Вы здесь

Антикризисное управление. Краткий курс. 3. Концепция антикризисного управления (Н. С. Носова, 2013)

3. Концепция антикризисного управления

Концепцию антикризисного управления можно представить как совокупность шести основных частей, каждая из которых рассматривает определенные аспекты антикризисного менеджмента.

1. Кризисы в тенденциях макро- и микроразвития.

Данная часть концепции включает базовые понятия антикризисного управления. Это в первую очередь понятие кризиса, анализ различных кризисов, причины их возникновения, структура. Здесь важна также классификация кризисов с точки зрения различных признаков, поскольку она позволяет понять все грани этого явления и его особенности и в соответствии с ними найти выход из кризисной ситуации. Все это доказывает необходимость изучения кризисов и поиска решений по их предотвращению или преодолению последствий.

2. Формирование и реализация антикризисного управления. Эта часть концепции включает информацию об основных чертах антикризисного управления, диагностику кризисов в процессах управления, стратегию и тактику антикризисного управления, его технологию, а также реализацию процедуры банкротства.

3. Механизм антикризисного управления. Он реализуется на практике с помощью ряда средств, каждое из которых должно применяться в организации осознанно и обоснованно. Особую роль играют инновации в деятельности организации, инвестиционная политика, контроллинг, оценка рисков в антикризисном управлении, а также процедура санаций. Это важнейшие проблемы, которые входят в механизм реализации антикризисного управления. Но если построить механизм неверно, то кризис можно усугубить. В этом случае будет гораздо сложнее выйти из него и преодолеть последствия, даже найдя верные решения.

4. Человеческий фактор в антикризисном управлении – одна из важнейших составляющих концепции. Вне зависимости от объекта управления главенствующую роль в антикризисном управлении будет играть человек, хотя его роль часто недооценивается. Рассмотрение человеческого фактора предполагает формирование человеческого капитала, изучение в процессе управления психологии и конфликтологии применительно к кризисным или иным ситуациям, формирование корпоративных отношений в организации, а также обеспечение эффективной деятельности арбитражного управляющего в организации. Специалисты очень важны для организации, поскольку именно они осуществляют антикризисное управление, а без хороших специалистов даже удачные и верные решения не принесут желаемого результата.

5. Антикризисное управление и процессы общественного развития. Данная часть концепции предполагает рассмотрение антикризисного управления в масштабах всего общества и посвящена таким вопросам, как регулирование кризисных ситуаций, социальное партнерство, социокультурные факторы, региональные аспекты, роль профсоюзов в процессе разрешения кризисов. Антикризисное управление рассматривается как процесс взаимодействия социально-экономической системы с другими системами и организациями.

6. Зарубежный опыт антикризисного управления – это неотъемлемая часть концепции, поскольку зарубежный опыт позволяет принимать более эффективные решения в той или иной ситуации, учитывать возможные ошибки. В странах с большим опытом антикризисного управления выработана база, которая дает возможность проводить его оперативно и эффективно. Опыт экономически развитых стран особенно полезен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Все основные части концепции взаимосвязаны, и только в совокупности они позволяют понять сущность и процесс антикризисного управления, сделать его результаты наиболее эффективными.