Проблемы развития Северного морского пути
Деятельность всех заинтересованных в СМП сторон должна иметь, прежде всего, правовую основу. Севморпуть в качестве морского северного широтного коридора вошёл в «Транспортную стратегию России до 2030 года», разработана «Концепция развития СМП до 2015 года». Но Транспортная стратегия – документ стратегический, который требует в качестве обязательного дополнения принятия и исполнения федеральных целевых программ с гарантированными источниками финансирования.
«Концепция развития Северного морского пути» определяла на период до 2015 года». В ней изложены цели, принципы и основные направления устойчивого развития и коммерческого использования СМП в условиях рыночной экономики с учетом необходимости транспортного обеспечения арктической зоны, охраны окружающей среды и укрепления национальной безопасности России в Арктике. Правовой основой «Концепции» являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», концепции государственной поддержки экономического развития районов Севера, судоходной политики Российской Федерации, ФЦП «Мировой океан», «Развитие транспортной системы России», «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года». Таким образом мы видим, что в теории СМП «вмонтирован» во все основополагающие документы, но при этом нет механизма, который позволил бы реализовать все эти замечательные положения на практике.
Арктические будни
Однако самым интересным и значимым для деятельности Северного морского пути документом является закон «О Северном морском пути»[4], определяющий целенаправленное государственное управление этой транспортной системой, ледокольное обслуживание, предоставление регламентируемого доступа перевозчикам, меры по предотвращению и контролю загрязнения морской среды с санкциями к «загрязнителям», порядок прохода по фарватеру невоенных и военных российских и иностранных судов.
В Арктике
В законе закреплён механизм окупаемости затрат на эксплуатацию СМП. Закреплена платность предоставления услуг СМП: плата должна погашать затраты на содержание и эксплуатацию ледокольного флота, с предоставлением навигационной, гидрометеорологической и ледовой информации, а также возможных затрат на ликвидацию последствий нештатных ситуаций и т. п.
Известно, что «Концепция развития СМП до 2015 года» не позволила активизировать экономическое развитие транспортного коридора.
А как будет реализовываться «Транспортная стратегия России до 2030 года», в которую СМП вошел в качестве морского северного широтного коридора, покажет время.
СМП был и остаётся важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, объединяющим в единую транспортную сеть крупнейшие реки Сибири, сухопутные, воздушные и трубопроводные виды транспорта. А для Чукотки, островов арктических морей и населённых пунктов побережья Таймырского района Красноярского края морской транспорт является единственным средством перевозки грузов и жизнеобеспечения населения.
По-прежнему велика роль СМП в обеспечении национальной безопасности России в Арктике.
На СМП действуют: транспортный, спасательный, природоохранный флот; линейные, вспомогательные и портовые ледоколы; лоцмейстерские и гидрографические суда; морские порты и другие объекты берегового хозяйства; навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое и авиационное обеспечение, радиосвязь, аварийно-спасательная служба; базы снабжения и технического обслуживания флота; органы управления морскими операциями (СМП, штабы морских операций, службы ледокольного флота Мурманского и Дальневосточного морских пароходств); операторы перевозок по СМП – Мурманское, Северное, Арктическое, Дальневосточное, Приморское морские пароходства и судоходная компания «Лукойл-Арктик-Танкер».
Ледокол «Таймыр»
Что и говорить, хозяйство богатое, требующее государственного контроля и сложно приспосабливающееся к условиям рынка. В процессе перехода к рыночным отношениям произошла трансформация звеньев СМП и хозяйствующих субъектов в различные формы собственности.
Морские пароходства, за исключением Арктического, акционированы. Транспортный флот стал собственностью этих акционерных обществ. Ледокольный, аварийно-спасательный и гидрографический флот, портовые сооружения, ледово-информационная система «Север», средства навигации, гидрографии, гидрометеорологии, связи и спасения были закреплены в федеральной собственности. Ледокольный флот передан в Мурманское, Дальневосточное и Северное морские пароходства.