Вы здесь

Антикризисное управление. Краткий курс. 11. Кризис государственного управления и его сущностные признаки (Н. С. Носова, 2013)

11. Кризис государственного управления и его сущностные признаки

1. Государство играет далеко не последнюю роль в развитии общества: оно определяет его темпы развития, направление, приоритеты. Поэтому кризисы государственного управления наиболее болезненны для общества в целом.

Кризис, возникающий в системе государственного управления, тесно связан с теми функциями, которые выполняет государство. Основными в сфере экономики являются следующие функции государства:

☝нормативная, состоящая в установлении государством правил поведения в сфере экономики;

☝финансово-распределительная – обеспечение денежными средствами важнейших процессов, касающихся всего общества, например функционирование государственного строя;

☝социальная, касающаяся населения страны и его всестороннего развития и обеспечения такими услугами, как здравоохранение, образование и др.;

☝заказ и покупка у предприятий продукции для национального хозяйства;

☝плановая (прогнозная) – моделирование состояния экономики в будущем;

☝регулирование имущественных отношений в аспекте форм собственности (смешанная экономика характеризуется наличием разных форм собственности);

☝координирующая, обеспечивающая сохранение оптимальных пропорций в структуре национального хозяйства;

☝контрольная, обеспечивающая соответствие установленных правил и законов их фактическому применению на практике;

☝ресурсно-распределительная – справедливое разделение ограниченного количества национальных ресурсов между участниками хозяйственных процессов;

☝лицензионная – обеспечение функционирования каждой организации в рамках соответствующих правил, разработанных для определенного вида хозяйственной деятельности;

☝сертификационно-стандартизационная, призванная установить единые нормы и ряд показателей для изделий и тем самым унифицировать их; инвестиционно-технологическая – деятельность государства в области инвестирования, развития научных исследований, проведения инновационной политики;

☝охранно-защитная – разработка свода правил, которые касаются имущественных отношений и мер защиты имущества;

☝правовая – правовое обеспечение экономической деятельности и защита интересов экономических субъектов;

☝медико-санитарная – обеспечение охраны труда и безопасных условий работы для населения страны;

☝экологическая – принятие мер на правительственном уровне для защиты окружающей среды;

☝информационно-пропагандистская – доведение до населения сведений о деятельности государственных органов и создание условий для поддержки их деятельности.

2. Если государство перестает реализовывать одну из функций или делает это не на должном уровне, то возникает кризисная ситуация в системе государственного управления.

Кризис государственного управления обладает рядом признаков:

☝появление или обострение конфликтов в социальной или экономической сфере. Если население видит недостатки в управлении государством, то оно требует от властей изменений в политической жизни, в методах управления государством;

☝невозможность управления конфликтами в обществе со стороны государства. Власть теряет контроль над ситуацией, не может регулировать экономические или социальные процессы, протекающие в обществе. Государство пытается вернуть контроль путем принятия поспешных и порой несогласованных мер, что еще больше усугубляет положение;

☝нарушение балансов в системе управления, нарушение функционирования политических институтов. Ситуация в обществе становится более напряженной, а власть начинает терять легитимность. Если не провести тщательного анализа и не начать как можно быстрее поиск выхода из сложившейся ситуации, то в стране может практически перестать функционировать политическая система, что повлечет за собой нарушение деятельности всех сфер общественной жизни.

Кризис государственного управления – один из самых опасных, поскольку касается не одной организации и одного трудового коллектива, и даже не нескольких фирм, а всей страны в целом.