22. Операции по управлению кризисной ситуацией предприятия
Операции по управлению кризисной ситуацией предприятия вызываются несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:
1) внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
2) внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторы возникновения кризиса можно, в свою очередь, подразделить на:
1) социально-экономические факторы общего развития страны;
2) рост инфляции;
3) нестабильность налоговой системы;
4) нестабильность регулирующего законодательства;
5) снижение уровня реальных доходов населения;
6) рост безработицы.
Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимости его капитала следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов.
Исходя из сложившейся концепции теории экономического анализа представляется возможным разделить всю совокупность факторов платежеспособности на две группы:
1) внутренние факторы;
2) внешние факторы.
Банкротство предприятия и является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может был различной. Так по имеющимся оценкам в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 – внутренние. Внешние факторы могут быть международного и национального характера.
Поэтому целями антикризисного управления являются разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных, наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление путей, приводящих к кризисному состоянию.
В случае возникновения кризисной ситуации на предприятии менеджмент данной организации должен произвести как ряд операций с целью выявления сущности кризиса, так и определение методов его преодоления. Совокупность действий менеджмента в отношении принятия решения по преодолению кризисной ситуации можно назвать операциями по преодолению кризиса. Следует отметить, что все операции должны проводиться последовательно и с взаимным учетом. Другими словами, каждая последующая операция должна непосредственным образом опираться на результат предыдущей деятельности. В противном случае может быть нарушена система взаимосвязи, которая приведет к потере важных элементов в системе построения практики выхода из кризисной ситуации, поскольку будет потеряна часть исходных данных или возможных альтернатив. В состав операций можно включить следующее:
1) анализ ситуации. На данном этапе проводится выявление основных противоречий. Кроме того, здесь же необходимо определиться с качеством контрольных параметров и проконтролировать тенденции их изменения. Данная процедура поможет получить дополнительную информацию и даст возможность спрогнозировать уровень и масштабы развития складывающейся ситуации;
2) создание методологического подхода. На данном этапе происходит определение доступных нам средств и методов для решения поставленной проблемы. Кроме того, именно на данном этапе менеджмент должен определить цели, ради достижения которых и будет проводиться корректирующее ситуацию воздействие;
3) факторный анализ, который позволяет определиться с количеством и качеством факторов, оказывающих влияние как на саму кризисную ситуацию, так и на сам процесс принятия решений по данной проблеме.