Вы здесь

Арабский халифат. Золотой век ислама. Глава 3. СУФЬЯНИДЫ И ВТОРАЯ МЕЖДОУСОБНАЯ ВОЙНА (Юлиус Велльхаузен)

Глава 3

СУФЬЯНИДЫ И ВТОРАЯ МЕЖДОУСОБНАЯ ВОЙНА

В течение всего своего правления Муавия ибн Абу Суфьян вел войну с византийцами как на море, так и на суше более ревностно и непрерывно, чем любой из его преемников, и дважды протягивал руку в сторону самой вражеской столицы. Но при этом он оставил задачу по установлению его власти в завоеванном Ираке своим наместникам в Куфе и Басре. Дошедшее до нас предание выделяет их на фоне других и больше рассказывает о Мугире и Зияде, чем о самом Муавии, а также заставляет альтер эго Муавии Абдул-Малика отойти на второй план, уступив место аль-Хаджжаджу. Все эти три знаменитых наместника были сакифитами из Таифа, высоко и красиво расположенного города-побратима Мекки, который благодаря исламу приобрел важность наряду с Меккой и Мединой, а также благодаря тому, что занимал определенное привилегированное положение над племенами, как это уже было очевидно в случае ридды 11 года. В отличие от ансаров у сакифитов был прочный и давний союз с правящими курайшитами, особенно Омейядами, которые поддерживали тесные связи с Таифом и имели там собственность. Они пользовались репутацией очень умных[54], репутацией, которую им удалось сохранить, и во времена Омейядов из их рядов вышла блестящая плеяда талантливых людей. Мухтар и Мухаммед ибн аль-Касим принадлежали к ним, как и другие выдающиеся фигуры.

Мугира ибн Шуба, которого Муавия поставил над Куфой в 41 году от хиджры, прожил бурную жизнь. Предание запечатлело яркий образ человека беспринципного, подверженного многим искушениям. Он был высокого роста; у него отсутствовал один глаз и передние зубы; у него была большая голова, толстые губы и рыжеватые волосы, которые он потом стал красить в черный цвет и которые торчали четырьмя твердыми «рогами». Из-за подлого убийства товарища, когда тот спал, его еще в юности изгнали в Медину, это было до 8 года. Даже перед такими преступниками, как он, ислам открывал карьерные возможности и отменял их прошлое. Даже если обстоятельства и сделали из него нового человека, он все же сохранил свои былые преимущества и приблизился к пророку, который нашел ему применение. В 9 году ему было поручено уничтожить языческое святилище в его родном городе, и тогда же он освободил сокровищницу от ее богатого содержимого. Он точно знал об этом месте, потому что относился к семейству, которому принадлежала должность хранителя храма. Во время погребения пророка, перед тем как могилу засыпали землей, он бросил туда кольцо, или, по крайней мере, так он сказал, чтобы иметь потом основания утверждать, будто он был последним, кто прикасался к Божьему посланнику. С того времени он продолжал свою бесстыдную погоню за властью, делая вид, что принадлежит к ведущей аристократии ислама. Он незваным влезал в важные государственные дела, например в шуру Умара и третейский суд в Думе, и, хотя его выгоняли оттуда, он всегда преспокойно возвращался в следующий раз. Дерзкий и богобоязненный, он прекрасно понимал, каким образом можно представить ислам в выгодном свете перед первыми людьми Персии. Он предпочитал играть роль посланца и посредника как наиболее близкую ему по духу, и в этом ему очень помогало знание персидского языка. Впервые он добился того положения, к которому стремился, в Басре. Он приехал туда с первым наместником – Утбой ибн Газваном, чья жена происходила из Таифа, и после смерти Утбы стал его преемником. Говорят, что он основал диван (налоговый суд) в Басре и тем самым подал пример всем остальным. Говорят также, что он убил Фаилкана из Изкубада[55] и завоевал Майсан и даже Ахваз. К падению его привела ненасытная страсть к женщинам. Его сместили за бесстыдную супружескую измену в 17 году от хиджры, хотя из-за вмешательства Умара, весьма строгого в других вопросах, приговор о наказании окончился комедией. Тем не менее его звезда еще не закатилась. Он отличился в Нехавенде и сразу же после, в 21 году, явился в Куфу в качестве преемника Аммара ибн Ясира. Именно в его тогдашнее наместничество состоялись победы куфийцев в Мидии и Азербайджане. Его раб Абу Лулуа, которого он послал в Медину и заставил работать там ремесленником, был убийцей халифа Умара. При Усмане Мугира отошел на второй план; он не принадлежал ни к Омейядам, которые теперь заняли все официальные посты, ни к близким товарищам пророка, которые сформировали оппозицию. Он не принимал никакого участия в перевороте против Усмана, но в итоге снова добился высокого положения. Говорят, что он посоветовал Али признать Муавию наместником Сирии, и, когда Али не последовал его совету, Мугира покинул его и перешел к Муавии. От имени последнего он добился для себя назначения, чтобы возглавить хадж 40 года. Муавия осознавал ценность такого помощника и вскоре после завоевания Ирака снова дал Мугире его прежнюю должность в Куфе.

