Глава 2
Дженерики и оригинальные препараты
Для начала давайте разберемся, чем отличаются первые от вторых.
Оригинальные препараты – это совершенно новое вещество, впервые синтезированное, прошедшее полный цикл доклинических и клинических исследований. Определенный срок оно защищено патентом, это как правило 10—15 лет.
Как только срок патента истекает, начинают воспроизводить лекарство, это так называемые дженерики.
Вот тут начинается самое интересное. Почему то в народе бытует мнение, что это совершенно равнозначные по своему действию препараты. Хочется развеять этот миф, так навязываемый нам людьми, далекими от фармации. В интернете давно ходят списки лекарственных препаратов, в которых указаны названия оригинальных лекарств и их заменителей. Данные списки агитируют пациентов приобретать более дешевые аналоги, якобы заботясь о кошельке потребителя. Почему якобы? Ответ кроется в известной поговорке- скупой платит дважды. Возможно, вы сэкономите небольшую часть своего бюджета, но как отразятся дешевые аналоги на вашем здоровье, никто гарантии не даст. И ответственность за ваш выбор будут нести не авторы этих списков, не врач, а только вы сами. Сейчас я попробую объяснить в чем дело.
Многие покупатели бывают возмущены большой разницей в цене, которая достигает порой десятки раз. Давайте разберемся в этом. Медицина постоянно нуждается в новых препаратах, более безопасных, эффективных, способных бороться с новыми мутирующими заболеваниями, в то время как старые лекарства уже не способны помочь человечеству. Ведущие фармацевтические компании, изготавливающие оригинальные препараты (а таких компаний в мире очень мало), постоянно находятся в поиске новых молекул. В год может быть найдено всего 15 новых молекул, поэтому число оригинальных препаратов, поступающих на рынок, исчисляется единицами. При этом затраты производителя на разработку, исследования и вывод одного препарата на рынок исчисляются десятками миллиардов долларов. На каждом этапе, от химической лаборатории до испытания на людях, есть риск провала. Поэтому оригинальные препараты не стоят дешево.
Дженерики (или по-новому воспроизведенные препараты) в России не проходят такой же путь клинических исследований, то есть компании несут минимальные затраты. Согласно российскому законодательству, дженерики должны быть фармацевтически эквивалентны (то есть содержать одно и то же действующее вещество в одинаковой дозировке) и биологически эквивалентны (одинаково всасываться в кровь и выводиться из организма). При этом нигде не прописано, что они должны одинаково действовать, быть такими же безопасными и эффективными, то есть иметь терапевтическую эквивалентность. По сути, компании создающие дженерики, выпускают новое лекарство, так как они используют другие вспомогательные вещества и другие субстанции активного вещества. По-хорошему, они так же должны проходить полный путь клинических исследований. Но этого никто не делает. По российским законам даже допускаются различия с оригинальным препаратом в 20%, то есть если из 100 мг будет действовать только 80, это считается нормальным. Поэтому особая просьба, если ваш лечащий доктор выписал вам конкретный препарат, не заменяйте его на более дешевый синоним, это может существенно повлиять на ход лечения и выздоровление. По моему мнению, замена допускается лишь ввиду реальных финансовых трудностей и только с разрешения врача. Дело в том, что при создании лекарственных препаратов уделяют большое внимание не только активной субстанции, но и тщательному подбору вспомогательных веществ. Это позволяет наделить лекарственный препарат такими важными показателями, как: повысить или снизить его фармакодинамику (механизм, силу и длительность действия) и фармакокинетику (химические и биологические превращения лекарства в организме, то есть всасывание, выведение, распределение и метаболизм), увеличивать сроки годности. Так как вспомогательные вещества являются обязательными спутниками почти всех лекарственных препаратов и при использовании лекарств они вступают в контакт с органами и тканями человека, поэтому к ним предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны:
*обеспечит лечебный эффект активного компонента,
*быть безвредными и совместимыми с тканями организма,
* придавать лекарственной форме требуемые свойства, при этом не оказывать отрицательного влияния на вкус, запах и цвет.
Не должны:
*оказывать влияния и изменять биологическую доступность лекарственного средства,
*оказывать аллергизирующего и токсического действия,
*взаимодействовать химически или химико-физически с активным компонентом, упаковочными и укупорочными средствами, а также материалом оборудования в процессе изготовления и хранения лекарственного средства.
