Глава третья
Сардис
Пятое послание, написанное поместной церкви в Сардисе, тоже от Спасителя, потому что в шестнадцатом стихе первой главы написано, что Христос держит в Своей руке семь звезд.
Стих 1: И ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь Духов Божьих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.
Теологи думают, что исторический период Сардиса начался в 1520 году и продлится до скорби. Данный период времени покрывает Реформацию (с ее мертвыми и теплыми церквями), и простирается до нашего времени.
Семь Духов Божьих соотносят со стихом из Книги пророка Исаии, глава 11, стих 2: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…»
Стих 2: Бодрствуй и утверждай оставшееся, близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.
Никто не хотел бы услышать такие слова в свой адрес, и важно понять, что они были обращены к верующим, которые в тот момент были живы и еще не пришли на суд Христов. То есть Господь оценивает наши дела прямо сейчас!
Стих 3: Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Во всем этом, казалось, безвыходном и ужасном положении дел наш Господь Надежды дает простое наставление: «Вспомните!» Вспомните азы, основания, простые истины, без всякой мистики или религии. Он ободряет и говорит: «Не ищите чего-то супер или сверх. Вы уже приняли и слышали самое главное для победы и спасения. Теперь твердо держитесь этого. Не отступайте и не разменивайтесь на “прекословия лжеименного знания”. Держитесь простых истин Евангелия. И самое главное – покайтесь!» Человек, способный покаяться, всегда найдет спасение и помощь от Господа!
Если же оставите все как есть, то не узнаете своего конца, в итоге предупреждает Господь.
Стих 4: Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
Такое простое примечание – не оскверняйтесь. Они «вышли из среды их и не прикасались к нечистому» (2 Кор. 6:17). В результате им было обещано, что они будут ходить в белых одеждах, как об этом сказано в четвертом и пятом стихах.
Стих 5: Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред ангелами Его.
Эти белые одежды мы видим на Невесте Христа на Брачном пире Агнца: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в тонкие одежды, чистые и светлые; ибо тонкие одежды есть праведность святых» (Откр. 19:7, 8).
Стих 6: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Это четвертый раз, когда послание завершается этим призывом. И всего их будет семь.
В Откровении, тринадцатой главе, девятом стихе мы также читаем: «Кто имеет ухо да слышит». Вопрос в том, почему Иисус упустил вторую часть предложения со словами «что Дух говорит церквам»? Возможно потому, что Церковь уже не находится на земле.
Филадельфия
Шестое послание написано церкви в Филадельфии и покрывает исторический отрезок времени от 1750 до примерно 1900 года.
Стих 7: И ангелу [или посланнику] Филадельфийской церкви напиши: Так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит:
Это послание тоже от Господа Иисуса Христа. Однако вместо повторения картин, представленных в первой главе, как это было прежде, мы получаем новое описание Господа с четырьмя характеристиками.
1. Он свят. Это описание Христа мы находим в Послании к Евреям (7:26).
2. Он истинен. Иисус сказал: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).
3. Он имеет ключ Давида. Иисус снова говорит: «Я есть корень и потомок Давида» (Откр. 22:16).
4. Он отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит. Христос не только Тот, Кто открывает двери, Он Сам есть дверь (см. Ин. 10:9). Похвала Христа в адрес церкви представлена в стихах с восьмого по десятый.
Стих 8: Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.
Церковь в Филадельфии больше похожа на то, чем должна быть церковь, по сравнению со всеми другими перечисленными церквями в этих посланиях. Это была действующая, благовествующая церковь.
Иисус – это Тот, Кто открывает и закрывает двери. Мы полностью зависим от Него. Без Иисуса мы не можем благовествовать или ждать, что Бог пошлет пробуждение. Сатана не сможет остановить пробуждение, если Иисус на нашей стороне. Иисус сказал Своей маленькой церкви в Филадельфии, что Он знал, что у них немного силы. Им нужно было только, чтобы Он стоял за ними.
Стих 9: Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
Иисус сказал группе евреев, называвших Бога своим Отцом: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44). Апостол Павел также говорил: «Не все те израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6).
Из этого следует важный вывод – ни принадлежность к Израилю по плоти, ни принадлежность к самой «лучшей» церкви, ни самое «правильное» учение или помазание, но только личное следование за Господом Иисусом делает нас по сути христианами.
Я ни в коем случае не говорю, что мы можем это делать без или вне церкви. Но даже находясь в самом лучшем месте, мы должны быть христианами по сути, по духу, а не по букве.
Стих 10: И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Из этого текста сразу становится понятно, что церковь в Филадельфии преуспела в добрых делах. Открытая дверь говорит о миссиях, и современная церковь в этот период, несомненно, сделала и продолжает делать до сих пор больше, чем какая-либо другая группа верующих в истории.
И хотя эта группа делает так много, она все равно остается в меньшинстве, ибо «у нее мало сил». Одна из ее сильных сторон состоит в том, что она сохранила Его имя. Поскольку церковь Филадельфии дошла до нашего времени и даже дойдет до Вознесения, этот приказ сегодня звучит и для нас, – никогда не отрекаться от Его имени: «Если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:12).
