3. Концепция антикризисного управления
Концепцию антикризисного управления можно представить как совокупность шести основных частей, каждая из которых рассматривает определенные аспекты антикризисного менеджмента.
1. Кризисы в тенденциях макро- и микроразвития.
Данная часть концепции включает базовые понятия антикризисного управления. Это в первую очередь понятие кризиса, анализ различных кризисов, причины их возникновения, структура. Здесь важна также классификация кризисов с точки зрения различных признаков, поскольку она позволяет понять все грани этого явления и его особенности и в соответствии с ними найти выход из кризисной ситуации. Все это доказывает необходимость изучения кризисов и поиска решений по их предотвращению или преодолению последствий.
2. Формирование и реализация антикризисного управления. Эта часть концепции включает информацию об основных чертах антикризисного управления, диагностику кризисов в процессах управления, стратегию и тактику антикризисного управления, его технологию, а также реализацию процедуры банкротства.
3. Механизм антикризисного управления. Он реализуется на практике с помощью ряда средств, каждое из которых должно применяться в организации осознанно и обоснованно. Особую роль играют инновации в деятельности организации, инвестиционная политика, контроллинг, оценка рисков в антикризисном управлении, а также процедура санаций. Это важнейшие проблемы, которые входят в механизм реализации антикризисного управления. Но если построить механизм неверно, то кризис можно усугубить. В этом случае будет гораздо сложнее выйти из него и преодолеть последствия, даже найдя верные решения.
4. Человеческий фактор в антикризисном управлении – одна из важнейших составляющих концепции. Вне зависимости от объекта управления главенствующую роль в антикризисном управлении будет играть человек, хотя его роль часто недооценивается. Рассмотрение человеческого фактора предполагает формирование человеческого капитала, изучение в процессе управления психологии и конфликтологии применительно к кризисным или иным ситуациям, формирование корпоративных отношений в организации, а также обеспечение эффективной деятельности арбитражного управляющего в организации. Специалисты очень важны для организации, поскольку именно они осуществляют антикризисное управление, а без хороших специалистов даже удачные и верные решения не принесут желаемого результата.
5. Антикризисное управление и процессы общественного развития. Данная часть концепции предполагает рассмотрение антикризисного управления в масштабах всего общества и посвящена таким вопросам, как регулирование кризисных ситуаций, социальное партнерство, социокультурные факторы, региональные аспекты, роль профсоюзов в процессе разрешения кризисов. Антикризисное управление рассматривается как процесс взаимодействия социально-экономической системы с другими системами и организациями.
6. Зарубежный опыт антикризисного управления – это неотъемлемая часть концепции, поскольку зарубежный опыт позволяет принимать более эффективные решения в той или иной ситуации, учитывать возможные ошибки. В странах с большим опытом антикризисного управления выработана база, которая дает возможность проводить его оперативно и эффективно. Опыт экономически развитых стран особенно полезен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Все основные части концепции взаимосвязаны, и только в совокупности они позволяют понять сущность и процесс антикризисного управления, сделать его результаты наиболее эффективными.