Вы здесь

Апофения. Пантелеймон и Путин. Часть вторая (Иван Мещерский)

Пантелеймон и Путин. Часть вторая

Очередная попытка реалиста Серёги Никодиму понравилась. Они чокнулись, поднеся стопки к иконе. Пантелеймон-Путин одарял их снисходительной полуулыбкой.

– Хорошая у тебя полуулыбочка получилась, – констатировал священник. – Чем-то даже «Джоконду» Леонардо да Винчи мне напоминает.

– Согласен, – не стал спорить Серёга. – Старался. Использовал снимки с недавнего телемоста президента. Кстати, если к иконе справа подходить, создаётся впечатление, будто Пантелеймон-Путин сердится. Авторский спецэффект.


Никодим подошёл к иконе справа и подтвердил высокое исполнительское мастерство Серёги.

– Скоро повесим его. То есть её, – сообщил он. – Представляю, какой резонанс будет.


Икона действительно вызвала мощный резонанс среди вертушников. Почти каждый посетитель Храма-на-Крови узнавал в новом Пантелеймоне облик Путина, но боялся об этом прямо говорить окружающим. Однако не прошло и недели, как кухонный шёпот всё-таки вырвался наружу, и весь город только о Пантелеймоне-Путине и судачил. Причём никто из мирян не сомневался, что Пантелеймон обрёл черты лица Путина по воле Божьей, а не по хитрому или тем более злому умыслу. К тому же Серёга ушёл в запой, и это косвенно подтверждало его бескорыстие.


Не все, впрочем, были столь наивны. Серьезный разговор состоялся у Никодима с областным владыкой – епископом Серафимом.

Серафим был героем гоголевским. Как и Чичиков, вызывал уважение насморком – «высмаркивался чрезвычайно громко», и «нос его звучал, как труба». «Это, по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако, много уважения со стороны трактирного слуги» – «всякий раз, когда слышал этот звук, встряхивал волосами, выпрямлялся почтительнее и, нагнувши свою голову, спрашивал, не нужно ли чего».

В случае с Серафимом в роли трактирных слуг пребывали все, кто его знал. Непередаваемого величия был полон сей человек.

– Послушай, зачем ты это сделал? – спросил Серафим Никодима, вызвав его «на ковёр», и высморкался так, будто надувал паруса яхты, по ошибке пришвартовавшейся в Вертухаеве. – Славы захотел, балбес? Похоже, плохо ты разбираешься в современной ситуации. Мы сталкиваемся с глобальной ересью человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Последствия этой ереси могут быть апокалиптическими. А ты шутки шутить вздумал?! И президента в это впутывать?!!

Никодим смиренно ссутулился.

– Ну почему ты такой дурак?, – продолжил уже чуть мягче владыка. – Выделиться хочешь? Ну так иди работать врачом-реаниматологом на «Скорой помощи», как иеромонах Феофан, который обрёл столь огромную популярность в социальных сетях, что церковь им по праву гордиться может. Или тренером по паркуру и уличной акробатике в свободное время мог бы стать, как настоятель Трёхсвятительского храма в Ряженске (забыл его имя). Газеты бы о тебе писали, посещаемость храма росла. А теперь что делать?


Что теперь делать, и впрямь было загадкой. О необычной иконе уже узнала администрация президента РФ, и оттуда, из самых опасных глубин её, рыкнуло: «Сворачивайте шоу!». Рыкнуло злобно и непререкаемо.


Проблема, однако, состояла в том, что вертушники икону полюбили. В очередь к ней выстраивались. А спустя пару дней после беседы Серафима с Никодимом, икона эта, будто стремясь предотвратить свое изъятие из храма, начала… мироточить. Откуда бралась выступавшая на ней маслянистая влага, было совершенно непонятно, но в Вертухаев потянулись верующие из соседних городов.