Итак, будучи уже стариком, он после столь беспокойного прошлого наконец-то добрался до тихой гавани, в которой и надеялся остаться. Как наместник он стремился не наносить обид ни тем, кто стоял выше, ни тем, кто стоял ниже его. К Муавии Мугира относился с тем же равнодушием, как и к колебаниям куфийских партий, да и секрета из этого не делал. Так, по крайней мере, описывает его Абу Михнаф в повествовании об аль-Мустауриде и Худжре ибн Ади, и описание, безусловно, соответствует истине. Вся его политика заключалась в том, чтобы удержаться на своем посту, и в этом он преуспел. Благодаря хитрости он сумел предупредить те случаи, когда у правителя могло возникнуть желание его сместить. Он легко справился с хариджитами при аль-Мустауриде, так как и сами куфийцы, не теряя времени, освободили его от этого бремени.

Но хариджиты не имели большого значения для Куфы. Подавляющее большинство куфийцев были сторонниками Али как поборника политической независимости Ирака, и в этом смысле они придерживались того же мнения, что и шииты. И они не скрывали этого, а некоторые находили достаточно смелости, чтобы на людях выступать с провокационными речами, но Мугира оставил их в покое. Вместо того чтобы искоренять зло в зачатке, он испытывал определенное удовлетворение оттого, что предвидел его последствия, поскольку было ясно, что он не доживет до того времени, когда мог бы испытать их на собственной шкуре. Его мысль заключалась в том, чтобы спасти свою душу и переложить на преемников все неприятные обязанности, свойственные его посту[56]. Куфийцы, естественно, были этим вполне довольны, впоследствии они осознали, что у них больше уже никогда не было такого же хорошего наместника. Он пробил себе дорогу ложью и до самого конца пожинал ее плоды. Что касается времени его смерти, то в разных версиях ее относят к 49 или 51 году от хиджры.

Когда Ирак покорился Муавии, сначала он отправил в Басру главнокомандующего Буера ибн Аби Артата, чтобы подавить восстание Хумрана ибн Абана. После восстановления мира он ушел оттуда со своей армией и, согласно аль-Вакиди, только тогда вошел в Хиджаз и Йемен. Первым настоящим наместником, которого Муавия назначил в Басру (в конце 41 года), был Омейяд Абдуллах ибн Амир, который уже несколько лет занимал этот пост при Усмане. В Басре власть принадлежала племенам, а не государственным чиновникам, и, поскольку они не были объединены и не желали отказываться от каких-либо преимуществ, последствия нам довольно ясны. В Куфе общественная безопасность мало пострадала от политической и религиозной партийной агитации; в Басре обычным делом были грабежи и убийства на улицах. Такое наследие оставил Ибн Аббас, но Ибн Амир не хотел принимать энергичных мер. Как и старый Мугира, он думал, что не пожертвует спасением своей души просто ради того, чтобы укрепить правительство. Ему не хотелось отрубать руки грабителям. «Как бы я смотрел в лицо его отцу или брату?» – говорил он. В конце концов для Муавии это стало слишком, и он попросил Ибн Амира, ради всей их дружбы, отказаться от поста, позволил ему при этом сохранить все присвоенные государственные деньги и отдал ему в жены свою дочь, таким образом став одновременно и его сватом, и тестем[57]. Преемником Ибн Амира стал аздит, но ему было суждено лишь подготовить путь для Зияда, который в то время уже был избран для поста, и через четыре месяца аздиту пришлось уйти. Так повествует аль-Мадаини у ат-Табари.

У ат-Табари большую часть сведений о Зияде тоже предоставляет аль-Мадаини. Как и Мугира, ставленником которого он был, Зияд принадлежал к сакифитам, обосновавшимся в Басре при самом основании города, а точнее, к зажиточному и чрезвычайно уважаемому семейству крупных землевладельцев Абубакра. Он имел скромное происхождение и был назван в честь его матери Сумайи, потому что его отец был неизвестен. Ислам открыл перед ним мир. В возрасте 14 лет он стал делителем добычи, то есть счетоводом в армии Басры, потому что умел писать, ведь для того, чтобы считать, нужно было уметь писать. Уже тогда халиф Умар, как говорят, обратил внимание на его необычные способности, и при Али он приобрел видное положение в Басре. Как представителю отсутствующего наместника, ему пришлось разбираться с восстанием тамимитов, подстрекаемых Муавией. Аздиты помогали ему, и он всегда был им благодарен. Впоследствии Али послал его в Фарс, чтобы навести порядок в беспокойной провинции, что он выполнил блестяще и не прибегая к насилию. После смерти Али он поселился в своей крепости в Истахре, и из всех чиновников Али он дольше всех отвергал Муавию. Буеру пришлось угрожать ему убийством троих его сыновей, оставшихся в Басре, если он не явится по требованию. Зияд отказался, но детей в последний момент забрали у палача по встречному приказу Муавии, который посланцу удалось вовремя получить и доставить – для этого ему пришлось бешено скакать в Куфу и обратно[58]. Мугире было поручено захватить сокровища Зияда, которые хранились в Басре, но, естественно, он не сумел их отыскать, ведь сакифит сакифиту глаз не выклюет. Однако он вмешался, чтобы заставить Зияда прекратить сопротивление и сдаться. Это было в 42 году от хиджры. Муавия закрыл глаза на тот факт, что его обманули при разделе государственных денег Фарса, хотя и распознал обман. Это была сделка между братьями, которые в конце концов поняли друг друга, и они оба значительно выиграли от этого.

