Реванш побежденных. Тридцать лет спустя
Каждое сказанное слово будет услышано чьим-то ухом.
Я всегда считала хоккей сугубо мужской игрой, но этот матч смотреть все-таки пришла. Мы все сюда пришли. Просто не могли не прийти, ведь сегодня будут играть такие хоккеисты!
Они выехали на лед вразвалочку, лениво передвигая коньками. Это были уже далеко не молодые мужи, седину на висках можно было рассмотреть практически у каждого них, даже у того, чьи волосы развевались до плеч. Они встали в неровный ряд, как бы всем своим видом показывая неважность предстоящего матча. На игроках была одета красно-белая форма с надписью «СССР», но ни на одном не наблюдалось ни шлемов, ни кап, ни краг. Им всем было лет под шестьдесят…
Напротив строго по линеечке торжественно выстроилась полностью экипированная молодая команда дубайского хоккейного клуба в черно-белых униформах. Матч проходил в здании одного из первых здесь спортивных сооружений, которое уже было довольно-таки стареньким, хотя каток вполне соответствовал всем, как у нас принято говорить, олимпийским стандартам.
Про этот матч мы узнали от одного из наших друзей, Роберта Перегудова, уроженца Канады, заимствовавшего фамилию от своих русских предков, эмигрировавших на северо-американский континент еще после революции. О тех давних временах Роберт мало что знал, как я ни пыталась его расспросить, инфомацией он почти никакой не владел. Помимо своей славянской фамилии, он унаследовал такой генотип, которому могли бы позавидовать все голливудские звезды вместе взятые… Он имел атлетическое телосложение, слегка волнистые светло-русые волосы, его улыбка обрамлялась крупными белыми зубами, а на фоне скуластого смугловатого лица сияли большие светло-голубые глаза. В его ясном взгляде просматривался очень ярко-выраженный здравый смысл и глубокая уверенность в своей мужской правоте. Его жена, невысокого роста блондиночка, ничем особенным не отличавшаяся, относилась к категории тех женщин, о которых большинство из нас думает, ну почему у такого мужчины жена она, а не я… Роберт работал преподавателем в мужском колледже и с детства профессионально играл в хоккей. Их клуб очень серьезно готовился к предстоящей встрече. Еще бы, ведь едет играть такая команда!
А игра на самом деле предстояла необычная. Я думаю, если бы живые динозавры появились на наших улицах, мы изумились бы гораздо меньше… Сюда, в эмираты, для дружеского матча в полном своем составе приезжала легендарная советская команда семидесятых годов. Она прославилась на все времена тем, что в период с 1972 по 1973 года провела серию суперматчей с канадский сборной по хоккею в Торонто и Москве. На противоположных сторонах планеты играли не просто две сильнейшие команды мира, это была битва титанов. В поединке века тогда столкнулись две системы, два мировоззрения, две противоположных Идеи того, как человечеству следует устраивать свою жизнь на земле. В состав той команды входили Евгений Зимин, Владимир Петров, Валерий Харламов, Борис Михайлов, Александр Якушев, Юрий Лебедев, Александр Бодунов, Владислав Третьяк, Юрий Блинов, Владимир Викулов, Владимир Шадрин, Владимир Лутченко… Если вам ничего не говорят эти имена, то вы мало что знаете об истории своей страны…
Миллионы и миллионы болельщиков по всему миру с замиранием сердца следили за той игрой у экранов телевизоров, кто-то на стороне социализма, кто-то капитализма, и у каждого из них была своя правда… Игра имела такой накал страстей, будто бы решалась судьба всей планеты. А она на самом деле тогда и решалась. Советы должны были еще раз очень убедительно заявить всему миру, что сила духа наших спортменов такова, что и при таком напряжении, на чужой земле, они могут одержать уверенную победу. Ведь за ними стоит такая правда!
Владислав Третьяк, бывший молодым, но уже довольно опытным вратарем, рассказывал, что их всех просто трясло от страха перед матчем, а кто-то из канадских экспертов, пожалев не понимающих, во что ввязались русских ребят, зашел к ним в раздевалку дать советы, какую тактику вести против своих же игроков, чтобы не так быстро сломаться… Канадцы настолько были уверены в своей непобедимости, что абсолютно не допускали и мысли, что проиграют. Больше всех канадские газеты критиковали юного Третьяка, считая защиту ворот сборной СССР наиболее уязвимой. А журналист торонтской газеты «Глоб энд Мэйл» Дик Беддос даже заявил перед началом серии, что съест свою статью, если русские выиграют хотя бы один матч.
Канадцы проиграли первую же схватку со счетом 3:7. Применяя весь свой силовой напор, они ничего не смогли поделать с похожей на шахматную игру техникой советов. Все их самые сложные трюки не имели никакого эффекта против напуганных до смерти, но полностью сконцентрировавшихся советских хоккеистов. Тогда для второй игры канадцы сделали почти полную замену и не просчитались, их команда выиграла с счетом 4:1. Третья была сыграна вничью, а четвертую опять выиграли наши.
Дик Беддос оказался человеком слова. После поражения своей команды в первом матче на ступеньках российского консульства в Торонто он устроил себе ланч, закусывая предварительно смоченной в тарелке с русским борщом газетой со своей статьей. Еще в те дни поговаривали, что кому-то из наших игроков канадские тренеры предложили перейти на сторону НХЛ, соблазняя его аж целым миллионом зеленых, но в те времени у нас было совсем не принято компенсировать свой талант материально, да и такой шаг был бы равносилен предательству, так что игрок благородно от него отказался. Хотя, может, все это и была легенда…
Конец ознакомительного фрагмента.