Вместо вступления…
Итак, начнем с раздачи «долгов». На предыдущей странице я обещал ответить на несколько вопросов.
«АПЕЛЬСИНОВЫЙ ТРЕНИНГ»?! Хм-мм-м… Непонятно… Несерьезно…
Почему апельсиновый?
А какие ассоциации со словом «апельсин» возникают у Вас, читатель?
Предлагаю Вам такой эксперимент: прежде, чем перевернуть страницу, запишите ниже, на пустых строчках то, как вы сами ответили бы на этот вопрос?
ИТАК, «АПЕЛЬСИНОВЫЙ» – ЭТО:
1) _______________________________________________
2) _______________________________________________
3) _______________________________________________
4) _______________________________________________
5) _______________________________________________
6) _______________________________________________
7) _______________________________________________
8) _______________________________________________
9) _______________________________________________
10) ______________________________________________
Теперь можно перевернуть страничку и сравнить ваши ассоциации с теми, которые возникли у меня.
«Апельсиновый» для меня это-
«Экзотический… Нестандартный..». Ведь там, где прошло моё детство, апельсины появлялись на несколько месяцев, а затем исчезали до следующего года!
«Праздничный». С появлением и запахом апельсина была связана встреча Нового года, ожидание чуда, подарки, радость школьных каникул…
«Нескучный». (Смотри первый + второй пункты!). А тренинг ведь и должен быть нескучным, праздничным, нестандартным… Верно?!
«Активный», «Будоражащий», «Энергичный». Оранжевый – цвет энтузиазма… Именно так я воспринимаю цвет апельсиновой кожуры. Яркое пятно праздника на прилавке буден! Хороший тренинг – это энергичный тренинг. Это активность и «экшн».
«Объединение», «Сочетание», «Синергия»… Цвет апельсина – это сочетание красного и желтого цветов. Имя фрукта тоже произошло из объединения двух понятий «Яблоко» и «Китай»: апельсин – «китайское яблоко». Кроме того, есть мнение, что сам плод – результат скрещивания мандарина (Citrus reticulata) и помело (Citrus maxima). А я верю в то, что группа объединяет! Сочетание элементов – синергия, в результате которой из отдельных смыслов, характеристик, взглядов, умений, подходов, навыков… возникает что-то новое, – не это ли мы ищем в тренинге?!
По структуре апельсин напоминает тренинговую группу. В целом фрукт – это теснота и совокупность его долек. Каждая по-своему хороша и вкусна, но только все вместе – это АПЕЛЬСИН.
Апельсин – фрукт, освежающий и «витальный» (т.е. «жизненный, имеющий отношение к жизни») – недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина С.
И ещё о вкусе… Вы ели когда-то чрезмерно сладкий апельсин? Я – нет! Поэтому и апельсиновый вкус (кисло-сладкий, лёгкий, не приторный) так подходит, на мой взгляд, для тренинга: без слащавости, с изюминкой, новый…
«Упругость»… Хороший спелый свежий апельсин – жив и упруг, как теннисный мячик. Его хочется помять. Потискать, ощущая сопротивление кожуры и запах выделившегося эфирного масла. Им можно бросить, как снежком, в приятеля, можно передать по кругу, ощущая свежесть и сочную наполненность формы
В каждом из сборников «Апельсинового тренинга» вас ждут восемнадцать игр, упражнений, заданий.
Почему именно восемнадцать, а не двадцать пять, сорок, сто?!». Во-первых, в моей личной жизни у числа восемнадцать есть свое и очень почетное место – в этот день возникла моя семья.
Продолжим… Апельсин – фрукт будоражащий, живительный, «витальный»… В еврейской традиции – в гематрии – числовое соответствие восемнадцати – это «живой», «жизнь». И мне хочется верить, что каждый из сборников этой серии сможет стать полезным, ярким, эффективным инструментом. Надеюсь, материалы этих книжек оживят ваш групповой тренинг, подкинут новые идеи, дадут вашим встречам живые и творческие импульсы, энергии, открытия!
Кто-то сказал, что «оранжевый цвет на кухне возбуждает аппетит»…
Мы не на кухне, но без аппетита, без желания тренинг – не тренинг, а одно мучение!
Так что приступим к работе и… приятного Вам аппетита!!!
«ЗАПИСКИ НА ПОЛЯХ»
«Х. Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево- красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево-красного цвета эти вегетативные функции повысились…»
«КСТАТИ! МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТРЕНЕРА»
Структура книги предполагает творческое отношение к материалу и «вхождение в него» в зависимости от Вашего настроения, потребностей и стоящих перед Вами задач…
Упражнения, задания, идеи, собранные под этой обложкой, прошли адаптацию в разных условиях, в разных странах и с разным (количественным, социо-культурным, профессиональным, возрастным…) составом участников.
Апельсин, кроме сочных и вкусных долек, это еще и косточки. В пищу немедленно они не идут. НО!!! Из них при желании можно вырастить новое дерево… Такие косточки – «семена на будущее» рассыпаны и в книжках серии «Апельсиновый тренинг». Чтобы Вам было проще ориентироваться в книжке, даю ключ-подсказку:
Раздел «КСТАТИ! МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТРЕНЕРА» поможет расширить ваши представления о том, какие возможности заключены в том или ином упражнении/задании/игре. Здесь – методические подсказки, советы, соображения, цитаты коллег…
«ЗАПИСКИ НА ПОЛЯХ» – это выдержки из литературы художественной и профессиональной, притчи и стихи, анекдоты и все те письменные «культурные консервы», которые, при желании, могут расширить рамки тренинга дополнительными красками и многообразием «подтекстов».
«ЕСТЬ ВОПРОС?!» Эта рубрика предлагает Вам вопросы для организации обсуждения игры, упражнения, здесь вопросы, стимулирующие как рефлексию участников, так и осознанную работу тренера.
«МОЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА»
Эта рубрика для индивидуальной работы. Ведь ни один групповой тренинг не обеспечит вам эффективного результата, если знания, инструменты, полученные на групповой встрече, не работают дальше, не встраиваются в обычную ежедневную практику, не превращаются в отработанный, знакомый инструмент, умение, навык…