Муавия окончательно закрепил это положение, узаконив сына Сумайи и признав его сыном своего собственного отца Абу Суфьяна, чтобы таким образом связать его с самим собой и своей семьей. Это был большой скандал, о котором ат-Табари ничего не рассказывает и упоминает само событие лишь как предположительное. Оно не послужило особым назиданием для остальных Омейядов и собственного сына Муавии Язида, и они долгое время находились в натянутых отношениях с этим бастардом, который, возможно, не был даже и таковым. Известные, часто цитируемые сатирические стихи о его усыновлении исходят не от бродячего певца Ибн Муфаррига, хотя он тоже был автором нескольких, но от Омейяда Абдуррахмана, брата последующего халифа Марвана ибн аль-Хакама.

Муавия сначала назначил Куфу местом жительства Зияда, где он находился под нестрогим наблюдением Мугиры, который исполнял отцовскую роль по отношению к нему, и Зияд часто посещал его дом и любезничал с его молодой женой. Затем Муавия послал за ним и вызвал в Дамаск и там, по-видимому, сделал своим братом. Когда Зияд вернулся оттуда в Куфу, Мугирой овладели опасения, что в нем (Зияде) он воспитывал собственного преемника, но очень скоро из Дамаска пришел приказ о назначении Зияда наместником Басры и относящихся к ней восточных провинций. В конце раби ас-сани или в начале джумады аль-уля 45 года он приехал в Басру и вступил на пост, произнеся знаменитую речь, в которой сразу же, не ходя вокруг да около, изложил свою программу. Поэтому его речь назвали «речью без предисловия». «Вы ставите родственные связи перед религией, – сказал он, – вы оправдываете и укрываете своих преступников и подрываете освященные исламом законы, созданные для защиты. Бойтесь разгуливать по ночам; я казню любого, кого найдут ночью на улице. Бойтесь призывать родственников; я отрежу язык каждому, кто поднимет крик. Если кто-то толкнет другого в воду, если кто-то подожжет чужой дом, если кто-то ворвется в чужой дом, если кто-то разроет могилу, я его накажу за это. Я возлагаю на каждую семью ответственность за тех, кто к ней принадлежит. Я не стану карать за ненависть ко мне самому, а только за преступления. Многие, кого испугал мой приезд, будут рады тому, что я здесь, и многие из тех, кто возлагает на него надежды, не будут обмануты в них. Я буду править вами властью Бога и заботиться о вас из Божьего богатства[59]. От вас я требую покорности, а вы можете требовать от меня правосудия. Каковы бы ни были мои недостатки, на три вещи вы всегда можете рассчитывать: в любое время я буду готов выслушать кого угодно; я буду выплачивать ваши пенсии в положенное время и не буду посылать вас на войну слишком далеко или держать вас в поле боя слишком долго. Не позволяйте гневу и ненависти ко мне увлечь вас; в противном случае хуже будет вам самим. Я вижу многих, кто качает головой; пусть лучше каждый позаботится о том, чтобы его голова осталась на плечах!»

За счет нескольких примеров неумолимой суровости, проявленной в самом начале правления, он заслужил уважение народа, и ему удалось установить в городе такую безопасность, которой не знали никогда прежде не только в самой Басре, но и в иранских провинциях и даже в Аравийской пустыне. Об этом рассказывают сказочные истории. Даже хариджиты в Басре поклонялись ему. За исключением названия, некоторые из них были не лучше обычных разбойников и заслуживали того, чтобы с ними обращались как с разбойниками.

Когда Мугира умер в 50 или 51 году от хиджры, Зияд стал наместником и сохранил пост в Басре. В Куфе ему пришлось приводить в порядок тяжелое наследство, оставленное Мугирой. Тамошние шииты во главе с Худжром ибн Ади аль-Кинди забросали камнями его действующего представителя Амра ибн Хурайса, когда он вел публичную молитву в мечети. Тогда Зияд поспешил туда из Басры, чтобы вмешаться. Худжр сыграл ему на руку, оказав вооруженное сопротивление вместе со своими сторонниками, когда его хотели арестовать, и тем самым поставил себя вне закона. Зияд справился с ним без особого труда, а когда дело стало серьезным, куфийцы сами помогли представителю государственной власти, которого ненавидели, в борьбе с их сторонниками, которым они симпатизировали, и даже подписали приговор заточенному главарю. Этот документ отправили халифу в Дамаск, и шестеро были казнены за вооруженное подстрекательство к мятежу, поскольку они отказались отречься от Али. Но это еще был не конец. Казнь таких видных людей глубоко затронула местных жителей. Племена считали позором, что им не удалось вырвать своих собратьев из рук государства, а шииты смотрели на Худжра и его товарищей как на мучеников.

