит ясности.

Все-таки основную массу сведений можно получить через открытые источники. При заключении договора обязателен запрос копий учредительных документов иностранного контрагента, так называемое юридическое разрешение (государственного органа) на создание корпорации (Certificate of Incorporation по-английски). Аналогом выписки из ЕГРЮЛ обычно служит выписка из торгового реестра или иного реестра регистрации юридических лиц. Если это не сделать своевременно, получить их потом при возникновении конфликтной ситуации будет затруднительно.

Один из наиболее мощных, правда, и один из самых дорогих ресурсов предоставляет международная компания BUREAU VAN DIJK, http://www.bvdinfo.com/ru-ru/home. Ей, кстати, доверяют в своей работе налоговые органы, получая бизнес-аналитику, информацию о взаимозависимости, в том числе часто (но не всегда) о конечных бенефициарах.

РЕЗЮМЕ

• Иностранный контрагент более закрыт, но получить необходимую информацию о конечных собственниках обычно можно, включая платную информацию из закрытых источников.

ЗАДАНИЕ

1. Запросите информацию об имеющихся иностранных контрагентах, если таковые есть, и сделайте выводы о их правовом статусе, полномочиях подписанта, принадлежности компании к холдингу, ее владельцах.

В этой главе мы разобрались с тем, как адекватно оценивать перспективы взыскания долга, осуществлять подготовку к взысканию и получать необходимую информацию. Следующий шаг – спрогнозировать действия должника и определить свою тактику, но перед этим давайте перейдем на другую сторону, сторону должника, и посмотрим на ситуацию его глазами.