Тема 2. Предмет и система арбитражного процессуального права
§ 1. Понятие и стадии арбитражного процесса
Арбитражный процесс – это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций, государственных органов и граждан-предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, и граждан, и представляет собой определенную последовательность процессуальных действий арбитражного суда и иных участников арбитражного судопроизводства при рассмотрении конкретного дела.
В арбитражном процессе суд, лица, участвующие в деле, и другие участники могут совершать только те действия, которые предусмотрены арбитражными процессуальными нормами, т. е. АПК РФ и другими федеральными законами, содержащими процессуальные нормы. Арбитражному суду, сторонам и другим участникам процесса арбитражным процессуальным законодательством, с одной стороны, предоставляются права, с другой – возлагаются обязанности, соответствующие их процессуальному положению.
Предметом арбитражного процесса являются экономические споры и иные дела, подведомственные арбитражным судам, а действия, которые совершаются арбитражным судом и участниками арбитражного процесса при рассмотрении конкретного дела, по своему характеру являются процессуальными действиями.
Арбитражный процесс – формализованный процесс, т. е. все действия участников арбитражного процесса в рамках процессуальных отношений совершаются в определенной процессуальной форме, установленной АПК РФ. Ее соблюдение направлено на своевременное рассмотрение и разрешение арбитражным судом спора и соответственно на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав.
Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется в определенной последовательности, т. е. по стадиям процесса. Каждая стадия охватывает собой определенную совокупность процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной процессуальной цели, и выполняет свою процессуальную функцию.
Арбитражный процесс имеет восемь стадий (схема 2):
Схема 2. Стадии арбитражного процесса.
1-я стадия – возбуждение производства по делу. Судья на этой стадии изучает поступившее исковое заявление, заявление и приложенные к нему документы, выясняет, подведомственно ли дело арбитражному суду, соблюдена ли подсудность, надлежащим ли лицом подписано исковое заявление, оплачена ли в установленном порядке и размере госпошлина, сформулированы ли требования к каждому из ответчиков, имеются ли ссылки на законы, приложены ли к исковому заявлению, заявлению необходимые документы. На этой стадии судья единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд должен решить вопрос о принятии искового заявления к производству, о чем выносится определение о принятии дела к производству, которым возбуждается производство по делу (ст. 127 АПК РФ). При наличии оснований судья единолично может оставить исковое заявление без движения и установить срок для устранения недостатков, а в случае их неустранения, а также по другим основаниям, предусмотренным АПК РФ, возвратить исковое заявление (ст. 128—129 АПК РФ).
2-я стадия – подготовка материалов дела к рассмотрению в судебном заседании. Суд в целях подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании по существу проводит предусмотренные АПК РФ подготовительные действия – проводит со сторонами собеседование и предварительное судебное заседание (ст. 135, 136 АПК РФ). Цель этой стадии состоит в том, чтобы обеспечить правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела арбитражным судом в судебном заседании. Судья, посчитав дело подготовленным, в последующем назначает судебное разбирательство по существу спора.
3-я стадия (основная) – непосредственно судебное разбирательство. Основной она считается потому, что в ней рассматривается и разрешается спор по существу в первой инстанции, выносится решение, которым либо удовлетворяются заявленные требования, либо в их удовлетворении отказывается. Однако суд в случаях, установленных АПК РФ, может прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения. Процессуальной формой разбирательства дела является судебное заседание арбитражного суда (ст. 137 АПК РФ).
4-я стадия – проверка законности и обоснованности решений и определений, принятых судом первой инстанции и не вступивших в законную силу, судом апелляционной инстанции, т. е. производство в суде апелляционной инстанции (ст. 257—272 АПК РФ).
5-я стадия – проверка законности судебных актов, принятых судом первой и апелляционной инстанций и вступивших в законную силу, судом кассационной инстанции, т. е. производство в суде кассационной инстанции (ст. 273—291 АПК РФ).
6-я стадия – проверка законности судебных актов, принятых судами трех инстанций и вступивших в законную силу, в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. производство в порядке надзора (ст. 292—308 АПК РФ).
7-я стадия – пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 309—317 АПК РФ).
8-я стадия – исполнение вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда, т. е. исполнительное производство (ст. 318—332 АПК РФ, Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
§ 2. Понятие и предмет арбитражного процессуального права
Арбитражное процессуальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих организацию, компетенцию, порядок деятельности арбитражных судов Российской Федерации и порядок рассмотрения экономических споров, отнесенных к компетенции арбитражных судов.
В нормах арбитражного процессуального права реализуется механизм судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов права в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. При этом нормы арбитражного процессуального права изучаются с учетом сложившейся арбитражной практики, т. е. с учетом судебных толкований норм арбитражного процессуального права.