Предание рассказывает нам о некоторых административных мерах Зияда. Он перестроил в Куфе мечеть, убрал гравий с полов и заменил его твердыми плитами. Согласно аль-Балазури, это было сделано для того, чтобы молящимся не приходилось каждый раз отряхивать руки от камней после простирания ниц на молитве, хотя можно предположить, что это было сделано для того, чтобы имама, который с минбара порицает собравшихся, не прерывали градом камней. Еще важнее была другая мера, а именно разделение гарнизона Куфы на четыре группы, причем в одну группу объединялись самые разные племена под началом не племенного вождя, а командира, выбранного правителем. В аналогичном распределении басрских войск на пять групп племенной принцип проявился сильнее. Пожалуй, можно проследить политический ход в том, что он отправил в Хорасан большое количество семей из Куфы и Басры и поселил их там.

Он умер во вторник 4 рамадана (23 августа 673 года) в возрасте примерно 53 лет. В качестве иллюстрации к его характеру до нас дошли два исторических анекдота, представляющие некоторую ценность. Когда в 38 или 39 году от хиджры он искал защиты у аздитов и прощупывал их вождя на предмет того, готов ли он защищать его от нападения тамимитов, полученный им решительный ответ привел его в такой восторг своей наивностью, что ему было очень трудно сдержать смех, ведь в тот момент смешливость могла кончиться для него очень плохо. Он рассказал прекрасной молодой жене старого Мугиры, которая ему очень нравилась и потом стала его женой, что она может смело показываться перед ним, как перед родственником, от которого нечего ждать вреда, поскольку на самом деле он отец Мугиры, ведь один из его сыновей носил то же имя, что и наместник Куфы. Так что он, по-видимому, не был человеком угрюмым и суровым. Но в своем качестве регента он не допускал шуток. Тем не менее он был тираном только по представлениям арабов, которые рассматривают любое могущественное правление как тиранию, особенно когда оно прибегает к силе меча в борьбе с мятежными подданными. Что касается его обращения с шиитами в Куфе, то мы располагаем подробным и точным отчетом Абу Михнафа, который сам придерживался шиитских убеждений. Преследование их прекратилось после наказания нескольких главарей, которые выступили против него с оружием. Это внушает нам оправданные подозрения относительно туманных рассказов о его варварски жестоких гонениях на шиитов в целом. В Басре им особенно не на что было жаловаться и жилось им вполне комфортно. Их вождь Шарик ибн Авар аль-Хариси пользовался у Зияда, а потом и у его сына доверием, которое незадолго до его смерти он подло предал. Тамошние хариджиты были опаснее. Они делились на несколько разных видов, некоторые из них были честными, благочестивыми людьми, а другие – беспринципными и кровожадными мятежниками, но Зияд принял меры не против чувств первых, а против преступлений вторых. Он лишь казнил нескольких подстрекателей и злоумышленников и не стал устраивать массовой резни. Абу Биляль, самый уважаемый человек среди хариджитов Басры, одобрил его поведение и прогнал всех, кто опозорил имя их общины неразборчивым кровопролитием.

Противоречащие рассказы следует рассматривать как клеветнические, вызванные тенденциозностью.

Самура ибн Джундаб фигурирует как добровольное орудие якобы жестокости Зияда в Басре, по словам аль-Мадаини и его ученика Умара ибн Шаббы. Он был командиром шурты, своего рода личной гвардии, и Зияд, как говорят, сильно укрепил эту постоянную армию, чтобы использовать ее в качестве опоры своей тирании. Но в Куфе он подавил восстание шиитов не с помощью шурты, а созвав сами племена. Как в Фарсе, так и в Ираке он ухитрялся справляться с ними без чрезвычайных мер. По вечерам, по старому обычаю, он собирал вокруг себя знатных людей, которым выплачивалось почетное жалованье, и, ведя с ними легкую беседу, обдумывал государственные заботы. Он сделал вождей племен ответственными за поведение их соплеменников, в то время как зависть родов позволила ему разыгрывать их друг против друга. Прежде всего он имел в своем распоряжении государственную казну и контроль над средствами, из которых выплачивались пенсии. Он располагал и шуртой, вполне сравнимой по силе с шуртой его предшественников. Кроме того, каждый второй наместник прибегал к тем же средствам, что и он, только он умел использовать их для наилучших целей. Он обладал всеми признаками правителя от Бога, у него всегда все получалось. Мечеть, исламский форум, была главной сценой его деятельности и его успеха. Он рассказывал народу, что он думает, и убеждал его; он объявлял о принятых мерах, и люди не сомневались, что он сдержит слово. Он обладал хорошо подвешенным языком и знал своих арабов. С древних времен они всегда тонко чувствовали и невольно испытывали уважение к превосходящему интеллекту, когда он выражался чтением в сердцах и делах людей и решительными действиями. Независимый представитель тамимитской знати Хариса ибн Бадр самым хвалебным образом засвидетельствовал в стихах дела великого визиря. То, что поэт аль-Фараздак боялся его, как глупый юноша, нисколько не умаляет его достоинств.

