Вы здесь

Апофения. Пантелеймон и Путин (Иван Мещерский)

Пантелеймон и Путин

Что бы вы ни подумали о злодеяниях Никодима, вонзившихся в память генерала, икону с изображением святого Пантелеймона тот не губил. Погубила её 67-летняя бабка Глафира из-за того, что святой её обманул.

У Глафиры были и мерцательная аритмия, и хронический бронхит, и атеросклероз, и гиповитаминоз и еще какие-то заболевания, о которых она даже не ведала, но целый год бабка исправно просила Пантелеймона-врачевателя только об одном: не допустить выпадения последнего зуба, к которому крепилась верхняя вставная челюсть.

Зуб по нарастающей шатался. Между тем, денег на установку имплантов или зубного протеза на присосках у Глафиры не было. А вот что было, так это неукротимая любовь к 60-летнему слесарю и вообще мастеру-на-все-руки Григорию. Григорий выпивал, но все-таки ещё оставался мужчиной (функционирующих ровесников Глафиры в Вертухаеве не было) и порой проживал у бабки несколько дней кряду, приводя в себя в надлежащий вид после запоя. Вряд ли их их связь можно было назвать любовью, но Глафира называла и не раз двусмысленно похохатывала, повествуя завистливым подругам о постельных подвигах Гриши.

Зуб, однако, выпал, а вместе с ним пропала и тяга Григория оседать у Глафиры «на восстановление». Придя в церковь бунтарём, без косынки, свирепая Глафира плеснула в Пантелеймона керосином и подожгла предателя. Пожар был быстро потушен. Глафира – задержана, но вскоре отпущена, так как было непонятно, что с этой бабкой делать. А вот икона реставрации подлежать уже не могла. И надо было либо искать ей замену, либо писать новую.


Идея придать лику святого Пантелеймона черты президента России Владимира Владимировича Путина возникла у Никодима спонтанно, по прочтении статьи о наплыве туристов в испанский город Борха.

Из публикации следовало, что сейчас туда приезжают около 30 тысяч человек ежегодно лишь для того, чтобы посмотреть в местной церкви на фреску, которую в 2012 году «мастерски» отреставрировала местная жительница Сесилия Хименес. Вместо Христа на этой ни чем не выдающейся в прошлом фреске, датируемой 1930 годом, появилось изображение, больше похожее на обезьяну, чем на Иисуса. Жители Борхи так и вовсе окрестили его «Зверь-Иисус». Сперва «реставрацию» называли актом вандализма. Но, когда история прогремела в интернете, всё изменилось. Изображение стали печатать на местных лотерейных билетах. Кружки и майки с ним продаются. Открылся даже культурный центр, посвященный этому «произведению искусства». И хлынули туристы: людям нравится смотреть на провалы других. Престарелая Хименес (а ей уже под 90!) стала знаменитостью. Старушке перечисляется почти половина поступлений от продаж сувениров с символикой: благодаря ей городок процветает.


«А почему бы Пантелеймона на иконе не сделать похожим на Путина? – пустился в революционные по сути своей размышления Никодим. – Ненавязчиво похожим, конечно. Просто чтобы молящиеся приглядывались и задумывались, как много общего у нашего правителя с древним святым-исцелителем. И власти выгодно, и церкви: судя по результатам неформальных опросов горожан, президенту России жители Вертухаева доверяют больше, чем Патриарху Московскому и всея Руси. Вот она, скрепа, которой стране недостаёт!


В конце концов, разве был Иисус Христос таким, каким его запечатляют? Едва ли. Обычно его изображают более высоким по сравнению с последователями, худым, белокожим, с длинными светло-каштановыми волосами и голубыми глазами. Но ведь люди с такими характеристиками тогда на Ближнем Востоке не проживали! Согласно Евангелию от Матфея, Иуда был вынужден показать солдатам, кто в компании Иисус, так как его трудно было отличить от остальных. Нигде в Новом Завете внешний вид Христа не описывается, рисунков также нет. Как выглядел Иисус на самом деле? Скорее всего, на самом деле он был ростом около 155 сантиметров (как российский премьер-министр Дмитрий Медведев), мускулистым (ведь плотником работал до 30 лет), темноглазым, с короткой стрижкой и бородой, которую в то время носили все евреи.


