© Айнур Нуриев, 2018
ISBN 978-5-4490-5270-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О ЧЕМ И ДЛЯ КОГО ДАННАЯ КНИГА?
В последние годы отечественный спорт несет серьезные репутационные потери в связи с допинговыми скандалами вокруг российских спортсменов, тренеров и функционеров. Указанные обстоятельства побудили представителей власти, спортивные организации, иных заинтересованных лиц активизировать борьбу с допингом в интересах чистого спорта.
Вместе с тем в российском спорте существует еще одна немаловажная проблема. Дело в том, что многие спортсмены и в какой-то мере лица из их окружения (тренеры, менеджеры, иные члены команды) не в полной мере понимают весь спектр прав, обязанностей и личной ответственности спортсменов в рамках антидопингового регулирования. В конечном итоге это непонимание негативно сказывается на карьере спортсменов.
Собственно, чтобы заполнить обозначенный пробел, и было принято решение подготовить настоящую книгу, которая, насколько нам известно, станет первым русскоязычным пособием по антидопинговому регулированию в контексте защиты прав спортсменов. Книга адресована прежде всего спортсменам, но будет не менее полезна и лицам из их окружения (тренерам, менеджерам, агентам), представителям спортивных организаций (федераций, клубов, комитетов и т. д.), государственной власти, юристам, а также всем иным заинтересованным лицам.
В данной книге даны конкретные рекомендации о том, какие профилактические меры следует принимать спортсменам, чтобы сократить риски непреднамеренного совершения нарушения антидопинговых правил. Кроме того, представлен механизм расчета меры ответственности спортсмена за употребление допинга, а также реальные примеры разрешения допинговых споров с акцентом на тех вопросах, которые возникают у спортсменов чаще всего. Ознакомившись с содержанием настоящего пособия, спортсмены будут лучше знать свои права и обязанности в рамках антидопингового регулирования, понимать, какие ожидания у антидопинговых организаций от спортсменов, и, что самое главное, смогут скорректировать свои действия для защиты от обвинений в применении допинга.
Отметим, что по большому счету при работе над книгой преследовалась цель подробно разобрать только одно нарушение антидопинговых правил, предусмотренное ст. 2.1 Кодекса ВАДА «Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена». Внимание именно к этому нарушению обусловлено большинством антидопинговых дел, возбужденных против спортсменов.
1.1 Что такое допинг
В течение длительного времени допинг воспринимался в обществе как аморальное действие спортсмена по приему запрещенных препаратов в целях улучшения или попытки улучшения спортивных результатов, а также получения определенного преимущества над другими спортсменами. Такое понимание допинга до сих пор очень распространено среди любителей спорта, однако оно более не совпадает с современной трактовкой допинга, которая закреплена в антидопинговых правилах.
В ранних редакциях антидопинговых правил формальное определение допинга включало элемент «умышленного улучшения спортивных результатов», в связи с чем на спортивные организации ложилась обязанность установить умысел в действиях спортсмена. Спортсмены, со своей стороны, почти в каждом случае обнаружения допинга заявляли о своей невиновности, объясняя положительные допинг-пробы ошибками тренеров, членов команды или саботажем противников. Как следствие, спортивные организации оказались в ситуации, когда доказать вину спортсмена было практически невозможно. В определенный момент проблема обозначилась настолько остро, что спортивные организации стали заявлять о необходимости пересмотра понятия «допинг». В конечном счете было решено закрепить в качестве допинга перечень фактических обстоятельств, считающихся нарушением антидопинговых правил.
Новое определение допинга не включало в себя никаких субъективных элементов (умысел или халатность со стороны спортсмена), ранее выступавших в качестве обязательных предпосылок признания того или иного действия допинговым нарушением. В итоге наличие либо использование запрещенных субстанций или методов стало единственным релевантным критерием. Впоследствии такой подход к определению допинга был обозначен правилом «строгой ответственности» и закреплен в Приложении 1 к Кодексу ВАДА:
Строгая ответственность (Strict Liability) – правило, которое предусматривает, что в соответствии со ст. 2.1 и 2.2 нет необходимости антидопинговой организации доказывать факт намерения, вины, халатности или осознанного использования спортсменом для цели установления нарушения антидопинговых правил.