В Басре, как и в Куфе, необходимо было выполнить одну простую задачу: установить султан, то есть государство, главенство правительства. В Басре нужно было положить конец деспотизму племен и родов, чей первый принцип во всех случаях состоял в том, чтобы вставать на сторону своих родичей и даже своих преступников, причем не только против других родов, но и против правительства. Здесь больше, чем где бы то ни было, укрепилась система клик на основе кровного родства, и в густонаселенном городе это должно было иметь последствия намного более нетерпимые, чем в пустыне. Регулирование мира и правосудия в обществе, благодаря чему Мухаммед освободил арабов от анархии, оказалось под вопросом. В Куфе оппозиция имела более теократическую окраску, она была направлена не против верховенства государства самого по себе, а против прав существующего правления, то есть Омейядов. Однако для Зияда эта разница значила мало. Примирившись однажды с правящим домом, он не признавал никого более высокого, нежели тот, кто фактически обладал властью, и на этом основании защищал общественный порядок и благосостояние и обязанность граждан повиноваться властям. Даже если, согласно господствующему обычаю, он не забывал и о себе и прикарманивал немалые суммы денег, он все же не пользовался властью исключительно для разграбления вверенных ему провинций в личных корыстных целях. Он стоял выше партий и родов, у него доставало совести, чтобы чувствовать, что он является официальным представителем государства, и он ревностно исполнял возложенные на него обязанности, независимо от благополучия его души и Корана, в котором каждый находил оправдание для тех политических решений, которые его устраивали. Более того, эту преданность признали и переняли его сыновья, самым значительным из которых стал Убайдуллах ибн Зияд.

Согласно Абу Машару и аль-Вакиди, в период правления Муавии другими наместниками в Ираке были: в Куфе – Абдуллах ибн Халид ибн Асид с 53 года от хиджры; ад-Даххак ибн Кайс аль-Фихри с 55 года; Абдуррахман ибн Умм аль-Хакам ас-Сакафи с 58 года; Нуман ибн Башир аль-Ансари с 59 года; в Басре: Самура ибн Джундаб аль-Фазари с 53 года; Абдуллах ибн Амр ибн Гайлан с 54 года; Убайдуллах ибн Зияд с 55 года. Убайдуллах принял более строгие меры против хариджитов в Басре, чем его отец, и даже навлек на себя недовольство более умеренных. Именно к его правлению относятся истории о мученичестве хариджитов.

О сирийцах, которыми Муавия правил сам, мы слышим сравнительно мало. Общие интересы с правительством объединяли их с халифом, поскольку Сирия была господствующей страной, что с очевидностью следовало из наличия у нее главного казначейства и из суммы пенсионных выплат[60]. Но она отличалась от Ирака и внутренне. У Куфы и Басры не было других традиций, кроме пустыни и ислама. Арабские войска, как попало составленные из разных племен, были заброшены туда благодаря войне и обосновались там в виде военных поселений. Внезапно они перенеслись из первобытных условий в культуру и центр великого царства, и неудивительно, что они не сразу превратились из кочевников-бедуинов в рациональных граждан государства. Также в Сирию, как следствие исламского завоевания, переселились многие арабы, особенно кайситы на севере провинции. Но в центре кальбиты и другие племена из конфедерации кудаа имели большинство, наряду с некоторыми племенами, которые считались относящимися к племени азд ас-сарат, которые жили там на протяжении веков, а не пришли туда только благодаря исламу[61]. Влияние греко-арамейской культуры, христианской церкви и Византийского государства, при котором все это развилось, не могло не наложить на них своего отпечатка. Регулируемая государственная администрация и военно-политическая дисциплина не были для них новыми идеями; у них существовала старинная династия вождей, которым они издавна повиновались, и они передали свою покорность Муавии как законному преемнику прежней династии; право султана не требовало того, чтобы его сначала навязывали силой. Они признавали законность существующего правления человека и не испытывали его мерой Корана и теократии. Они следовали за своим эмиром, куда он их вел, потому что в глубине души их так же мало волновал ислам, как и его. В военном деле они показали себя намного лучше всех арабов, тем более что они никогда не переставали практиковаться и систематически повышали квалификацию в постоянных войнах с римлянами. Муавия был достаточно благоразумен, чтобы держаться на их стороне, хотя по крови больше был связан с кайситами. Различия между племенными группами в то время еще не означали яростной оппозиции политических партий. Он жил в Дамаске, там, где селились кальбиты, недалеко от резиденции их бывших правителей. Среди них он выбрал в жены знатную женщину и намеревался сделать ее сына Язида наследником. По представлениям арабов, это был политический альянс, и так оно и было на самом деле. Все кальбиты чувствовали себя как бы зятьями халифа и дядьями его преемника[62]. Не было никаких сомнений в том, что завоеватели, силой поселившиеся в их стране, считают всех сирийских арабов и их сородичей ниже себя. Кроме того, они очень быстро приняли ислам и отчасти спонтанно, хотя это означало всего лишь переход под победоносные знамена арабизма. Можно предположить, что альянс, в который Муавия, как наместник, уже вступил с ними, также отражал его отношение к сирийским неарабам, которые оставались христианами. В Сирии оппозиция власти и подданных, судя по всему, была не такой яростной, как вначале в Ираке. Тамошние мусульмане не жили отдельно в поселениях, основанных специально для них, а обосновались вместе с коренными жителями в старых городах: Дамаске, Эмесе, Киннесрине и т. д. Порой они даже делили между собой место отправления религиозных обрядов, которое затем становилось наполовину церковью, наполовину мечетью. Христианские традиции Палестины и Сирии также глубоко уважались мусульманами; Сирия тоже была для них Священной землей, сам Муавия был провозглашен халифом в Иерусалиме; а после этого он молился на Голгофе и у гробницы святой Марии. Конечно, из этих фактов не следует делать слишком далекоидущих выводов. Муавия выказал свое высокомерие и чувство превосходства в вопросе о догматах веры, когда яковиты и марониты представили на его суд свой религиозный спор. С яковитов, которые проиграли в споре, он взял штраф в размере 20 тысяч динаров и посоветовал им жить в мире и покое. Но у него не было и глубокой связи с исламом, и, как политик, он проявлял терпимость к своим подданным-христианам и заслужил их благодарность и расположение. При его правлении они чувствовали себя по крайней мере не хуже, чем при власти византийцев, как можно видеть из того настроя, который дошел до нас в их преданиях. Феофан говорит о его отношении к христианам, которое он выказал тем, что восстановил для жителей Эдессы разрушенную землетрясением церковь. Один из его самых влиятельных советников – Сарджун ибн Мансур, которого он передал и своим преемникам, – был христианином, однако то, что он фактически сделал христианина наместником в Эмесе, – вымысел. Жаль, что вместо того, чтобы стать халифом, он не ограничился Сирией и не основал там национальное государство, которое оказалось бы прочнее, чем «вненациональное» всеобщее государство на Востоке, в котором погибли арабы. Возможно, у него была такая мысль, но он счел ее неосуществимой, потому что тогда ему пришлось бы отказаться от ислама и перейти в христианскую церковь, потому что в то время ислам еще не признавал никаких отдельных государств.

