Вы здесь

Антикризисное управление. Шпаргалка. 10. Разработка моделей кризисных явлений предприятия (С. С. Диденко, 2009)

10. Разработка моделей кризисных явлений предприятия

Проблемы и ошибки, появляющиеся при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Если произошла ошибка при подсчете доходов и расходов, то из-за этого можно допустить еще более серьезную ошибку, неправильно выписав чек, и тем самым нанести серьезный ущерб деловым партнерам или своей репутации в банковских кругах. Вероятность такого переплетения ошибок в организации весьма велика из-за высокой степени взаимозависимости видов деятельности.

Более распространенной является ситуация, при которой организация не гибнет, а существует, но постоянно переходит из одного кризиса в другой. Большое число достаточно опытных руководителей считают, что в их бизнесе такое состояние неизбежно.

Время от времени некая случайная ситуация может развиваться слишком быстро, чтобы организация сразу могла зафиксировать ее и выработать линию поведения, но в большинстве случаев нет необходимости постоянно прибегать к методам кризисного управления.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды, что, в свою очередь, обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабой адаптацией к требованиям рынка.

Способом решения подобных проблем или устранения самой возможности их возникновения является реструктуризация предприятия, проводимая на основе тщательно разработанной стратегии.

Перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две последовательные задачи:

1) устранить последствия кризиса, т. е. восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия;

2) устранить причины кризиса, т. е. разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем.

Одним из методов нахождения выхода из кризисной ситуации, а также методов предупреждения возникновения кризиса как такового является возможность моделирования кризисных ситуаций хозяйствующих субъектов. Для начала построения модели необходимо иметь информацию о состоянии и сущности субъекта, который может стать потенциальным носителем кризисной ситуации. В случае построения кризисной модели основное внимание уделяется особенностям процесса управления исследуемого объекта и построению подробного перечня возможных вариантов решения назревающей проблемы. В целом построение модели кризисных ситуаций решает определенный круг задач. Естественно, первой из них является выявление тех параметров развития хозяйствующего субъекта, которые будут признаны параметрами кризисности. Другими словами, для построения модели необходимо определить, каково состояние и какие именно параметры будет свидетельствовать о нарушении баланса развития и возникновении потенциальной кризисной ситуации. Далее следует определить структурные формы кризисности и провести анализ признаков кризисности, отметив наиболее существенные и значимые в конкретный момент. Далее возможно осуществить моделирование процессов с учетом реальной ситуации и заданных нами предельных значений параметров.