Вы здесь

Антикризисное управление. Краткий курс. 6. Система, механизмы, процессы и стиль антикризисного управления (Н. С. Носова, 2013)

6. Система, механизмы, процессы и стиль антикризисного управления

1. Каждый кризис неповторим в своем роде, поскольку у него есть характерные черты, присущие только ему. Они проявляются в системе, механизмах и процессах антикризисного управления.

Системы антикризисного управления выстраиваются в соответствии с особенностями, обусловленными характером деятельности.

Выделяют основные свойства, которыми обладает система антикризисного управления:

☝матричные структуры;

☝гибкость системы антикризисного управления;

☝способность системы адаптироваться;

☝в условиях антикризисного управления необходимо создать ситуацию, при которой будет усиливаться неформальное управление. Оно поможет функционировать системе антикризисного управления более эффективно;

☝энтузиазм участников деятельности системы, желание достичь поставленной цели, уверенность в ее достижении;

☝терпение в процессе осуществления деятельности;

☝диверсификация управления в социально-экономической системе, поиск новых способов управления, которые в сложных ситуациях помогали бы ему добиваться высоких результатов;

☝концентрация усилий для наиболее полного использования потенциала компании;

☝уменьшение степени централизации в организации с целью более быстрой реакции на возникновение проблемных ситуаций и быстрое их разрешение.

2. Механизмы антикризисного управления также обладают рядом особенностей, вызванных условиями деятельности. Наиболее важными характеристиками для механизмов антикризисного управления являются:

☝мотивирование в процессе антикризисного управления;

☝осторожность в принятии решений, проверка, направленная на исключение ошибок;

☝анализ ситуации и выявление кризисных или предкризисных явлений;

☝экономия ресурсов организации, но не за счет снижения качества выпускаемой продукции (предоставляемых услуг);

☝создание стабильного психологического климата, ориентирующего на достижение положительных результатов, уверенность в своих действиях;

☝развитие инициативы в процессе принятия важных решений, поиска преодоления проблем, определения оптимальных вариантов развития;

☝взаимоприемлемость, корпоративизм;

☝поиск инновационных решений, подходящих для организации;

☝интеграция по ценностям профессионализма.

3. Процессы антикризисного управления также имеют характерные черты. Они выражены следующим образом:

☝мобильность в процессе принятия решений, использовании имеющихся ресурсов, проведении изменений в организации и преобразований;

☝создание и реализация управленческих решений при помощи программно-целевого подхода;

☝своевременность и оперативность в принятии решений;

☝обязательное использование в процессе принятия и реализации управленческих решений критерия качества для антикризисного управления;

☝оценка альтернативных вариантов действий, а также последствий принятых решений.

4. Особые свойства, которыми обладают система, механизмы и процессы антикризисного управления, определяют его характерные черты и стиль практической реализации.

Стиль антикризисного управления должен обладать рядом особенностей. Он отличается в определенной мере от обычного стиля управления, хотя общие черты сохраняются. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться прежде всего профессиональным доверием. Не менее важна целеустремленность менеджера, благодаря которой антикризисное управление будет более эффективным и быстрее принесет свои плоды. Вся деятельность в организации должна быть четко выстроенной, но не создавать бюрократизма в работе, т. е. необходимо найти оптимальный уровень централизации. Еще одной чертой антикризисного стиля управления является отбор персонала – крайне важный элемент в силу зависимости результата мероприятий по выходу из кризиса от выполнения персоналом поставленных задач. Антикризисный менеджер должен исследовать альтернативные возможности принятия решения, а только потом делать окончательные выводы, быть инициативным, уметь принимать ответственность на себя за принимаемые решения, быть самоорганизованным.

Система, механизмы и процессы антикризисного управления должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям и находить отражение в стиле антикризисного управления. Подсистемы не могут быть одинаковыми по содержанию для всех социально-экономических систем. Они отличаются между собой в соответствии со спецификой деятельности организации.