Месть за Усмана была тем основанием, на которое Муавия поставил свое право наследования. В каком смысле он это сделал, ясно следует из того, что с этой целью он заключил союз с Амром ибн аль-Асом, который самым злобным образом подстрекал против Усмана. Благочестие не было его мотивом, также он не следовал и традициям своего убитого предшественника. Он конечно же принял общие плоды его царствования, правление Омейядов, но отнюдь не отдал все прибыльные должности представителям их рода. Конечно, он испытывал их, но, как правило, недолго колебался перед тем, как их сместить. Дамаск не стал средоточием Омейядов, но Медина продолжала оставаться таковым. Этот город, доселе являвшийся центром государства, был вынужден отойти на второй план, как и аристократия, которая все еще продолжала там жить. Обычно Муавия оставлял само наместничество Омейядам, но какую важность мог иметь Марван, раньше полноправный имперский канцлер Усмана, а теперь эмир Медины! Неудивительно, что он бросал завистливые взгляды на своего родственника в Дамаске, который настолько опередил его, и что в целом отношение к нему в Медине ухудшилось! Чувства мединцев, в частности, проявились в ревности к Зияду, так как они боялись, что Муавия через него укрепит его дом вопреки всему роду и в конечном итоге сделает его преемником. Он со своей стороны пытался возбудить вражду между разными ветвями рода в Медине и таким образом ослабить их. Его взаимопонимание с курайшитами тоже оставляло желать лучшего. Он даже жаловался, что именно из-за того, что они его покинули, он их и обошел. Более того, он находился в натянутых отношениях с племенем махзум. Они уже давно завидовали Омейядам, потому что те сместили их с первого места, которое махзумиты занимали в Мекке до битвы при Бадре, и он дал им дополнительные основания для особой ненависти. Абдуррахман, сын великого махзумита Халида ибн аль-Валида и сам также достойный и высокочтимый человек, занимал в Эмесе, в Центральной Сирии, такое независимое и важное положение, что казался опасным для халифа. Лекарь-христианин отравил его, как считалось, по наущению Муавии, и можно себе представить, какое действие это произвело на махзумитов. Отношение Муавии к духовному благородству ислама, роду пророка и семьям его старейших сподвижников, а также к ансарам, естественно, было отношением недоверия и вражды.

