Вы здесь

Апокалипсис. Опыт подстрочного комментария. На основании учения Священного Писания и святых отцов. Глава 2 (П. М. Бородин, 2014)

Глава 2

Ст. 1. Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

Ст. 2. знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

Ст. 3. ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился, и не изнемогал.

Слово Ефес значит вожделенный, желанный и самим названием своим представляет первую вожделенную церковь апостольских времен. Стоит только прочесть деяния и послания апостольские и писания древних церковных отцов, чтобы увидеть, какие чистые дела любви совершали апостолы и апостольские мужи, какие трудные подвиги предпринимали, с какими напастями боролись, какие затруднения преодолевали и с каким терпением переносили все бедствия.

Замечательны слова: и то, что ты не можешь сносить развратных. Это говорит о строгости первых христиан, которые не терпели, чтобы в их Церкви был кто-либо неблагоговеющий перед Богом и не свидетельствующий свою веру во Христа добрыми делами. Тем еще строже и осмотрительнее они были в выборе учителей, старейшин и настоятелей; почему Господь и говорит: ты испытал тех, которые называют себя апостолами; но они не апостолы, а лжецы.

В апостольские времена обратилось к христианству много ученых людей, как между иудеями, так и язычниками, которые часто понятия своего разума смешивали с учением апостолов; от этого и возникали разные секты, основатели которых называли себя также апостолами и учителями и сеяли плевелы между пшеницей.

Но пока были живы сами апостолы и апостольские мужи, самозванцы строго были испытуемы и церкви предостерегались от их ложного учения.

Ст. 4. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Ст. 5. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Ст. 6. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Пламенная любовь к Богу и ближнему есть душа христианства; Христос и ученики Его непрестанно проповедовали любовь, и все их слова и дела дышали любовью. Эта святая, небесная добродетель так владычествовала между первыми христианами, что доброе сердце и ныне приходит в умиление, читая историю того времени.

Но мало-помалу, когда не стало уже апостолов и когда христиане повсюду умножились, эта любовь начала остывать, и в то время как Иоанн писал это, дух Церкви находился уже в таком охлаждении, что Господь угрожает сдвинуть светильник с места его.

Николаиты были люди, которые называли себя гностиками (разумными), а христиане их именовали ворворианами (болотными, тинными). Основателем николаитов был диакон Николай, пришелец Антиохийский. Они много умствовали о премудрости и добродетели, думали, что должно быть приветливым, со всеми вежливым, стараться угождать, обращаясь даже с язычниками.

Для чего же в угождение им не есть и идоложертвенного? Для чего столь строгим быть в рассуждении женского пола? Сама натура, насадив в нас такие или иные склонности и побуждения, тем самым наложила на нас закон – наслаждаться и плодами их, пока силы и здоровье позволяют. Для чего, восклицают эти несчастные, ослепленные болотными огнями естественного разума, но мнящие себя великими умами, не считать сладострастия следствием возраста и простить сей порок юности, как будто есть позволительное время для страстей и беспорядков!

Это лжеучение – мерзость пред Господом. Кто хочет быть истинным христианином, тот и многое позволительное не должен позволять себе, дабы покорить страсти свои и быть господином над плотью и кровью.

Остается рассмотреть каждому из нас, нет ли николаитов и ныне, может и под другим именем, и не любит ли он сам еретиков этих или ненавидит, – конечно не их, а дела их. Ибо христианин чем более видит ложность их верования, тем более должен сокрушаться, более иметь любви к заблудшим братьям своим, более ревности, чтобы извлечь их из тины заблуждений более примером своей жизни, чем спорами и прениями на многочисленных конференциях.

Конец ознакомительного фрагмента.