Вы здесь

Апельсиновый тренинг 18 – 2. Образ «Я». 18 игр, упражнений, заданий на самопознание. 4.«Матрешка» (Михаил Кипнис)

4.«Матрешка»

Для того чтобы эмоция, желание могло приобрести полную живость, нужно только, чтобы предмет желания сделался вполне ясен уму, так, чтобы все его приятные, соблазнительные или просто полезные стороны выступили в сознании выпукло и ярко…

Ж. Пэйо

Человек – это то, о чём он думает

целый день…

Р. Ф. Эмерсон

Цели:

развить у участников навыки самоанализа, помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;

дать возможность членам команды проанализировать качества, помогающие и мешающие им быть эффективными в групповой коммуникации;

– прояснение своих характерологических индивидуальных особенностей каждым участником.

Размер группы: в принципе, не важен, но упражнение предполагает камерную ситуацию, а потому предпочтительна группа до 12—15 человек.

Ресурсы: большая матрёшка.

Время: в зависимости от количества участников и уровня самораскрытия.

Ход игры:

«Матрёшка» – это одна из психодраматических техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании методов психодрамы, успех упражнения во многом зависит от тренера. Успех этот сопряжён с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которое могут «спугнуть» открытое самовыражение, обидеть.

Добровольцу, вышедшему на площадку, даётся в руки матрёшка. Тренер предлагает открывать её, добираясь постепенно от внешней оболочки к сердцевине – наименьшей куколке. Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что под внешней оболочкой – каким видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.

Игра начинается словами:

– Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие…

Продолжение может быть таким:

– Это я – такой, каким меня знают сослуживцы/друзья/семья/любимая/, каким я являюсь на самом деле…

Можно направить разговор в определённое русло и просить высказываться лишь о качествах, которые определяют меня как культурного человека, как представителя определённой культуры/субкультуры, можно говорить о личном потенциале, удачах и просчётах, страхах и ожиданиях… А можно оставить всё, как есть, дать рассказу разворачиваться в соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою «Матрёшку».

Другой опцией упражнения может стать упражнение «Слоеный пирог»

В ряд выстроено 6—7 стульев спинкой к сиденью. Стулья изображают различные «пласты личности». Стул с левого края – внешний пласт, видимый миру и всем известный. Стул с правого края – самый глубинный пласт, сердцевина личности. Остальные стулья – это промежуточные слои.

Каждый участник по очереди выходит, садится на крайний стул и описывает себя таким, каким он внешне представляется людям. Затем садится на следующий стул и описывает себя уже в соответствии со следующим слоем. Не обязательно пройти все пласты. Можно остановиться на любом этапе, как только возникнет чувство неловкости.

Эта техника облегчает само представление, а также раскрывает «Я» человека.

Обсуждение:

– Что вы чувствовали во время представления?

– Что вас удивило?


– Какие различия вы увидели между разными пластами человеческой личности?


«ЕСТЬ ВОПРОС!?»




– Вы держитесь за что-то, что Вам давно пора отпустить?

– Кем бы Вы хотели быть: нервным гением или счастливым дурачком?

– Почему Вы – это Вы?

– Если бы Вы смогли стать самому себе другом, хотели ли бы Вы себе такого друга?