Вы здесь

Апельсиновый трениг – 18. Orange training – 18. Книга третья. Творчество заразительно! Тренинг креативности. 5. «А что это вы тут делаете?!» (Михаил Кипнис)

5. «А что это вы тут делаете?!»

(Идея – Клаус Фопель)

Пробный камень для недюжинных интеллектуальных дарований – способность удерживать в уме одновременно две противоположные идеи и сохранять при этом способность к действию.

Ф. Скотт Фицджеральд

Цели


– содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной;

– развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении сходных задач; – развитие концентрации внимания и контроля за физическим действием в условиях когнитивного диссонанса;

– создание в группе позитивного настроя и атмосферы веселого соревнования.

Размер группы: не ограничен.

Ресурсы: не требуются, играть можно и в помещении, и на открытой площадке.

Время: около 20 минут.

Ход игры


Помните старую, еще советскую комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!»? В ней один из героев фильма в самый неподходящий момент появлялся в самом неподходящем месте и гнусаво интересовался у товарищей, замышлявших очередную проказу:

– А что это вы тут делаете, а!?

Именно эта фраза будет ключевой в упражнении, которое придумал немецкий психолог и психотерапевт Клаус Фопель. Приведу здесь вариант, адаптированный мной для групповой работы.

Участники тренинга садятся в круг. Первый от ведущего игрок начинает мимически изображать какую-то деятельность. Например, он изображает игру в баскетбол. (Можно действовать в любом положении – сидя, лежа, вставать со своего места и передвигаться по комнате. Все зависит от характера изображаемого действия!)

Следующий за ним игрок задает ему вопрос:

– А что это ты делаешь?

В ответ первый игрок, не переставая «играть в баскетбол», должен назвать любое другое физическое действие.

Скажем, он отвечает: «Я читаю!». Тогда сразу же второй (спрашивавший) игрок начинает «читать». В то время как он изображает чтение, к нему обращается следующий по порядку игрок:

– А что это ты делаешь?

– Я ловлю рыбу! (Так или иначе может ответить участник, не переставая изображать при этом «чтение». )

Каждый раз, ответив на предложенный вопрос (то есть – передав эстафету следующему игроку), участник, изображавший действие, может прекратить его и наблюдать за эстафетой уже в качестве зрителя до следующей своей очереди.

Если группа небольшая по составу, то проводим несколько кругов.

В дополнение я прошу всех участников внимательно следить за товарищами и не повторять уже представленные в кругу виды деятельности. Так в игре появляется дополнительная интрига, включаются внимание и память.


«КСТАТИ! МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТРЕНЕРА»




Относительно новая наука гемисферология – область медицины, изучающей функции полушарий головного мозга, на основе экспериментов и оперативных исследований мозга пришла к выводу, что кинестетические навыки человека локализуются в правом полушарии. С рождения ребенок почти в равной степени пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга. Затем, одно из полушарий «берет верх». Но умения тренируются практикой. Можно попытаться оптимизировать работу двух полушарий с тем, чтобы сделать себя личностью более гармоничной.

Выше приведенное упражнение – один из примеров подобной тренировки. Логичность, вербальность и связь с реальностью, свойственные левому полушарию, приходят в игре «А что это вы тут делаете?» в противодействие с абстрактным, ориентированным на фантазию, функционированием правого полушария. Результаты поучительные и веселые!

В ходе упражнения можно объявлять участникам, сколько штрафных очков за допущенные ошибки (повтор действия, которое уже предлагалось, наименование и показ одного и того же действия, например, изображая чтение, говорит «Я читаю!». ) они получили за игру.

Те, у кого ошибок нет – пример хорошей работы «диспетчерской программы», отвечающей за гармонизацию и согласование функций разных полушарий. Те, у кого случилось несколько ошибок, могут потренироваться, чтобы улучшить свои результаты.

Проблемы в этом упражнении возникают у тех, у кого одно из полушарий подавляет другое.

Скажем, левое полушарие отвечает за личный, приобретенный опыт человека, это полушарие ответственно за логику действия, за восприятие порядка действий, за причинно-следственные связи.

Что касается правого полушария, то в ходе упражнения его работа «вытягивает» из игрока совсем другие особенности мышления: опора на предшествующий, генетический опыт, спонтанность и ассоциативность мышления, развитую фантазию, пластическую выразительность и образность…

Конец ознакомительного фрагмента.