18. Определение типологии кризисности предприятия
Для того чтобы начать процесс выхода из критической ситуации, необходимо определить ее типологию. Определение типологии – выделение кризисов, выходящих за границы природного происхождения, – предусматривает всевозможную стратегию и тактику отношения к ним, а также использование установленных методов управления ими. Другими словами, в зависимости от причин возникновения кризисных ситуаций, факторов, влияющих на них, каждая организация обязана уметь предусматривать самые вероятные типы кризисов общественного происхождения, в которых она может оказаться.
В антикризисном управлении выделяются следующие кризисы:
1) неожиданные кризисы. Это тип кризисов, которые случаются настолько внезапно и неожиданно, что остается очень мало или совсем нет времени для подготовки и планирования. Сюда входят авиакатастрофы, порча продуктов, смерть ведущего руководителя, землетрясения, паника. Эти кризисы требуют заблаговременного согласования между основными руководителями плана действий, который разрешил бы избежать неоперативность реагирования;
2) назревающие кризисы. Это кризисы, которые дают больше времени для изучения и планирования. К ним можно отнести неудовлетворение работников и неблагоприятный моральный климат в коллективе, существенные злоупотребления и обиды во время работы, чрезмерные надежды на государственные заказы. В этом случае задача состоит в том, чтобы предпринять корректирующие шаги прежде, чем кризис достигает разрушительной фазы;
3) непрерывные кризисы. Эти кризисы могут продолжаться месяцами или годами, несмотря на усилия руководства остановить их. Это могут быть сплетни или спекуляции, сообщаемые средствами массовой информации.
Английский специалист по антикризисному управлению Сэм Блэк предлагал подход к типологизации кризисов с учетом тех неприятностей, которые они способны нанести конкретной организации. Он делит кризисы на «известное неизвестное» и «неизвестное неизвестное».
В первом типе кризисов Сэм Блэк подчеркивает, что, если компания, к примеру, изготовляет автомобили или техническое оборудование, она в любой момент может столкнуться с необходимостью отзыва продукции. Блэк делает вывод: «Во всех этих и множестве подобных им случаях известно, что авария может произойти, но неизвестно, произойдет ли она, и если да, то когда».
Исходя из необходимости постоянно быть готовой к возникновению критических ситуаций, организация должна проводить соответствующую работу еще на этапе зарождения проблемы. С этой целью специалистами был разработан и описан процесс управления проблемами. Этот процесс охватывает пять последовательных шагов: определение первоочередных проблем; анализ и определение границ каждой проблемы с точки зрения ее воздействия на определенные группы факторов; выявление альтернативных вариантов стратегии; реализация программы действий; оценка результатов выполнения программы сточки зрения достижения цели организации.
В развернутом виде процесс управления кризисными ситуациями содержит следующие элементы:
1) предвидение кризиса. Управление проблемами требует их предвидения за полтора – три года до возможного перерастания в кризис. Следовательно, это стадия предкризисного планирования;
2) разграничение кризисных (предкризисных) ситуаций. Организация в состоянии одновременно заниматься разрешением лишь нескольких проблем;
3) составление графика действий. Сюда относится упорядочение возникающих проблем, составление программы и графиков их разрешения. Действие – ключ к процессу эффективного управления кризисными ситуациями;
4) поддержка со стороны руководства. Без санкций основного руководителя одобрение и осуществление управления проблемами в пределах организации невозможны.