Вы здесь

Антикризисное управление. Шпаргалка. 14. Классификация кризисов (С. С. Диденко, 2009)

14. Классификация кризисов

Западные экономисты выделяют следующие три стадии развития кризисной ситуации.

Первая стадия называется ранней стадией, которая характеризуется определенными случаями проявление неэффективности в производстве, и это проявляется в снижении темпов роста объемов продаж, ускорении оборачиваемости кредиторской задолженности, возникновении проблем с поставками и качеством продукции.

Вторая стадия кризисной ситуации является промежуточной стадией. Она отличается нехваткой материалов (как следствие экономии денежных ресурсов посредством сокращения уровня товароматериальных запасов), а также частыми проблемами, связанными с качеством продукции, задержкой поставщиками продаж в кредит и требованиями оплаты наличными, несвоевременной выдачей заработанной платы.

И завершающий, третий этап называется поздним этапом кризиса. Компания, в общем, находится в состоянии банкротства. Поскольку происходит возврат продукции из-за низкого качества, производственные графики не выполняются в срок, увеличивается период сбора дебиторской задолженности. Но, кроме того, поставщики требуют выплаты, а кредиторы – изменения условий кредита. Следовательно, у организации наблюдается серьезная нехватка собственных оборотных средств.

Исходя из данных критериев можно заключить, что большинство организаций находится на поздней стадии кризисной ситуации.

Кризисные явления представляют собой многоаспектные процессы, связанные с вовлечением различных субъектов хозяйствования и отражающиеся на всех сферах экономической деятельности. В соответствии с этим классификация кризисов очень обширна и усложнена. Одну из самых обобщенных систем классификации кризисных явлений предложил в своей работе А. Д. Чернявский. В целом кризисы можно структурировать по следующим критериям:

1) по сфере происхождения выделяют социально-политические кризисы, административно-законодательные, производственные, финансовые, экологические и геополитические;

2) по уровню системности – внутрисистемные, т. е. вызванные закономерностями существования данных хозяйственных субъектов; внешнесистемные, т. е. вызванные кризисом, распространившимся из другой экономической системы; уникальные;

3) по степени реализации – реализовавшиеся, нереализовавшиеся;

4) по степени влияния – разрушительные, опасные, неопасные, невлияющие.

Степень влияния кризиса на экономический субъект определяется исходя из уровня потерь при реализации данного кризисного явления. В случае определения влияния для коммерческой организации основным фактором служат объемы потерь прибыли и финансового состояния предприятия. В данном случае разрушительный кризис предполагает потерю предприятием основных активов и начало управления делами банкротства. Соответственно, остальные уровни влияния кризиса будут выражаться в более или менее значимых потерях прибыли или оборотного капитала компании. Чернявский добавляет к данной классификации следующие признаки:

1) по принадлежности к стране функционирования объекта управления;

2) по уровню возникновения;

3) по причинам возникновения;

4) по возможности прогнозирования;

5) по адекватности времени принятия решения по антикризисному управлению.

Кроме того, при определении типа наблюдаемого кризисного явления необходимо выявить:

1) факторы возникновения кризисного явления;

2) способ обнаружения;

3) характер развития;

4) период и темпы развития;

5) показатели воспроизводственного процесса;

6) этап кризиса с точки зрения субъективного подхода;

7) финансовые параметры кризиса;

8) последствия развития кризисного состояния.