Вы здесь

Анимация и мультимедиа между традициями и инновациями. Материалы V Международной научно-практической конференции «Анимация как феномен культуры». 7-8 октября 2009 года, Москва. M.А. Нестерова, К.А. Спицына. Стиль «стимпанк» в эстетических образах...

M.А. Нестерова, К.А. Спицына

Стиль «стимпанк» в эстетических образах Хаяо Миядзаки

Каждый анимационный фильм японского мультипликатора Хаяо Миядзаки представляет собой особый мир, наполненный яркими по своей выразительности и смысловому содержанию образами. Эти фильмы отражают понимание целостности мироздания, присущее не только автору, но и всей традиционной японской культуре.

В ряду многих анимационных фильмов X. Миядзаки, заслуживших мировое признание, выделяются «Небесный замок Лапута» (1986) и «Шагающий замок Хаула» (2004), для которых характерна стилистика «стимпанка».

«Стимпанк», зародившейся в 80-е годы XX века на базе эстетических образов викторианской Англии и художественных принципах эклектики, распространяется в современном визуальном искусстве, в том числе и анимации, как стилистика направления фантастики, моделирующая альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика.

Стиль «стимпанк» играет большую роль в формировании образов героев, среды действия и построения сюжета этих фильмов X. Миядзаки. «Стимпанк» становится эстетическим инструментом раскрытия тем, которые являются ведущими для работ X. Миядзаки, начиная с раннего периода творчества: экология и проблемы развития цивилизации, добро и зло, война и мир, взаимоотношения прошлого и будущего, детство и взросление. В этом заключается суть послания-предупреждения, с которым обращается X. Миядзаки в своих работах, говоря художественными средствами об опасности всеобщего уничтожения, апокалипсиса и необходимости бережного отношения к жизни и природе.

Место действия фильмов «Небесный замок Лапута» и «Шагающий замок Хаула» не имеет четкой географической привязанности и временного определения, образы главных персонажей альтернативны исторической действительности. Однако, благодаря используемой X. Миядзаки стилистики «стимпанка», в эстетическом образе фильма ясно прослеживается ассоциация с викторианской Европой второй половины XIX века.

Напомним, что викторианская эра характеризовалась синтезом мировоззрения аристократического и буржуазного слоев общества. Она соединила прагматически ориентированную предпринимательскую идеологию с ценностями либерализма, свободы, терпимости, гуманизма, протестантские этические добродетели (умеренность, бережливость, воздержание, скромность и пр.) с аристократическими романтическими идеалами бескорыстия, рыцарства и служения обществу, сформированными еще в средние века. Это был период «романтического» капитализма, эпоха «самодовольного оптимизма», когда Англия признавалась «мастерской мира» и вызывала восхищение нарастающей индустриализацией.

Концепция «стимпанка» в упомянутых выше анимационных фильмах проявляется в эстетических образах, созданных X. Миядзаки, которые представляют собой модель мира, содержащую предупреждающие человечество тревожные сигналы. С одной стороны, в фильмах романтизируются характерные черты, присущие эпохе промышленной революции в Англии второй половины XIX века, а с другой – расставляются акценты на потенциальной опасности, которую несет в себе технической прогресс.

Отличительные черты стиля «стимпанк» в этих анимационных фильмах представлены интенсивно развивающейся промышленной городской средой, «викторианскими» образами героев и укладом их жизни, использованием фантастических видов техники, часто основанной на паровых технологиях, специфическим сочетанием реальности и вымысла. Назревающая конфронтация человека, техники и природы подчеркивается комбинированием контрастных сцен индустриального городского пейзажа, жестоких битв и идиллической естественности природы. Агрессивность техногенного общества, несущего разрушения, усиливается в фильмах технической гигантоманией: огромные аэродинамические аппараты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские роботы, чудовищного вида механизмы. Деструктивность общества подчеркивается образами и действиями персонажей (например, Муска), движимых гневом, тщеславием, алчностью и завистью.

Стилистика «стимпанка» выбрана X. Миядзаки в качестве художественно-эстетической основы образов анимационных фильмов именно для того, чтобы усилить контраст взаимосвязи вечной, первозданной красоты природы и технологий, несущих гибель цивилизации, изобразить общество, которое оказалось на краю нравственной и экологической пропасти, утратив целостность восприятия мира.

В анимационной ленте «Небесный замок Лапута» прослеживаются многие характерные черты эстетики «стимпанка», которые подчеркивают значение пространственно-временного деления действия и смыслового наполнения сюжета. В данном случае концепция «стимпанка» выступает как активный протест против техногенного общества.