Сделать Пантелеймона похожим на Путина – куда меньшее зло. Да и вообще не преступление это, а, наоборот, поступок во благо церкви и родины. Родной Вертухаев заполнится паломниками, экономика на ноги встанет, улицы гранитной плиткой власти вымостят, парки вдоль Волги разобьют…».


Надо сказать, что план Никодима падал на благодатную почву. Жители Вертухаева, именуемые вертушниками, были людьми не только набожными, но и склонными к мистике. Это проявлялось, скажем, при демонстрации туристам накупольных крестов с полумесяцами (цатами), которые венчали все четыре главных храма, стоявших рядышком в историческом центре города. В отличие от официальных служителей церкви простые вертушники отказывались соглашаться с тем, что цаты символизируют храмы как якори для души и не имеют никакого отношения к их славной победе над мусульманами. По секрету (но так, чтоб всему свету) они объясняли приезжим, что именно в Вертухаеве был сформирован полк, сыгравший решающую роль в разгроме татар при взятии Казани, после чего к России присоединилось Среднее Поволжье. Отсюда, дескать, и цаты – «поверженные полумесяцы иноверцев» – в нижних частях крестов. В 1992 году, после развала СССР, вертушники утвердили 11 октября (день взятия Казани) Днём города и даже успели отпраздновать эту дату, но потом распоряжением «сверху» упиваться победой над татарами им запретили – «Зачем межнациональную рознь разжигать?!» Чтобы дату гуляний оставить неизменной, но лишить её воинственности, спешно было доказано: именно 11 октября, но куда раньше – ещё в XIII веке, в Вертухаеве крестился заезжий мусульманский купец, будущий святой мученик Авраамий Болгарский.


В иконописной мастерской работал старый приятель Никодима Серёга. Свою идею Никодим изложил Серёге, естественно, конфиденциально, так, чтобы комар носа потом не подточил. Однако первая реакция Серёги была резко отрицательной. Со времени распада СССР он всегда голосовал на выборах за КПРФ, ведомую Геннадием Андреевичем Зюгановым, хотя внятно не мог объяснить, почему это делает.

– Я стоек в своих убеждениях, – объявил он Никодиму, – и Путина в Пантелеймона вписывать не будут.

– БОльшую часть денег твоя компартия получает на своё житие-бытие от правящего режима, – заметил священник. – Когда ты последний раз партийные взносы платил? Вряд ли вспомнишь. Поэтому не надо изображать мне здесь святого. К тому же ты, будучи личностью творческой, задумайся: разве физиономию Зюганова можно на иконе уместить? А вот Путин органично с Пантелеймоном срастётся, сам увидишь. И хватит ломаться. Я же тебе не Иисуса Христа путинскими чертами предлагаю наделить. А денег получишь вдвое больше, чем обычно. Рот на замке держи. Пусть люди сами внимание на удивительную икону обратят. И обессмертишь себя, алкоголик. Только не Путина в Пантелеймона вписывай, а Пантелеймона в Путина.


Аргумент про бессмертие оказался решающим. Однако первый блин вышел комом. Святой Пантелеймон, казалось, готовится не лечить, а замочить кого-нибудь.

– Ну как же ты мог такое написать? – ужаснулся Никодим. – Где доброта во взгляде, где неотступные думы о заблудшей пастве?

– Я – не Пикассо, я – реалист, – с вызовом сказал Серёга. – И писал с фотографии.

Он протянул Никодиму вырванную из глянцевого журнала фотографию, на которой президент России фигурировал по пояс голым, сидя на лошади где-то в Горном Алтае.

– Пикассо тебе и не надо быть, – подтвердил священник. – Но я бы на твоём месте попытался стать Андреем Рублёвым XXI века. Не упусти свой шанс! Вмести в сложный образ соль земли русской. И заботу, и участие, и строгий нрав, и готовность к всепрощению.