И, наконец, благодаря их любви к Христу верующим эры Филадельфии было обещано избавление от дня Божьего гнева, или времени Великой скорби: «Я сохраню тебя от годины искушения» (Откр. 3:10). Предлог «от» – в греческом ek – означает движение «из». Бог обещает вывести верующих из скорби.
Стих 11: Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
Здесь христиан призывают быть верными, чтобы они не потеряли своей награды, не спасения, но награды, и даже венца. Обещание в двенадцатом стихе дается тем, кто верен.
Стих 12: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, Нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
Здесь упомянуты три благословения для верных.
1. Они станут столпами в Божьем храме.
2. На них будет написано имя Бога, что будет их идентификацией и позволит им войти в Божий город, Новый Иерусалим, который описывается в двадцать первой и двадцать второй главах книги Откровение.
3. На них будет написано новое имя. Божье имя позволит им войти в святой город, но новое имя Христа уполномочит их быть Его слугами, и они смогут видеть Его лицо (Откр. 22:3, 4).
Стих 13: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Лаодикия
Седьмое и последнее послание адресовано поместной церкви в Лаодикии, которая охватывает период с 1900 года до времени скорби. Послание, как и все предыдущие, от Господа Иисуса Христа.
Стих 14: И ангелу Лаодикийской церкви напиши: Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
Это тройное описание Спасителя включает в себя:
1. «Аминь». В еврейском языке данное слово означает «истинно». Полное его значение – «окончательная истина», что представляет Христа как истину в последней инстанции.
2. «Свидетель верный и истинный». Это утверждение относит Христа к пятому стиху первой главы, где Он назван «верным», и также Он является свидетелем наших дел и веры перед Отцом.
3. «Начало создания Божьего». Поскольку Господь есть начало всего творения (см. Кол. 1:15), мы снова признаем в Нем говорящего.
Стих 15: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Верующие этой церкви пресытились и обогатились, все знают и все видели. Исполняют все «правила» Нового Завета – дают пожертвования и десятины из «руты, аниса и мяты» (Лк. 11:42), приходят каждое воскресенье, кидают копейку нищему, поучают всех «правильной» христианской жизни, вы можете встретить их в фейсбуке или в контакте, на первых рядах многих церквей. Они поучают всех и уверены, что каждый из них «наставник невежд, учитель младенцев» (Рим. 2:20). Уверены, что уж с ними-то все прекрасно! И тем ужасней следующий стих.
Стих 16: Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Состояние лаодикийской церкви вызывает у Бога такое неприятие, что Его тошнит от них и Он хочет выплюнуть эту группу людей из Своих уст. Здесь употреблено греческое слово emev, что значит «извергать, изрыгать, выплевывать», от которого произошло слово «эметик», что означает «рвотный камень». Рвотное средство давали людям, проглотившим яд, чтобы вызывать у них рвоту. Теплые христиане отравлены и отравляют других, и являются рвотным средством для Христа.
Стих 17: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Эра Лаодикии во многих странах характеризуется изобилием и процветанием, множеством народа и громадными деньгами. В результате люди, живущие в это время, возводят огромные церковные здания стоимостью в десятки и сотни миллионов долларов. Задумайтесь над тем, какие суммы денег вкладываются в здания, используемые по прямому назначению двадцать часов в неделю.
Господь говорит лаодикийцам, что на самом деле они несчастные, нищие (духовно, хотя материально богатые), слепые и нагие люди. Человек тратит сорок лет на приобретение богатства, и оставшиеся тридцать на то, чтобы им не воспользовались другие люди. Лаодикийцы также слепы, потому что не видят нужды миллиардов людей, страдающих без Евангелия. По этой причине они наги и сейчас, и в вечности (см. 2 Кор. 5:21). Христос обращается к ним:
Стих 18: Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Совет Христа:
1. «Купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться». Золото, огнем очищенное, – это «испытанная вера», которая должна стать «драгоценнее огнем испытываемого золота» (1 Пет. 1:7).
2. «[Купить] белую одежду» несомненно означает приобретение «ризы спасения и одежды праведности» (Ис. 61:10). Святость и праведность предлагает им купить Иисус. Интересно то, что они убеждены, будто с их христианством все нормально, но Иисус уверен, что у них нет ни святости, ни праведности!
3. «Глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». Глазная мазь говорит о том, что им нужна помощь извне, лечение, проверенное на других, глазная мазь, которой пророки лечили Израиль. Возможно, именно поэтому в наших церквях катастрофически мало пророков, людей не просто претендующих на это, со странными фантазиями, снами, видениями и «самовольным смиренномудрием» (см. Кол. 2:18). Пророков, несущих глазную мазь, исцеляющую зрение христиан!
Стих 19: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.
Этот стих напоминает нам другой отрывок, где сказано: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6).
Стих 20: Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Мы привыкли обращать этот стих к неверующим, но прозвучал он изначально к христианам, верующим, прихожанам церквей, и это удивительно!
Стих 21: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его.
Лейтмотив «побеждать» проходит через послание всем семи церквям. «Побеждайте!», – говорит Иисус. «Что бы ни случилось с вами или в вашей жизни, – побеждайте!»
Стих 22: Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
На примере Лаодикийских верующих мы увидели, что можно иметь открытые глаза и быть слепым, и становится ясно настояние Господа – если вы думаете, что у вас есть уши, то слушайте, что Дух говорит церквям.
«Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14:37), – говорит апостол Павел.