Важен в этом смысле образ замка-острова Лапута, соединивший в себе черты прошлого, настоящего и будущего. Индустриальное «стимпанковское» прошлое острова-замка Лапута изображается в начале фильма в отдельных рисунках – вставках. В самом фильме Лапута – парящий над облаками остров-замок, ставший образом исчезнувшей цивилизации, безлюдного мира, свидетельством остатков высокотехнологичного общества, в котором в ходе развития был утрачен баланс между экологией и технологией. Остров состоит из двух частей: нижняя темная сфера – хранилище невероятных технологий и верхняя – живой лес и парк. Символично то, что в конце фильма технологическая пристройка погибает, а остается только первозданность, которая возносится высоко в небо, как можно дальше от бессмысленных разрушений и погони за выгодой.

Корни, тянущиеся от острова-замка Лапута вниз, как бы проводят связь с тем, что когда-то было пережито на Лапута, но еще является реалией для других, чья повседневность – индустриальный мир. Например, для Пазу. Этот мир представлен в фильме с использованием такого характерного «стимпанковс-кого» элемента, как огромный шахтерский город: фабричные трубы, многоуровневые железнодорожные развязки, грязное зловещее подземелье и заброшенные угольные шахты, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, узкие улочки, механизмы, покрытые маслом и сажей, которые извергают дым, пар, искры, грохочут, лязгают, свистят и взрываются.

События анимационного фильма «Шагающий замок Хаула» погружают в тот мир и в то время, когда общество уже давно освоилось с паровыми технологиями, используемыми наряду с магией и чудесами. Для того мира также характерны черты, присущие эстетике «стимпанка»: атмосфера шумной жизни,

с характерным для эпохи фабричного строительства городским пейзажем и резким социальным расслоением, джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах, разъезжающие в паромобилях или передвигающиеся с помощью летательных аппаратов-повозок.

Замок Хаула – один из главных образов фильма, выполненный в стилистике «стимпанка». Замок представляет собой движимое паром фантастическое сооружение из листового металла медно-бронзового цвета с огромными заклепками, кусочками дерева, подчеркнуто неуклюжими конструкциями и рычагами. Замок, шумно поскрипывая и позвякивая, передвигается, торжественно переставляя свои ноги-опоры, то быстрее, то медленнее, иногда делая остановки.

Образ замка в фильме может быть трактован как модель мира, являющегося частицей большого космоса, который допускает взаимопроницаемость, отражающую универсальный закон соединения разнородных элементов – живое и неживое, неизменное и изменчивое, – во взаимодействии достигающих равновесия.

Нечеткий интерьер замка, его обитатели, дверь, открывающая выход в разные пространства, – все это представляет собой переплетение различных пластов, смещение реального и нереального, трансформацию прошлого, настоящего и будущего в континиум жизни и опыта.

Атмосфера замка – это смешение настроения домашнего пространства, уютного семейного очага с мотивами хаоса и тревоги, связанными с заточением и преследованием.

Стены замка являются границей, которая отделяет одну действительность от другой. С одной стороны, замок – это убежище от невзгод внешнего мира, в котором прячутся волшебник Хаул, Софи, демон-огонек Кальцифер, бабуля – ведьма Пустоши, маленький помощник Маркл, собачка Хин. С другой стороны, замок – символ ограниченности, показывающий, что все живое находится в созданной человеком искусственной оболочке, а сам человек, погруженный в современную среду, теснится, ощущая свою хрупкость в лабиринте громоздких технических конструкций.

Уникальность образа замка состоит еще в том, что X. Миядзаки наделил его душой и способностью по-своему сопереживать героям фильма – замок в течение фильма то разрушается, то восстанавливается, в зависимости от жизненных перипетий его обитателей. Эти перемены, происходящие с замком, являются выражением в художественной форме постоянно движущегося, изменяющегося и развивающегося мира. Кроме того, это своеобразный символ, говорящий о том, что развитие техники и цивилизации находится в руках человека, который может направить их по своему усмотрению.

«Стимпанк» в работах X. Миядзаки является своего рода ностальгическим мотивом и призывом к доброму прошлому. Многие элементы, например, связанные с изображением технических артефактов, выводят эстетику фильмов за пределы стиля «стимпанк» и расширяют ее до эстетики художественного направления «ретротехнофутуризма».

«Стимпанк» как стиль современного визуального искусства в анимационных фильмах X. Миядзаки изображает состояние цивилизации, в которой еще не перейден критический рубеж и не нарушен хрупкий баланс разумного сосуществования природы и технологий. В этот момент еще можно задать вопрос, для нас сейчас особо актуальный: где разумный предел развитию техники, и служит ли она созиданию и поддержанию корней человеческого существования, естественной среды обитания или разрушению?