Вы здесь

Андрей Туполев. Какие труды, такие и плоды (А. Л. Нурмухаметова, 2016)

Какие труды, такие и плоды

Самолет-разведчик, который заказала Красная Армия, получил название АНТ-3 (Р-3). Начиная с этой машины, Туполев взял в привычку строить сначала деревянный макет самолета и по нему уже вносить коррективы. Он считал, что такой подход экономит много времени и средств.

Сотрудники КБ Туполева работали не покладая рук. АНТ-3 был с таким же фюзеляжем, как у АНТ-2. Мощность мотора – 400 лошадиных сил. Летчик-испытатель В. М. Филиппов хвалил самолет: «На этой машине и в Европе кататься можно», – говорил он. Но вскоре специалист погиб (он испытывал деревянный самолет, построенный другой фирмой). Туполев был потрясен новостью. Он всегда тяжело переживал, когда что-то трагическое случалось с его коллегами.

Вскоре начались государственные испытания нового самолета. Летчик Громов внимательно осмотрел машину и настоятельно рекомендовал установить мотор мощнее. Туполев был требователен к себе, но все же резко реагировал на любую критику от других людей. Тем не менее к совету Громова он прислушался. Когда все было готово, Туполев показал АНТ-3 Громову. «Отличная машина!» – воскликнул он радостно. «Отличную машину» назвали гордым для того времени именем – «Пролетарий».

АНТ-3 настолько понравился специалистам, что они загорелись побить рекорд Аррошара, француза, пролетевшего за три дня более 7 тысячи километров.

Параллельно готовясь к перелету, конструкторская бригада Туполева готовила еще и первый в мире цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан ТБ-1 (АНТ-4). Эта машина долгие годы обороняла нашу страну и приносила пользу хозяйству. Сам Ф. Э. Дзержинский, известный в СССР политический деятель, отправил Туполеву благодарственное письмо, в котором поздравлял конструктора с таким блестящим творением. На ТБ-1 были установлены два мировых рекорда по продолжительности полета с грузом, совершены десятки выдающихся перелетов. Андрей Николаевич гордился этой машиной и считал ее одной из лучших.

За ТБ-1 сотрудники ЦАГИ получили высокие премии. Самой большой был удостоен, конечно же, Туполев. Обделили вниманием только отдел бухгалтерии. Узнав об этом, щедрый и справедливый Андрей Николаевич достал из бумажника деньги и попросил передать их бухгалтерам.

Но даже хвала таких людей не расслабляла Андрея Николаевича. Впереди – рекордный перелет на АНТ-3, к нему нужно тщательно подготовиться. Нужно контролировать работу на металлургическом заводе в Кольчугине, выполнять новые заказы на аэросани и торпедные катера. Туполев не только делал свою основную работу, но и успевал читать лекции в МВТУ, посещать театр, следить за новинками литературы и изучать авиацию других стран.

Предстоящий перелет был делом особой важности. За попыткой побить рекорд всемирно известного пилота будут наблюдать во многих странах. За границей тогда считали, что науки в России нет. Туполев должен был доказать миру, «…что может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать».

Андрей Николаевич понимал: летчик должен быть первоклассным. Ему, летчику, доверит он свою машину, плод многодневных усилий. Хороший пилот покажет самолет с лучшей стороны, а неопытный может погубить машину. Но и Андрею Николаевичу есть из-за чего волноваться – от качества его машины будет зависеть жизнь летчика.

Конец ознакомительного фрагмента.