13. Этапы проявления кризиса государственного управления. Возможные пути преодоления кризиса
1. Кризис государственного управления развивается постепенно, и весь процесс развития можно разделить на несколько взаимосвязанных логических этапов.
Этап I. Возникновение нестабильности в обществе и конфликтных ситуаций в виде отдельных очагов проявления. Эти конфликты оказывают неоднозначное воздействие на общество. Все зависит от того, какое общество, легко ли оно приспосабливается к новым условиям или же это негибкая система. Если общество восприимчиво к информации и является гибким в поведении, то конфликты, возникающие в нем, могут даже способствовать подъему в развитии, поскольку определится новое соотношение интересов разных групп в обществе. Конфликт стабилизирует ситуацию и в определенной мере изменяет общество. Если же система жесткая, то конфликты не пойдут на пользу и только усугубят уже имеющийся политический кризис.
Этап II. Расстройство механизмов, с помощью которых реализуется деятельность государственной власти и общественных институтов. Это следствие неразрешенных конфликтов, которые возникли на этапе I. При этом наблюдаются многочисленные несоответствия между управлением (его формами, структурами) и новыми условиями в социальной и экономической сферах жизни общества. Этот этап еще не означает полной несостоятельности государственного управления, но является переходным этапом к нему.
Этап III Распад политических структур, отсутствие возможности управлять или просто воздействовать на общественные процессы. Этот кризис затрагивает не только часть общества, но и всю социально-экономическую систему.
2. Нет единого пути преодоления кризиса государственного управления. Каждый кризис индивидуален и имеет собственные характеристики.
Для того чтобы преодолеть кризис, необходимо приспособиться к новым условиям, а для этого требуется построить гибкие организационные структуры. Без этого преодоление кризиса затянется на долгое время. Гибкость необходима системе не только для успешного преодоления кризиса, но и для получения положительного опыта из кризисной ситуации. Также она пригодится в будущем, поскольку реакция на кризисные проявления станет более быстрой, следовательно, сам кризис будет протекать не так остро, а последствия будут ликвидированы значительно раньше.
Для преодоления кризиса государственного управления может применяться и делегирование части полномочий нижестоящим ведомствам. Но именно с этим инструментом следует обращаться осторожно, поскольку последствия его применения далеко не однозначны и зависят от ситуации и особенностей кризиса.
Зачастую выходом из кризиса может служить улучшение управленческих отношений, которое подразумевает улучшение и рационализацию действий множества элементов, составляющих государственный управленческий аппарат. Совершенствование управленческих отношений затрагивает все сферы деятельности, и аспект нравственности, и социальную ответственность государства.
Государство должно обеспечить выполнение своих решений, как бы трудно это ни было, а также попытаться построить доверительные отношения с обществом.
Кризис государственного управления проявляется поэтапно, а для его успешного преодоления нужно выбрать те меры и методы, которые подходят именно в этой кризисной ситуации и учитывают особенности развития государства. Только так может быть найден верный путь выхода из кризиса.