Вы здесь

Антикризисное управление. Шпаргалка. 13. Схема развития кризиса предприятия (С. С. Диденко, 2009)

13. Схема развития кризиса предприятия

Кризис на предприятии назревает постепенно, и важно своевременно выявить его причины. На первом этапе кризис проявляется в стратегии, на втором – в финансовой деятельности, на третьем – в ликвидности.

Кризисную ситуацию следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного производства это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия и в дальнейшем, соответственно, к его несостоятельности и неплатежеспособности.

На данный момент времени проблема несостоятельности становится достаточно актуальной для многих существующих предприятий. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование.

Рассмотрим основные экономические категории несостоятельности предприятия.

1. Банкротство – несостоятельность должника, (фирмы, банка или иной организации), т. е. установленная судом неспособность должника платить по своим долговым обязательствам.

2. Убыточность – процесс осуществления хозяйственной деятельности, в результате которого результат не покрывает расходы, затраченные на осуществление этой деятельности.

3. Неплатежеспособность – финансовое или валютно-финансовое положение фирмы или государства, при котором они не могут своевременно погашать свои финансовые обязательства.

Кризисную ситуацию характеризуют как недостаточно эффективное управление активами и кредиторскими задолженностями организаций, что определяет отток денежных средств от собственников и в итоге неудовлетворение требований кредиторов.

Кризис предприятия развивается по определенным правилам, которые представляется реальным выявить. Это необходимо для определения нарождающегося кризиса и принятия адекватных мер по устранению его последствий еще на стадии зарождения. Подобный подход позволяет создать систему противодействия кризисным ситуациям и даже не допустить некоторых из возможных последствий, а то и само дальнейшее развитие кризисной ситуации. Развитие кризисной ситуации предприятия тесно связано с рядом характеристик, основными из которых являются суммы чистого дохода, переменные издержки, постоянные издержки и время протекания процессов. Переменные и постоянные издержки предприятия необходимы нам для выявления точки безубыточности предприятия, исходя из которой, и можно произвести описание процесса развития кризисного состояния предприятия. Ситуацию развития кризиса можно разделить на определенные события, происходящие в рамках интервалов времени.

1–3 месяца: сумма чистого дохода, издержек и прибыли предприятия медленно достигает точки безубыточности, находясь в непосредственной близости от показателей постоянных издержек предприятия и лишь незначительно превышая их.

4–6 месяцев: сумма чистого дохода, издержек и прибыли продолжает увеличиваться быстрыми темпами. На данном этапе основную массу стоимости составляют переменные издержки предприятия.

7–9 месяцев: сумма чистого дохода, издержек и прибыли сначала плавно понижается и по достижении определенного значения начинает резко уменьшаться, достигая состояния меньше уровня точки безубыточности данного предприятия. Данное положение именуется точкой предельного (порогового) значения на этапе становления и развития кризисной ситуации.