Вы здесь

Антикризисное управление. Шпаргалка. 11. Признаки кризисности предприятия (С. С. Диденко, 2009)

11. Признаки кризисности предприятия

Следует различать признаки кризисности предприятия в зависимости от сущности деятельности данного хозяйствующего субъекта. В целом в экономике существуют два типа предприятий и организаций: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие предприятия основной целью своей деятельности имеют получение прибыли. Т. о., показатели кризисного состояния или близости к нему связаны с отсутствием прибыли или с работой в убыток. Также об этом могут предупреждать показатели, свидетельствующие о скором наступлении такого момента.

Некоммерческие организации и предприятия, как правило, имеют целью своей деятельности общественные блага. Здесь встает ряд проблем с определением кризисности деятельности, поскольку объемы и даже само наличие прибыли ни в коей мере не могут служить ориентиром для оценки деятельности данных предприятий. Кризис данных предприятий связан с недостаточным или несвоевременным осуществлением той деятельности, на которую направлено существование данной организации. Другими словами, определить кризис помогают показатели, говорящие о потенциальной невозможности (или несвоевременности) предоставления того товара или услуги, на которую направлена деятельность данной организации. Но и несвоевременность предоставления товара или услуги еще не свидетельствует о кризисе самой организации. Например, самым известным из некоммерческих предприятий является красный крест. В данном случае, показатели, говорящие о невозможности оказания помощи данной медицинской организацией в тот или иной момент времени или в определенном государстве, говорят о недостаточно эффективной системе предоставления данной услуги, но это еще не означает ненужности всей организации в целом. Т. о., для осознания состояния кризисности данная организация должна не просто нарушить цели своего существования, но и практически не иметь возможности выполнять запланированные действия на протяжении длительного времени и всего экономического пространства. Основным минусом подобных условий определения ситуации кризисности является практическая невозможность осуществления предупредительных мер по отношению к грядущему кризису, поскольку ощутить кризис для данной формы организации возможно только в момент его фактического присутствия и на основе уже наступивших последствий. Т. о., дело в данном случае приходится иметь с последствиями кризиса, и практически отсутствует возможность его предупреждения и прогнозирования.

Намного проще дело обстоит с коммерческими предприятиями. Несмотря на все многообразие кризисных явлений, общим итогом будет ухудшение экономического положения предприятия, отражающееся в снижении доли рынка, принадлежащей данной компанией, и снижении прибыли.

Основными параметрами, отражающими кризисное состояние предприятия, будут являться:

1) снижение доходности предприятия в целом или крупных направлений производства благ и услуг;

2) снижение объема продаж товаров или услуг на протяжении более чем одного месяца или резкое падение на 15 %;

3) снижение прибыли за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом, если данные периоды являются соразмерными по критерию потенциальной покупательной способности;

4) снижение оборачиваемости фондов;

5) снижение уровня и количества партнерских отношений с предприятиями финансово-кредитной сферы;

6) резкое изменение процентного соотношения структуры капитала;

7) рост объема задолженностей предприятия.

Также следует обратить внимание на показатели, отражающие ухудшение положения в отрасли, которой принадлежит данное предприятие, или ухудшение экономики страны в целом, если предприятие не относится к ТНК (транснациональной корпорации).