Пронёсся и сразу же оброс многочисленными подтверждениями слух, будто икона Пантелеймона-Путина лечит от алкоголизма. Первым об этом сообщил Григорий, прилюдно поклявшийся, что больше к Глафире – ни ногой. В храм стали стекаться алкоголики со всей округи. Как правило, сами они упирались, но жёны настаивали, и вскоре число подозрительно трезвых мужчин на улицах Вертухаева если не утроилось, то уж удвоилось точно.

В город приехала специальная комиссия епархиального управления, которая опрашивала свидетелей и выясняла условия содержания иконы. За ней – ещё одна. Подлог не выявлялся. Пантелеймона-Путина поместили в опечатанный киот. Однако выделение влаги не прекращалось. Икону надо было официально объявлять мироточивой. Но из Москвы последовало повторное и недвусмысленное указание: «Кончайте балаган!».

Церковные власти объявили было, что икону для более пристального изучения забирают в столицу, надеясь, что исчезновение предмета поклонения вертушников утихомирит страсти. Не тут-то было! Через день после объявления икона перестала мироточить и принялась… кровоточить! Такого поворота событий не ожидал никто.


Поздно вечером в дверь дома Никодима, который все последние недели предпочитал сидеть взаперти, ссылаясь на плохое здоровье, раздался ожесточённый стук. На пороге стоял Серёга, и глаза его были преисполнены потустороннего страха.

– Поговорить надо, – произнёс он и без разрешения вошёл.

Повествование Серёги и бесов заставило бы призадуматься над происходящим. Иконописец честно признался, что махинации с мироточением было его рук делом. Каждый вечер в ямки, проделанные в доске, он закладывал кусочки масла и закрывал задним перекладом.

– А как же комиссии? – спросил Никодим.

– Им взятки давал, чтобы не совали свой нос куда ни попадя, – чистосердечно признался Серёга. – Но – Господь свидетель! – почему икона кровоточить начала, понятия не имею! Не означает ли это, что всем нам теперь хана?

Никодим напрягся. В православной церкви кровотечение икон считается очень тревожным сигналом: люди настолько отдалились от Бога, что у святого начинает сердце разрываться. Кто посылал сигнал в Храм-на-Крови? Пантелеймон? Или, не дай Бог, сам президент? Или это – их гибрид, набравшийся сил, как Франкенштейн, в результате рискованного эксперимента? «Валить отсюда надо в любом случае, – решил священник. – Доигрались».


Между тем, в Кремле кровь, выделяемая иконой, спровоцировала интеллектуальные дискуссии. Один из советников президента России, либеральный поэт в душе и циничный манипулятор на практике, процитировал главе государства Салтыкова-Щедрина: «Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления». И якобы сопроводил эту цитату мудрым советом: «Не стоит нам суетиться из-за какой-то иконы. И без неё дел невпроворот». И президент вроде бы согласился не трогать икону, распорядился оставить всё как есть. Пусть изумляются! Правда, другие знатоки кремлёвской жизни, говорили, что ложь всё это, что приписывает путинская челядь главе государства свои собственные решения. Но в этом сейчас уже трудно разобраться.


Как бы то ни было, к пасхе некая компания Fortuna Imperatrix Mundi, специализирующаяся на создании люксовых смартфонов, выпустила партию телефонов с корпусами из бронзы, покрытыми сусальным золотом, под названием Vertu-High. (Так обыгрывалось название города Вертухаева и подчёркивалась элитарность вещицы – продавалась всего тысяча экземпляров, поставляемых по предзаказу!) На обратной стороне гаджета была изображена икона Пантелеймона-Путина, сопровождавшаяся смиренной надписью «Спаси и сохрани». Цена смартфона с золотыми кнопками (700 штук) составляла 500 тысяч рублей, а с бриллиантовыми (соответственно, 300 штук) – 1,8 млн. рублей. Но все были мгновенно российской элитой раскуплены. Владельцы более известной на рынке торговой марки – Vertu – даже судебный иск не успели подать! Или им намекнули этого не делать?

Конец ознакомительного фрагмента.