Вы здесь

Апельсиновый тренинг 18 – 2. Образ «Я». 18 игр, упражнений, заданий на самопознание. 6. «ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ» (Михаил Кипнис)

6. «ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ»

У вас не будет второй возможности произвести первое впечатление!

Французская поговорка

Цели:


– развить проницательность, внимательность и гибкость восприятия по отношению «к другому», без стереотипов и предубеждений;


– поощрить внимание к личностному многообразию, представленному в группе;


– формировать навыки анализа личности и коммуникативных умений, необходимых для успешной коммуникации и сотрудничества.


Ресурсы: бланк для работы и ручка для каждого участника.


Размеры группы: не играют роли.


Время: 15 минут на упражнение и около получаса на обсуждение результатов.


Способность «настроиться» на человека, на обстоятельства, место сберегает нам, как правило, много сил и эмоциональной энергии в период первого знакомства с человеком, событиями дня, страной…


Наш опыт помогает «читать» знаки, перекодировать их на основе прошлых встреч, впечатлений, ожиданий и… подкладывает услужливо представления о ком-либо или о чем-либо. А за нашими представлениями неизбежно последуют ожидания. Вот тут-то стереотипность мышления, столь выручавшая нас при создании первого впечатления, может сыграть с нами дурную шутку.

Простак окажется погруженным в себя и не обращающим внимания на условности интеллектуалом, в то время, как роскошная светская львица, с «признаками породы» и «потомственной интеллигентностью во взоре», убьет наповал, как только откроет рот для «глубокомысленной чуши». Провинциальный городок вдруг покорит тихой прелестью, очарованием, а ожидаемая глубина и концептуальность музейного собрания не выдержат никакой конкуренции с действительностью: в формы модерновой музейной архитектуры будет упаковано примитивное содержание…


Да, первые впечатления впечатываются в мозгу надолго. Возьмём бумагу и ручку и запишем свои первые впечатления от ведущего и 2—3 участников тренинга. Отметим вещи объективно видные глазами: рост, цвет волос, телосложение, особые приметы. А затем – субъективные впечатления (возраст, штрихи биографии, семейное положение, возможные увлечения…)


Прочтя записи на форуме, не будем говорить о том, кто герой наших зарисовок. Пусть группа сама попробует определить, о ком мы составляли своё первое впечатление. Будет здорово, если отгаданный участник скорректирует догадки по поводу своей биографии и других свойств и качеств личности. Тогда же «исследователь» может задать своему герою тот самый не заданный вопрос (задание №7 из рабочего бланка)…


Смысл этого упражнения в умении не поддаваться первому порыву и не оценивать человека, намертво приклеивая ярлык. «Всё было и всё может быть!» Готовность проявить гибкость и отказаться от стереотипа и предубеждения – замечательные качества, свойственные поистине интеллигентному, плюралистическому восприятию иного. Данное упражнение – один из способов тренировки толерантности по отношению к другому и инструмент, который помогает лучше понять себя.


БЛАНК РАБОТЫ


Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и так далее. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, то есть – человеком, обладающим индивидуальностью.


Индивидуальность человека складывается из трех начал.


– каждый человек в чем-то идентичен со всеми остальными;


– каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами;


– каждый человек в чем-то не похож ни на кого.


В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек одновременно имеет что-то общее с остальными и в то же время не похож на остальных. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Эти черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени. И именно благодаря этому можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.


…При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления, по которым ее можно описывать.

Конец ознакомительного фрагмента.