В противном случае возможно снижение эффективности препарата, а в отдельных случаях даже проявление токсических свойств.
Весьма важная роль принадлежит такой группе вспомогательных веществ, как стабилизаторы. Это вещества, которые позволяют сохранять все свойства препарата в течение всего срока годности.
В некоторых случаях для повышения эффективности лекарственных средств необходимо применять регуляторы высвобождения и всасывания. Известно, что эти вещества в низких концентрациях увеличивают всасывание, а в высоких оказывают пролонгирующий эффект, означающий медленное высвобождение вещества. Пролонгирующий эффект важен, когда быстрое выведение или быстрое разрушение в организме вещества может оказать отрицательное воздействие или необходимо, чтобы действующее вещество находилось в организме в течение длительного времени и создавало активную концентрацию. На таких препаратах можно встретить маркировку «лонг», «ретард».
Все эти критерии соблюдаются только добросовестными производителями, производящими препараты по стандартам GMP. Это мировой стандарт, гарантирующий, что помещение фабрики, сырье для препаратов, технологии производства соответствуют мировым стандартами. Только самые безопасные товары удостоены этого знака. Россия тоже стремится к международным стандартам, но на данный момент такие фармацевтические фабрики можно пересчитать по пальцам.
Так же не стоит забывать о том, что каждое лекарственное вещество в процессе жизни продолжает исследоваться. Однажды, еще в начале моей практики, я открыла инструкцию препарата, в те времена у меня была такая привычка- перечитывать аннотации, даже на те лекарства, которые я знала наизусть. И каково было мое удивление, когда я обнаружила, что препарат, разрешенный к применению с младенчества, то есть не имеющий возрастных ограничений, стал противопоказан детям до 18 лет. С тех пор я не стесняюсь открыть инструкцию и вновь прочитать ее даже при посетителе, чтобы уточнить некоторые моменты, так как встречаются неожиданные изменения в описании препарата, о которых никто не предупреждает. В связи недоработкой веществ мировая история знает много трагедий.
Так называемая «Талидомидная трагедия» – это один из самых ярких в истории примеров последствий приема непроверенных лекарств.
В 1954 году немецкая фармацевтическая компания разработала лекарство на основе антибиотиков из пептидов и назвала его «Талидомид». Изначально предполагалось, что препарат станет недорогим и эффективным противосудорожным средством, однако, в ходе клинических испытаний выяснилось, что противосудорожным эффектом он не обладает, зато является прекрасным успокаивающим и снотворным лекарством. Терапевты по всему миру были впечатлены действием талидомида. В ходе испытаний лекарства на мышах, препарат показал себя исключительно случшей стороны и не выявил никаких побочных эффектов. Шел упор на то, что препарат абсолютно безопасен и дешев в производстве, что и позволило получить лицензию на его производство и распространение.
В 1957 году талидомид был выпущен в продажу в Германии, а к 1958-му году производился и продавался в 45 странах мира. Никаких дополнительных исследований ни в одной из этих стран не проводилось. В дальнейшем талидомид стал рекламироваться как «лучшее лекарстводля беременных и кормящих матерей», от токсикоза и предродовых расстройств.
25 декабря 1956 года в семье сотрудника компании, выпускающей препарат, родилась дочь без ушей. Мужчина давал своей жене препарат, который брал на работе. Но на этот факт никто не обратил особого внимания. Однако уже в 1961 году число младенцев, которые появились на свет с врожденными уродствами возросло настолько, что немецкий педиатр Ганс-Рудольф Видеманн назвал это эпидемией. Дальнейшие разбирательства выявили очень негативные последствия приема талидомида беременными женщинами: препарат вызывал тератогенный эффект, то есть буквально уродовал эмбрион, воздействуя как на внешние, так и на внутренние органы. 40 процентов «талидомидных» детей не дожили до своего первого дня рождения.
На этом страшном примере видно, какие плачевные последствия могут быть, если препарат не до конца изучен. Поэтому в современном мире очень строгие требования к сертификации препарата.