По своему характеру арбитражное процессуальное право относится к отраслям публичного права, поскольку преобладающее количество норм арбитражного процесса, принципиально регулирующих сами основы арбитражного процесса и основные его институты в сфере процессуальных отношений, носит императивный характер (т. е. характер властных предписаний, установленных публичной властью – государством и соответственно регулирующихся публично-правовым методом). Однако при этом в нормах арбитражного процессуального права содержатся также элементы частноправового регулирования, отражающие диспозитивные (дозволительные) начала, особенно относительно реализации участниками арбитражного процесса процессуальных прав, позволяющих, например, изменить спорящим субъектам права общую и альтернативную подсудность, заключив соответствующее соглашение (т. е. установить договорную подсудность), передать рассмотрение спора не государственному, а третейскому суду, заключить мировое соглашение и др.
Тем не менее, несмотря на сложный комплексный состав, включающий в себе элементы публично-правового и частноправового регулирования, арбитражное процессуальное право характеризуется в первую очередь властной деятельностью суда как государственного органа, а также принудительностью исполнения вступивших в законную силу судебных актов, что само по себе уже предопределяет в основном публичный характер взаимоотношений в сфере процессуальных отношений.
Предметом арбитражного процессуального права являются непосредственно процессуальные действия арбитражного суда при осуществлении правосудия, субъектов права (заинтересованных лиц), обратившихся в арбитражный суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права, права и обязанности участников арбитражного процесса, их положение, условие и порядок возбуждения и рассмотрения дела, порядок принятия решения суда и порядок его обжалования в суды вышестоящих инстанций, а также исполнение решений арбитражного суда.
Третейский суд, как негосударственный орган, имеет значение альтернативной по отношению к арбитражным судам формы разрешения споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому предметом арбитражного процессуального права являются также нормы, регулирующие организацию и деятельность третейских судов.
Система арбитражного процессуального права – это совокупность правовых норм, представляющих собой структуру, состав институтов и норм в определенной последовательности. Традиционно система арбитражного процессуального права состоит из общей и особенной частей.
Нормы, имеющие регулирующее значение для всего арбитражного процесса, составляют его общую часть, а нормы, регулирующие отдельные стадии процесса, – особенную часть.
К общей части относятся институты и нормы, регулирующие вопросы:
организация, структура, задачи и функции арбитражных судов;
цели и принципы арбитражного процесса;
подведомственность и подсудность;
круг субъектов арбитражного процессуального права и нормы о лицах, участвующих в деле;
представительство в арбитражном процессе;
доказательства и доказывание;
обеспечительные меры в арбитражном процессе;
приостановление производства по делу;
прекращение производства по делу;
оставление иска без рассмотрения;
судебные расходы;
процессуальные сроки;
судебные штрафы.
Нормы особенной части регулируют:
порядок возбуждения дела в арбитражном суде;
подготовку дела к рассмотрению в судебном заседании;
производство в суде первой инстанции и разрешение споров в порядке искового, особого, административного производств;
проверку решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу, в суде апелляционной инстанции;
проверку решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, в суде кассационной инстанции;
пересмотр вступивших в законную силу решений арбитражных судов в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ и по вновь открывшимся обстоятельствам;
исполнение судебных актов.
§ 3. Источники арбитражного процессуального права
Источниками арбитражного процессуального права являются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в данной отрасли права.
Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ судоустройство и арбитражное процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Соответственно органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе осуществлять правовое регулирование арбитражного процесса.
Часть 2 ст. 3 АПК РФ РФ определяет главные источники арбитражного процессуального права, при этом необходимо отметить, что данная норма АПК РФ устанавливает, что порядок судопроизводства в арбитражных судах осуществляется только Конституцией, федеральными конституционными законами, самим АПК РФ и принятыми в соответствии с ними иными федеральными законами, а также международными договорами России. Соответственно иные нормативные правовые акты не могут регулировать порядок судопроизводства в арбитражных судах.
К источникам арбитражного процессуального права относятся (схема 3):
1) Конституция Российской Федерации[8] (Основной закон), в которой закреплен ряд принципиальных положений, имеющих основополагающее значение для арбитражного процесса. Конституция РФ определяет, кем осуществляется правосудие, в том числе определено, что экономическое правосудие осуществляется арбитражными судами; порядок образования органов, осуществляющих судебную власть, их положение в системе властных государственных органов РФ; основные принципы правосудия (ст. 19, 20, 47, 50, 51, 118, 123, 128). Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46);
Схема 3. Источники арбитражного процессуального права.
2) федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые являются основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности арбитражных судов. К ним относятся федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации»[9] (закреплена судебная система Российской Федерации, основное назначение судов и их задачи), «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[10] (закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, основные принципы их деятельности, полномочия и порядок образования и деятельность арбитражных судов различного уровня, организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, обязательность судебных актов арбитражных судов).
Из федеральных законов основным является Арбитражный процессуальный кодекс РФ[11], который содержит совокупность норм, детально регулирующих весь арбитражный процесс, порядок судопроизводства по экономическим спорам, подведомственным арбитражным судам. АПК РФ регламентирует как деятельность арбитражного суда при осуществлении правосудия, так и других участников арбитражного процесса.