Таким образом, правило «строгой ответственности» не применяется ко всем нарушениям, установленным в Кодексе ВАДА. Например, манипуляция с образцами или отказ сдать допинг-пробу уже включают элемент вины (дополнительно доказывать не надо).
Кодекс ВАДА (далее – Кодекс) понимает под допингом то, что запрещено конкретным правилом в определенный момент времени. В частности, ст. 1 Кодекса определяет допинг «как совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил, приводимых в пунктах 2.1—2.10 Кодекса». Указание на то, что допинг является нарушением правил, а не правонарушением, подчеркивает неважность моральной (субъективной) стороны для признания того или иного факта допингом в контексте регулирования Кодекса. Иными словами, нарушение правил может быть и неумышленным, однако оно будет признано допингом по определению Кодекса.
СОГЛАСНО КОДЕКСУ ВАДА 2015 ГОДА
АНТИДОПИНГОВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
• Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у спортсмена (ст. 2.1)
• Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или запрещенного метода (ст. 2.2)
• Уклонение, отказ или неявка на процедуру сдачи проб (ст. 2.3)
• Нарушение порядка предоставления информации о местонахождении (ст. 2.4)
• Фальсификация или попытка фальсификации в любой составляющей допинг-контроля (ст. 2.5)
• Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом (ст. 2.6)
• Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или запрещенного метода (ст. 2.7)
• Назначение или попытка назначения любому спортсмену в соревновательном периоде любой запрещенной субстанции или запрещенного метода или назначение или попытка назначения любому спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода, запрещенных во внесоревновательный период (ст. 2.8)
• Соучастие (ст. 2.9)
• Запрещенное сотрудничество (ст. 2.10)
Несмотря на то что ВАДА периодически добавляет те или иные нарушения в перечень, антидопинговые нарушения, связанные с наличием запрещенной субстанции, или ее маркеров, или метаболитов в пробе спортсмена (ст. 2.1 Кодекса), остаются наиболее совершаемыми среди спортсменов. Это подтверждается, помимо прочего, обширной практикой дисциплинарных трибуналов национальных антидопинговых организаций (например, РУСАДА), международных организаций (например, трибуналы при МОК, МПК), международного Спортивного арбитражного суда (CAS). Многочисленность именно таких нарушений – причина нашего пристального к ним внимания.
В то время как Кодекс содержит базовые положения о допинг-контроле, операционные и технические требования к его проведению закреплены в так называемых международных стандартах ВАДА, которые обязательно должны применять все антидопинговые организации (АДО).
Всего существует пять международных стандартов ВАДА:
• Запрещенный список
• Международный стандарт по тестированию и расследованиям (МСТиР) и сопутствующие ему технические документы
• Международный стандарт для лабораторий (МСЛ) и сопутствующие ему технические документы
• Международный стандарт по терапевтическому использованию (МСТИ)
• Международный стандарт по защите частной жизни и персональной информации
Кроме того, ВАДА регулярно разрабатывает и принимает модельные правила, лучшие практики, руководства, которые носят статус «рекомендованных к ознакомлению и применению».
Большинство международных стандартов и идущих с ними технических документов разработано для сотрудников лабораторий и отраслевых специалистов, поэтому у обычного человека могут возникнуть сложности с их пониманием, применением и оспариванием в случае необходимости.
Необходимо также пояснить, почему в настоящем пособии мы акцентируем внимание на положениях Кодекса ВАДА в части применения к антидопинговым нарушениям спортсменов, а не Общероссийских антидопинговых правил (ОАП). Дело в том, что Кодекс ВАДА является основополагающим документом, регулирующим борьбу с допингом, а ОАП, будучи регламентным документом национального уровня (действует на территории России), по большому счету повторяет содержание Кодекса ВАДА. Такой же принцип и в других странах, где на основе Кодекса ВАДА утверждаются свои национальные антидопинговые правила. Данное уточнение важно в том смысле, что приведенный в настоящей книге анализ может быть использован, помимо прочего, и заинтересованными лицами других стран. Например, спортсмены Казахстана могут обращаться к данному пособию в той же мере, что и их российские коллеги.