Еще одна интересная страничка истории фармации связана с одной знаменитой фармацевтической компанией и ее не менее интересным и знаменитым препаратом. Компания Байер – старейший фармацевтический гигант, именно ее сотрудники доработали и вывели в массовое производство самый продаваемый в мире препарат- аспирин (ацетилсалициловая кислота). Но есть на ее совести и еще одно вещество, за которое в наше время никто не скажет спасибо. Это героин. Он не является уникальной разработкой компании, так как впервые был синтезирован английским химиком. Но в 1898 году байеровсий химик Феликс Хоффман предложил выпускать диацетилморфин в качестве средства от кашля под торговым наименованием «Героин». Героин продавался как замена морфию, так как считалось, что он не вызывал привыкания и как лекарство от кашля для детей! Много позже было доказано, что героин превращается в печени в тот же морфий. Примечательно, но в аптеках Германии героин можно было купить до 1971 года!
Это еще один пример того, как не до конца изученные препараты могут нанести вред.
Конечно, в наше время технологий и строжайшего контроля качества, длительных клинических исследований, таких ситуаций не возникает. В крайнем случае, они сведены к минимуму.
Извечный вопрос, какой же препарат взять: дорогой или дешевый?
Почти каждый день слышу один и тот же вопрос-утверждение от наших дорогих покупателей.
– А чем отличаются эти препараты? Состав то один, зачем переплачивать, давайте самый дешевый.
У меня всегда есть на это аргумент.
– А вы предпочитаете ездить лучше на жигулях или мерседесе? Яблоки в магазине выбираете подгнившие, ведь они наверняка самые дешевые. Или вам без разницы какие мандарины- кислые и с косточками или сладкие? А какая разница между колбасой за 90 рублей и за 500? Название то одно и то же и мясо есть в обеих.
Ответив себе на все эти вопросы, покупателю легче определиться с выбором. Надо понимать, что в аптечном деле дешевое так же не есть хорошо, как и в любом другом.
Лишь небольшой процент людей осознанно подходят к выбору препарата, выбирая качество, а не привлекательную цену. Да, бывают и среди недорогих препаратов действительно качественные экземпляры. Но не надо забывать, что они дешевы относительно.
Например, выбирая недорогой флуконазол для лечения молочницы вы рискуете заработать хроническую форму заболевания. И в дальнейшем, даже разорившись на более дорогой синоним препарата, никто не даст гарантии в выздоровлении. Все дело в терапевтической эквивалентности. Вам просто повезет, если вам первоначально попадется препарат от хорошего производителя. Но если вы нарветесь на недобросовестное исполнение лекарства, погибнут не все бактерии, а выжившие еще и приобретут резистентность, то есть способность противостоять лекарственной терапии. Чем все закончится? Более дорогим, долгим лечением, которое будет бить не только по кошельку, но и по печени. Поэтому, хочется дать один совет при выборе препаратов – выбирайте качественные лекарства, не скупитесь на свое здоровье. Именно они обеспечивают вам высокий и качественный уровень жизни.
Очень часто слышу в аптеке жалобы клиентов, что препараты не помогают. Если выясняется, что лекарство было куплено за 10 рублей, то есть самое дешевое из своих собратьев, я собственно, даже не удивляюсь. Моя рекомендация в таких случаях одна – попробовать более качественный и дорогой препарат, произведенный надежной фирмой, желательно европейской.
Но бывают и другие случаи. Классический пример. Человек приходит в аптеку и жалуется на изжогу. Предлагаешь один препарат – не помогает, другой – та же история. На третьем я начинаю задумываться. А вдруг у покупателя не банальная изжога, вызванная нарушением правильного питания, а гастрит или язва? Ведь этот симптом верный спутник таких заболеваний. Когда выясняется, что изжога мучает регулярно, да еще присутствуют, допустим, боли на голодный желудок. Мы получаем классический пример неверного использования препаратов. В таких случаях еще люди начинают жаловаться, что в аптеках продается одна подделка, лекарства некачественные и вообще – все фуфло.
Дорогие мои читатели, если вы вдруг столкнулись с тем, что вам не помогает назначенное лекарство, не нужно тут же думать, что это плохой препарат. Очень часто врачи ставят неверный диагноз. Не поленитесь, обратитесь к другим врачам. И на этом уже делайте выводы.
Еще в интернете в последнее время появилось много информации, включающей в себя обширные списки лекарственных препаратов, якобы не прошедших клинические испытания и не имеющие никакой доказательной базы по поводу их эффективности. Чаще всего, эти утверждения не имеют никакой почвы под собой, так как прежде чем попасть на рынок, все без исключения препараты проходят комплекс исследований и испытаний. Я бы не рекомендовала принимать на веру все эти псевдонаучные статьи.