12. Менеджмент кризисных ситуаций
Менеджмент кризисных ситуаций на предприятии должен соответствовать типу кризиса, количеству ресурсов и ущербу, который потенциально может понести данное предприятие. Основное правило осуществления менеджмента в кризисных ситуациях гласит, что затраты на исправление кризисной ситуации и ликвидацию негативных последствий кризиса не должны превышать общую сумму ущерба, который может причинить ситуация, если на нее не оказывать давления со стороны антикризисного управления.
Менеджмент в условиях кризиса может использовать уже разработанные приемы управления в отдельности или в совокупности методов. Возможными методами являются:
1) ситуационный анализ;
2) исторический метод;
3) системный подход;
4) подход на принципе адекватности;
5) использование новой тактики.
Ситуационный анализ предполагает осмысление ситуации с позиции восприятия и структурирования причин возникшего кризиса. В данном случае необходимо создание четкой формулировки задачи управленческого процесса, которая может быть осуществлена только после осознания причин и механизма развивающегося кризиса.
Исторический метод основан на сравнении возникшей ситуации с прошлым опытом управления. В данном случае менеджмент ищет сходные черты текущего кризиса с кризисами, которые уже были преодолены. На данной основе можно осуществить прогнозирование системы развития текущего кризиса и заранее выбрать один из тех способов управления им, которые уже были опробованы ранее и оправдали себя в случае с похожим по параметрам развития кризисом.
Системный подход предполагает оценку кризиса с точки зрения соприкосновения его параметров с системой управления данным предприятиям. На данном этапе выделяются внутренние причины и возможности управления, с одной стороны, как возможные причины появления кризиса, а с другой – как один из выходов для его решения. В данном случае необходимо смоделировать поведение системы управления и системы развития кризиса как по отдельности, так и в совокупности.
Определение адекватности технологий решения по управлению кризисом, помимо определения стоимости общих затрат на преодоление кризиса, должно включать в себя оценку возможностей преодоления без вмешательства благодаря воздействию других систем (общего развития экономики, государственного регулирования в смежных отраслях и т. д.). Кроме того, здесь же необходимо произвести обоснование необходимости применения тех или иных управленческих технологий по преодолению кризисной ситуации в зависимости от структуры кризиса и имеющихся для его решения ресурсов.
Адаптивный стиль управления основан на применении новой тактики к каждым конкретным условиям, возникающим в данный отрезок времени. Другими словами, предприятие адаптируется к каждому конкретному кризису и каждый раз при этом основывается на различных задачах и методах решения проблем. Даная тактика является самой сложной, поскольку требует больших затрат на формирование нового восприятия текущего кризиса. При этом в случае использования данной системы преодоления кризиса менеджмент достигает системы, когда все новые моменты в возникающем кризисе будут учтены и когда значительно повышается шанс на его более успешное преодоление, в отличие от исторического подхода, подгоняющего новую кризисную ситуацию под рамки уже прошедших и привычных ситуаций.
При построении системы управления кризисной ситуацией менеджмент может ориентироваться на различные методики решения. При этом выбор того или иного метода будет зависеть от структуры самого кризиса и наличия ресурсов для его решения, от важности последствий кризиса, а также от опыта и знаний управленческого аппарата.