Глава 1 «Вводная»
За шесть тысяч лет своего существования человеческая цивилизация смогла освоить всю планету и даже выйти за пределы земной атмосферы – в космос. Научные открытия позволили людям коренным образом изменить уклад жизни. Человек – единственное из всех животных, научившееся адаптировать окружающую среду под свои нужды и потребности, в то время как остальные адаптируются под неё. Неудивительно, что формируя представления о мире, люди рассматривали себя в качестве венца эволюции, и создали «миф о человеке».
Подавляющее большинство из нас живёт в этом мифе: мы наивно убеждены, что всё на планете создано под нас и для нас, мы кажемся себе разумными и рациональными, имеем мнение по любому вопросу, спешим его высказать и редко сомневаемся в своей правоте, ведь нам всегда всё ясно и понятно. Но это лишь иллюзия!
Мы ничуть не лучше жителей Средневековья, веривших, что Земля плоская и Солнце вращается вокруг неё. Наши головы набиты смесью неимоверных глупостей, суеверий, ненаучных домыслов и устаревших «истин», полученных из массовой культуры без критической оценки на актуальность и достоверность.
В 50-70-ые годы XX века в нейробиологии произошли открытия, полностью перевернувшие представления о мозге и мышлении, но многие просто не знают об этом и продолжают жить в «старом мире», с его неверными установками.
Наглядный пример – популярность фигуры Фрейда в интернете. Подавляющее большинство слышало о нём и даже может воспроизвести некоторые из его знаменитых цитат и утверждений (например, «оговорка по Фрейду»), а кто-то всерьёз пытается «изучать психологию», читая работы по психоанализу, большая часть положений которого давно признана ненаучной. Вины австрийского психолога в этом нет, он лишь выдвигал гипотезы и строил теории, которые просто не мог проверить при существовавшем в его годы уровне науки. Но вот мы, люди современности, бессмысленно повторяющие эти глупости, выглядим смешно и жалко.
Поэтому АнтиТренинг начинается не с отношений, а с базовых особенностей человеческого мозга и мышления. Чтобы научиться выстраивать отношения, мы должны понимать, как мыслим, воспринимаем и оцениваем других людей.
В данной главе я собрал и представил в доступной форме наиболее значительные открытия нейробиологии, без знания которых невозможно понимание фундаментальных аспектов отношения между мужчинами и женщинами. В последующих главах мы ещё не раз будем возвращаться к ним, иллюстрируя конкретными примерами.
1. НАША ИСТОРИЯ
116 – 85 миллионов лет назад (примерно) возник один из наиболее прогрессивных отрядов млекопитающих – ПРИМАТЫ.
7 миллионов лет назад (примерно) в отряде приматов появилось семейство – ГОМИНИДЫ.
2,5 – 2,8 миллиона лет назад (примерно) в семействе гоминид появился род – ЛЮДИ (лат. Homo).
300 000 лет назад (примерно) в роде Люди появился вид – Человек разумный (лат. Homo sapiens), мы с вами.
6000 лет назад (примерно) наши предки основали первые цивилизации-государства Древнего мира и начали создавать миф о человеке…
2. ТРИЕДИНЫЙ МОЗГ
В 1950-ых годах американский ученый Пол Д. Маклин1 предложил концепцию триединого мозга: древний мозг (мозг рептилии), средний мозг (лимбическая система) и неокортекс (кора больших полушарий). Она даёт достаточно упрощённое, но зато весьма наглядное представление о мозге.2
Древний (рептильный) мозг – самый старый участок мозга, возрастом более ста миллионов лет. Это наш «внутренний зверь», действующий по принципу: «Бей, беги или замри!». Он отвечает за простейшие функции организма (дыхание, сон, циркуляцию крови) и инстинкты: самосохранение, размножение и стремление к иерархии. Он оказывает фундаментальное влияние на наше поведение: охрана территории, агрессия, следование шаблонам, конкуренция за власть и доминирование. Его главное назначение – защита от окружающего мира, полного опасностей. В нём живут наши базовые страхи и инстинкты.
Средний мозг (лимбическая система) – более молодой отдел мозга, возрастом примерно пятьдесят миллионов лет. Основные функции – формирование эмоций и мотиваций, сложных форм поведения (например, пищевого и полового), памяти и обучение, регуляция циркадных ритмов (сон и бодрствование), и другие.
За миллионы лет совместного существования древний мозг и лимбическая система научились работать в плотной связке. Именно они ответственны за поддержание гомеостаза (равновесия в организме), с которым связано наше желание всегда находиться в зоне «комфорта» – безопасность, однообразие и постоянство. Они не способны прогнозировать будущее, и всегда сфокусированы на моменте «сейчас». Их стратегия – делать то, что уже делал, то есть постоянно повторять алгоритм привычных действий и держаться подальше от всего нового.
Неокортекс (кора больших полушарий) – самая молодая структура мозга, возрастом примерно два с половиной миллиона лет. Это то, что мы называем рассудком: размышления, воля и дисциплина, визуализация (создание образов), прогнозирование будущего и целеполагание. Именно здесь находится сознание – наше «Я».