Федеральный закон «Об арбитражных заседателях»[12] содержит нормы, определяющие порядок привлечения к рассмотрению дела в арбитражном суде арбитражных заседателей, устанавливает требования, которые к ним предъявляются, срок полномочий арбитражных заседателей.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[13] устанавливает требования, предъявляемые к судье, порядок назначения судей арбитражных судов и прекращение их полномочий, срок их полномочий, гарантии их независимости и ответственности.
Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации»[14] содержит нормы, в которых закреплено третейское разбирательство как способ разрешения гражданско-правовых споров при наличии соглашения об этом сторон, порядок рассмотрения данных споров в третейском суде, порядок принудительного исполнения решения третейского суда.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»[15] содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок предъявления требований кредиторов к должнику и их учета в реестре требований кредиторов, процедуры введения наблюдения, внешнего управления, порядок признания должника банкротом, назначения арбитражных управляющих и рассмотрения жалоб кредиторов.
В Федеральном законе «Об исполнительном производстве»[16] закреплены нормы, регулирующие порядок исполнения судебных актов, обращения взыскания на имущество должника и его реализации, порядок приостановления и прекращения исполнительного производства.
Источником арбитражного процессуального права могут служить и иные федеральные законы, однако они не должны противоречить положениям АПК РФ. В случае противоречия приоритет имеют нормы Конституции РФ, вышеуказанных федеральных конституционных законов и АПК РФ;
3) международные договоры Российской Федерации по вопросам арбитражного процесса, в частности Соглашение стран СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (Киев, 20 марта 1992 г.)[17], Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.);[18]
4) судебная практика в форме постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства, а также решений Европейского Суда по правам человека является дополнительным источником арбитражного процессуального права. Судебная практика в указанных формах имеет не только правоприменительное, но и особое правообразующее значение, т. е. значение источника правового регулирования. Это вытекает не только из правового содержания указанных форм судебной практики, но в первую очередь из их законодательного закрепления в качестве таковых.[19]
Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации»[20] Конституционный Суд РФ проверяет нормы законов на их соответствие Конституции, осуществляя конституционное истолкование норм проверяемых законов. Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие или применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ч. 3 ст. 79).
Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6).
Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106).
Прецедентное значение имеет и правовая позиция Конституционного Суда РФ, положенная в обоснование принимаемых решений, поскольку Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и соответственно дает конституционно-правовой анализ проверяемой норме, вырабатывая при этом определенные правовые подходы (правовые позиции) при оценке нормы закона на ее соответствие или несоответствие Конституции РФ.
Таким образом, постановления Конституционного Суда РФ (если они признают неконституционными нормы законов) и определения Конституционного Суда РФ (если они даже отказывают в рассмотрении обращения заявителя по существу, но содержат конституционное истолкование норм действующих законов) и содержащиеся в них правовые позиции являются обязательными в правоприменительной деятельности для всех государственных органов и должностных лиц, носят всеобщий, нормативный характер, поскольку признанная неконституционной норма закона утрачивает силу, а прецедент конституционного толкования норм действующих законов является обязательным для судов, так как в правоприменительной деятельности должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению норм и суды не вправе придавать рассмотренным нормам значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом (ст. 74, 79).
Решения Конституционного Суда РФ являются дополнительным источником права по отношению к Конституции РФ, являющейся нормативным актом прямого действия, в связи с тем, что их регулятивное значение имеет место только в том случае, когда невозможно прямое применение норм Конституции РФ в связи с необходимостью дачи толкований отдельных положений Конституции РФ или необходимостью проверки оспариваемых норм законов на их соответствие Конституции РФ и их конституционного истолкования. Соответственно акты Конституционного Суда РФ и содержащиеся в них правовые позиции производны от норм Конституции РФ.
Согласно Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики являются обязательными для арбитражных судов (ст. 16). Данные постановления принимаются в целях разъяснения действующего законодательства, конкретизации и детализации норм права, восполнения обнаружившихся в законе пробелов и устранения противоречий, т. е. направлены на правильное применение действующего закона.
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства являются, таким образом, дополнительным к действующему закону источником процессуального права, поскольку выработанные в них правоположения (правила правового характера) производны от действующих норм права и направлены на их действенную реализацию. На данные постановления арбитражные суды могут делать ссылки в мотивировочной части решения так же, как на законы и иные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 170 АПК РФ РФ).
Следует отметить, что информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики не являются обязательными для судов, а носят рекомендательный характер (ст. 16 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), однако они учитываются арбитражными судами, поскольку решения, принятые без учета данных рекомендаций, отменяются вышестоящими инстанциями.
В рамках международной судебной практики первостепенное значение имеет судебная практика Европейского Суда по правам человека. Федеральным законом «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней»[21] Российская Федерация заявила о признании обязательными для России как юрисдикции Европейского Суда по правам человека, так и решений данного Суда.
При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против России (т. е. с ее участием), но и решения с участием других участников спора. Прецедентное значение имеет вся практика Европейского Суда по правам человека в целом, поскольку постановления Суда являются нормоустанавливающими толкованиями Конвенции.[22]