Его видные наместники в важнейших провинциях не были Омейядами и за одним исключением даже не курайшитами. Муавия наблюдал за теми, кто мог ему понадобиться, и ставил их себе на службу. Он обладал способностью завоевывать и удерживать тех, кого ему было выгодно иметь при себе, и даже заставлять тех, кому он не доверял, работать на себя, как, например, Амра в Египте, который больше походил на его союзника, чем на чиновника. Часто перечисляются его слуги и доверенные лица, они, по-видимому, в основном были новыми людьми. С ними, как со своими σύμβουλοι, советниками, он консультировался, как πρωτοσύμβουλος, первый советник[63]. Им дозволялись небольшие злоупотребления, и они этим пользовались. Тем не менее он не выпускал из рук бразды правления и умел укротить их так, чтобы не дать им почувствовать узды. Грубые и яростные сцены никогда не трогали его, он вел себя словно старый араб-сеид. Бог не одарил Муавию личным мужеством, хотя он неустанно отправлял своих сирийцев на войну с византийцами, но тем в большей степени он обладал другими качествами сеида: осмотрительной мягкостью, с помощью которой он обезоруживал и пристыжал противников, медлительностью в гневе и абсолютным самообладанием. Как пример этих качеств он фигурирует в бесчисленных историях, наряду с тамимитом Ахнафом, его современником, которого он очень уважал. По своему характеру Муавия был дипломатом и политиком и позволял событиям созревать самим, лишь время от времени подталкивая их, возможно прибегая к небольшому количеству яда. Он не отрицал своего мещанского происхождения. Он не любил использовать принуждение и не столько завоевал Ирак, сколько купил его покорность. Если Муавия мог достичь своей цели с помощью денег, он щедро тратил их, но никогда не разбазаривал напрасно, и ему казалось забавным разочаровывать тех, кто рассчитывал на его неразборчивую щедрость или думал, что может его обмануть. Один из старейших передатчиков преданий аш-Шааби слышал, как о нем рассказывали, что он был самым любезным спутником, но его тайные мысли никогда нельзя было отличить от тех, что он высказывал открыто. Слушая кого-нибудь, он откидывался назад, скрестив ноги и полузакрыв один глаз. Несмотря на свою полноту, появляясь перед арабами по торжественным случаям, он внушал им почтение в своем черном тюрбане, с глазами обведенными сурьмой. Согласно аль-Вакиди, он умер в четверг в середине раджаба 60 года, что соответствует четвергу 18 апреля 680 года. По словам Ильи из Нисибина, в пятницу 15 раджаба его преемник вступил на пост, а по словам Абу Михнафа – 1 раджаба. Абу Машар указывает продолжительность его правления как 19 лет и три месяца, аль-Вакиди добавляет еще 27 дней. Его похоронили рядом с воротами Дамаска, и на его могилу, над которой построили мавзолей, люди приходили еще много веков. Доступ к ней был открыт по понедельникам и четвергам[64].

Смена правительства грозила вызвать осложнения, как это всегда бывало, но, в отличие от своих предшественников, Муавия попытался решить их заранее. Поскольку единственное, что позволяло ему удерживать власть над высокопоставленными арабами, – это та клятва верности, которую они принесли лично ему, он хотел еще при своей жизни связать их таким же обязательством по отношению к его сыну Язиду, сделав его своим преемником, но они, естественно, пренебрегая сирийцами, надеялись избавиться от этого ига после смерти Муавии. Они делали вид, что он отважился на неслыханное новшество, пожелав ввести преемственность от отца к сыну, как это было у Сасанидов и византийцев. Согласно арабским законам, верховная власть передавалась по наследству внутри одного племени или рода, но не непосредственно от отца к сыну в пределах одной семьи; согласно исламу, она вовсе не была достоянием человека, на право владения которым кто-то мог бы претендовать в качестве наследника, но, несмотря на это, волнения были несоразмерны их предполагаемой причине. Привилегия эмира назначать преемника до своей смерти оставалась в силе, и, даже если сын не имел на власть никакого права, все же он никоим образом не был отстранен от нее, только, по-видимому, никто никогда не приносил ему присяги заранее. Но это было самое начало, и у арабов отсутствовали какие-либо соответствующие традиции и какие бы то ни было правила преемственности.

Распространенный рассказ о том, что предпринял Муавия, который встречается у Вейля и А. Мюллера, у Ибн аль-Асира гласит следующее: первый ход для того, чтобы гарантировать правопреемство Язиду, сделал Мугира, а именно со злым умыслом заманить Муавию в ловушку. Ему было поручено подготовить почву в Куфе, и вскоре после этого в Дамаск явилась депутация из Куфы, которую он подкупил небольшой взяткой, чтобы заставить их признать Язида. Но Муавия был осторожен и сначала спросил у Зияда в Басре. Убайд ибн Кааб ан-Нумайри убедил Зияда не сопротивляться, но Зияд посоветовал Язиду из уважения к общественному мнению умерить свою склонность к языческим развлечениям, и этот совет был благосклонно принят и претворен в жизнь. Но лишь после смерти Зияда Муавия открыто выступил со своим замыслом. Сначала он прощупал почву в Медине, прежней столице, которая все еще считалась подходящим местом для принесения присяги, потому что там жила мусульманская знать, которой было очень желательно, чтобы так и произошло. Жители Медины одобрили его идею обеспечения престолонаследия, но, когда он через Марвана позволил им узнать, что в качестве преемника он выбрал своего сына, в мечети возникли беспорядки. Протестовали, в частности, сыновья самых известных сподвижников пророка: Хусейн ибн Али, Абдуллах ибн Умар, Абдуррахман ибн Абу Бакр и Абдуллах ибн аз-Зубайр, но Муавии было все равно. Он послал за видными людьми из всех столиц провинций, созвав их в Дамаск, и выступил перед ними с речью о правах повелителей и обязанностях подданных вообще и о хороших качествах Язида в частности. Ад-Даххак ибн Кайс аль-Фихри и другие ораторы, назначенные для этой цели, аплодировали ему и сделали вывод, от которого Муавия воздержался, потребовав принесения присяги Язиду. Только Ахнаф из Басры прозорливо выразил сомнение, но золото парализовало их, и депутация проявила покорность Язиду. Теперь остался только Хиджаз. Туда Муавия отправился лично с тысячей всадников. Добравшись до Медины, он начал с того, что настолько сильно оскорбил вышеупомянутых высокопоставленных противников, которых ему было бы особенно желательно покорить, что они бежали в Мекку. Он поехал туда вслед за ними и попытался завоевать их расположение исключительным радушием. И лишь в самом конце, когда он уже собирался отправиться домой, Муавия огласил свои пожелания. Он попытался объяснить им, что требует от них не многого, что Язид будет правителем только по названию и что на самом деле именно они от его имени будут обладать реальным правом на осуществление власти. Долгое время они молчали, и наконец Ибн аз-Зубайр заговорил и от имени всех отказался от предложения халифа. Тогда Муавия сказал: «В другое время, когда я говорю перед народом, я позволяю любому говорить против меня что ему угодно; но того, кто противоречит мне сегодня, я мечом заставлю замолчать» – и тут же во всеуслышание отдал соответствующий приказ своим слугам. Потом он вошел в мечеть Мекки и объявил: «Эти четверо, без которых не может быть принято решение о престолонаследии, принесли присягу Язиду; так и вы принесите присягу ему!» После этого все так и поступили, и четверо молчали в страхе и таким образом без возражений согласились с этой ложью. Муавия вернулся в Медину и там тоже принял присягу от имени Язида.

