8. Кризис предприятия
В широком смысле слова кризис – это смена повышательной тенденции на понижательную и неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Исходя из такого трактования любое управление является антикризисным, а содержание и методы эффективного (обычного) и антикризисного управления одинаковы. Отталкиваясь от него, очень сложно найти специфическое определение антикризисного управления. Для этого необходимо сузить понятие кризиса, т. е. дифференцировать его фазы, к которым относят:
1) снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Результатом этого является ухудшение финансового положения предприятия, уменьшение источников и резервов развития. Решение проблемы может находиться как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и в области тактического поведения (снижение издержек, увеличение производительности);
2) убыточность производства. Служит результатом уменьшения резервных фондов предприятия, если таковые имеются, (в противном случае сразу наступает фаза истощения или отсутствия резервных фондов). Проблема разрешается с помощью стратегического управления, реализуясь через реструктуризацию предприятия;
3) истощение или полное отсутствие резервных фондов. Предприятие направляет часть оборотных средств на погашение убытков и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может использоваться для решения проблемы, т. к. отсутствуют средства, необходимые для ее проведения. Нужны своевременные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изыскания средств на проведение реструктуризации. Если подобные меры не приняты или потерпели неудачу, кризис переходит в четвертую фазу;
4) неплатежеспособность. Предприятие достигает этого критического порога, когда нет средств для финансирования даже сокращенного воспроизводства и (или) для оплаты предыдущих обязательств. Нависает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимо применение экстренных мер по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.
Для третьей и четвертой фаз характерными являются нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, которые требуют срочных вынужденных мер. Ключевой момент – это наступление или приближение неплатежеспособности. Именно эта ситуация и является объектом антикризисного управления.
Кризис предприятия обычно вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров и параметров окружающей среды, что обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как результат, слабой адаптацией к требованиям рынка.
Решить подобные проблемы или устранить саму возможность их возникновения можно посредством реструктуризации предприятия, которая проводится на базе тщательно разработанной стратегии. Но реструктуризацию в полной мере необходимо и возможно проводить только при первых признаках надвигающегося кризиса (т. е. на первой, самое крайнее – второй фазе), потому как в зоне «ближайшего» банкротства ни времени, ни средств на нее уже не останется. Т. о., перед предприятием, которое стремится выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи:
1) устранить последствия кризиса, восстановив платежеспособность и стабилизировав финансовое положение предприятия;
2) устранить причины кризиса, разработав стратегию развития и проведя на ее основе реструктуризацию предприятия для предотвращения повторных кризисных явлений в будущем.
Реструктуризация является инструментом нормального управления и построена на его принципах, слабо связанных с собственно антикризисной спецификой.