Итак, инстинкты сформированы в древнем мозге, лимбическая система преобразует их в эмоции и создаёт мотивации, для регуляции поведения по принципам «хорошо-плохо» и «свой-чужой», а неокортекс – это торможение инстинктов и эмоций, и реализация их в приемлемой форме с помощью разумного поведения и планирования. Все три отдела находятся в постоянном взаимодействии и уравновешивают друг друга.
Теперь вы понимаете, что эмоции и рассудок – производные мозга, а популярный в массовой культуре «конфликт ума и сердца» – не более чем красивая метафора, не отражающая истинного положения дел. Зародилось это заблуждение больше двух тысяч лет назад, благодаря древнегреческому философу Аристотелю3, ошибочно полагавшему, что человек мыслит сердцем, а мозг служит лишь для охлаждения организма (наподобие вентилятора). Из его работ по биологии оно и перекочевало в массовую культуру, и прижилось в общественном сознании.
3. ЗЕФИРОВЫЙ ТЕСТ
В конце 1960-х – начале 1970 годов психолог Уолтер Мишел4 провёл серию исследований отсроченного удовольствия, названных «зефирным тестом». В ходе эксперимента четырёхлетним детям давали по кусочку зефира и предлагали: съесть его сразу, либо подождать пятнадцать минут и получить ещё один. Кто-то тут же набрасывался на лакомство, а кто-то смог удержаться и получил вторую зефиринку…
В последующие годы Мишел наблюдал за тем, как сложилась жизнь участников эксперимента, и обнаружил, что у поддавшихся искушению уровень стресса, зависимостей и эмоциональных проблем в среднем был намного выше, чем у тех, кто, смог продержаться.
Таким образом, разная степень развития неокортекса – одна из базовых причин эффективности одних людей, и неэффективности других. Это не пустые слова, а данность.
Известно немало случаев, когда повреждения неокортекса приводили к потере контроля над эмоциями и полностью меняли жизнь человека:
1. Печально известна история американского строителя Финеаса П. Гейджа, получившего травму мозга в 1848 году при проведении взрывных работ. Металлический стержень пробил ему голову, в результате чего молодой человек потерял значительную часть лобной доли левого полушария головного мозга. Гейдж выжил, но травма коренным образом повлияла на его поведение. Из дисциплинированного, вежливого и целеустремлённого он превратился в несдержанного и агрессивного. Повреждённый неокортекс утратил возможность тормозить работу древнего мозга и лимбической системы.
2. Ещё один похожий случай произошёл с пресс-секретарём президента США Рональда Рейгана – Джеймсом Брэди. 30 марта 1981 года во время покушения Джона Хинкли на Рейгана, Брэди был ранен в голову, пуля повредила лобную долю мозга. Последствия: паралич тела и изменение личности – он стал очень эмоциональным. В одном телевизионном интервью Брэди признался, «что, когда ему становится печально, он может начать неконтролируемо плакать, а когда слышит что-то немного смешное, то способен смеяться так, будто это самая остроумная вещь, которую он слышал в жизни».
Существует и множество других похожих фактов, правда, история не сохранила точных данных о дальнейшей жизни пострадавших. Так, например, знаменитая картина неизвестного немецкого художника XVI века «Портрет Грегора Бачи» изображает венгерского дворянина, раненого копьём в голову (вошло через глаз и прошло сквозь череп) в битве с турками. Информации о последствиях ранения нет, но предполагается, что на момент создания картины Бачи был жив.
4. СОЗНАНИЕ И МОЗГ
Люди привыкли считать, что мыслят с помощью своего сознания (наше «Я»), и ставят знак «равно» между ним и мозгом. А ещё они любят разграничивать своё «Я» и тело, дескать, есть оболочка и отдельно существующее сознание. На деле всё иначе…
Наше сознание – лишь незначительная производная мозга. Не мозг «наш», а мы «его»!
В 1979 году американский психолог Бенджамин Либет5 провел знаменитый эксперимент «о свободе воли». Перед участниками ставили циферблат, на котором вращалась световая точка, к запястью и голове подключали датчики, фиксирующие сокращения мышц и электрическую активность мозга. Испытуемым предлагалось по желанию пошевелить рукой и, пользуясь циферблатом, запомнить это время. Анализ результатов эксперимента показал, что решение пошевелить запястьем принималось ими на доли секунды раньше, чем осознавалось!
Это произвело эффект разорвавшейся бомбы и вызвало ожесточённые споры в научном сообществе по поводу наличия у человека свободы воли, так как многие посчитали, что данные эксперимента свидетельствуют об её отсутствии. Однако, это не совсем так. Либет доказал, что решения сначала создаются мозгом (бессознательной частью), а потом передаются в сознание, которое может исполнить их или наложить вето.
Итак, мыслит мозг, а сознание лишь обрабатывает и выполняет, или не выполняет («зефирный тест») сформированные им решения.
Вот ещё один пример. Скорость обработки мозгом звукового сигнала выше, чем зрительного, но здоровые люди этого не замечают, потому, что он создаёт цельный образ – синхронизирует звук и картинку, и только после этого передаёт его сознанию.
Наше «Я» – небольшая часть мозга, необходимая ему для выполнения отдельных функций.
Всё ещё сомневаетесь? Тогда попробуйте объяснить диссоциативное расстройство идентичности (множественность личности), когда у больного вместо одного появляется сразу несколько своих «Я».
Конец ознакомительного фрагмента.