Это была хитроумная схема. Аль-Мадаини также рассказывает, что Мугира придумал идею принесения присяги Язиду, а Зияд, по убеждению Убайда ибн Кааба, не возражал против этого. У ат-Табари это событие относится к тому же году, что и у Ибн аль-Асира. С другой стороны, у ат-Табари нет ничего о созыве делегатов со всех провинций к Муавии для принесения присяги Язиду, он упоминает только одну депутацию, которая прибыла для этого из Басры под началом Убайдуллаха ибн Зияда, но относит ее лишь к 60 году, в который умер Муавия. Эта депутация из Басры впоследствии обобщается и относится к предшествующему времени. Переход к ней можно найти уже у аль-Масуди[65]. В старой традиции (а также у аль-Масуди) совершенно неизвестен чрезвычайно интересный факт, составляющий кульминацию повествования Ибн аль-Асира, а именно резкое личное вмешательство Муавии в Хиджазе. Только аль-Мадаини говорит, что после смерти Зияда Муавия вслух прочел документ, смысл которого состоял в том, что в случае его смерти он назначает Язида своим преемником, и все согласились на это, кроме пятерых[66]. Место, предположительно Дамаск, не упоминается, и даже время не указано точно, так как «после смерти Зияда» – это всего лишь формула, выражающая переходный период. Далее у ат-Табари говорится, что в 60 году Муавия принял присягу за Язида от депутации из Басры и приказал, чтобы после его смерти против непокорных курайшитов были приняты определенные меры. Согласно Авану, выполнение этих мер он возложил на ад-Даххака ибн Кайса аль-Фихри и Муслима ибн Укбу аль-Мурри, поскольку Язид отсутствовал. Таким образом, можно считать, что замысел зрел у Муавии в голове на протяжении значительного времени и к концу своей жизни он пытался претворить его в жизнь, но, как оказалось, напрасно, если говорить о тех людях, чье согласие имело наибольшее значение, потому что, по мусульманским представлениям, именно у них были самые обоснованные претензии на халифат. Больше ничего об этом не упоминается. Представляется, что это не соответствует характеру старика, что он сам встал во главе тысячи всадников в мирное время, чтобы сначала выгнать четырех курайшитов в Хиджаз, потом приголубить их и наконец принудить, притом что в конце концов он ничего не добился, ведь те, кого главным образом все это и касалось, не принесли клятвы верности. То, что он въехал в Мекку с вооруженным войском и именно там, а не в Медине совершил главный акт принятия присяги, крайне маловероятно, и те драматические речи и сцены, которые украшают повествование, не прибавляют ему достоверности. Все это кажется тенью событий начала правления Язида, к которому мы сейчас и переходим.

После того как Язид встал во главе правительства 1 раджаба 60 года, как рассказывает Абу Михнаф у ат-Табари, он письмом сообщил наместнику Медины аль-Валиду ибн Утбе ибн Суфьяну о смерти своего отца, прибавив на листке не больше мышиного уха распоряжение о том, что он должен принудить к принесению присяги Хусейна, Ибн Умара и Ибн аз-Зубайра – названы только три этих имени. Аль-Валид посоветовался с Марваном, хотя эти двое были не в очень хороших отношениях, и тот посоветовал ему немедленно арестовать Хусейна и Ибн аз-Зубайра, прежде чем они услышали о смерти Муавии. Но аль-Валид сделал это не сразу, и им удалось бежать в Мекку в конце раджаба 60 года (начале мая 680 года). Ибн Умар считался неопасным, о нем говорили, что он согласился бы стать халифом, только если бы халифат принесли ему на подносе. Более того, по словам аль-Вакиди, в то время его не было в Медине, а после возвращения он принес присягу, узнав, что это сделали все остальные. Ибн Аббас поступил аналогично; это была точка зрения правильного джамаата. Аль-Валид конечно же вскоре был смещен, а вместо него появился другой Омейяд – Амр ибн Саид ибн аль-Ас, который до того находился в Мекке. По словам аль-Вакиди, это произошло в рамадане 60 года; в других версиях – не раньше зуль-кады.

Конец ознакомительного фрагмента.