2.«Рождение танца»
Цель:
– «подключить» участников к пониманию и приятию языка собственного тела;
– проработка элементов, формирующих «Я-образ»;
– стимулирование рефлексии по поводу того, как я отношусь к своим физическим возможностям, принятие себя.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: стулья, звуковоспроизводящая аппаратура и звукозаписи.
Время: приблизительно 45 минут
Ход упражнения:
На сцену (в зависимости от кол-ва предполагаемых тренером участников) выставляют 4—6 стульев. Приглашаются соответствующее количество добровольцев, которые рассаживаются на стульях.
Ведущий просит всех остальных участников группы принять какую-то свойственную. Им позу. Они могут принять такую позу сидя, стоя… После того, как просьба ведущего выполнена и все «в зале» приняли соответствующие позы, ведущий смотрит на них, выбирая наиболее выразительные позы. Именно этих людей он будет по ходу упражнения приглашать «на сцену».
– Как вас зовут?
– Игорь…
– (Добровольцам, которые находятся «на сцене») Запомните эту позу! Повторите её. (Все участники на сцене принимают соответствующую позу). Запомните, что это – ПОЗА №1.
Так же выбираются и остальные позы, количество которых равно количеству участников на сцене.
Ведущий проводит с участниками «репетицию», повторив все позы от первой до последней. ВСЕ СЦЕНЫ ПОВТОРЯЮТСЯ ГРУППОЙ ПО ПОРЯДКУ. Затем каждый из добровольцев может добавить СВОЮ позу. Это будет его поза №6 (предположим, что было 5 участников).
Включив спокойную музыку, ведущий просит всю группу СИНХРОННО пройти все сцены с 1 по 6. Вспомнить их. Следом за этим здание усложняется – под ту же музыку участникам, находящимся на сцене нужно попробовать «станцевать» все позы, как танец, как историю, в которой есть сюжет, взаимоотношения. Работа эта на всем ее протяжении остается исключительно спонтанной, рождающейся «здесь и сейчас».
То же задание, но музыка ритмичная. Кроме того, по ходу танца ведущий убирает 1—3 стула, создавая новые условия для спонтанного преодоления возникших препятствий.
«Зрители» благодарят «танцовщиков» за представление.
Обсуждение можно организовать, основываясь на разговоре о том, как возникает творчество, как поза человека диктует ему его эмоциональное состояние. Как правило, этот разговор приводит ведущего и участников тренинга к вопросам о том, как мы воспринимаем свое физическое тело? Довольны ли мы им? Стесняемся ли его? Делаем что-то, чтобы выглядеть лучше, либо воспринимаем тело, свою фигуру «как окончательную и бесповоротную данность»…
Интересно способствовать возникновению диалога между «танцорами» и теми «зрителями», чьи позы были взяты в работу. Так можно с одной стороны прояснить, как другой человек воспринимает мою привычную позу, как чувствует себя «в ней», а с другой – услышать от первоисточника, почему ему эта поза приятна и близка.
«ЗАПИСКИ НА ПОЛЯХ»
Когда мы говорим об «Образе Я» то, пользуясь исследованиями современной психологии, рассматриваем разные модели. Сегодня стандартом является так называемый «метод океана» (по буквам OCEAN, анаграмму пяти измерений на английском языке). В 1980-е годы два психолога доказали, что каждая черта характера может быть измерена при помощи пяти измерений. Это так называемая «большая пятерка»: открытость (насколько вы готовы к новому?), добросовестность (насколько вы перфекционист?), экстраверсия (как вы относитесь к социуму?), доброжелательность (насколько вы дружелюбны и готовы к сотрудничеству?) и нейротизм (насколько легко вас вывести из себя?) На основе этих измерений можно точно понимать, с каким человеком имеешь дело, в чем его желания и страхи, наконец, как он себя может вести.