Глава 2. Past Simple и Past Continuous
Как легко отличать одно время от другого, опираясь на русский язык? Очень просто – past simple переводит глаголы совершенного вида (что сделал? Прочитал книгу), а past continuous – несовершенного (что делал? Читал книгу).
Важно учитывать, что различие между этими двумя временами проводится по принципу: «результат» – для past simple и «процесс» – для past continuous. Протяженность действия действительно играет решающую роль при выборе формы Past Continuous. Если в предложении есть указание на период времени, в течение которого длился процесс, это требует от нас использования продолженного времени. Например, I was doing my homework from five to six. Либо I was doing my homework all evening. Однако с такими предложениями следует быть особенно внимательными. Если есть указание на конкретный момент завершения действия, то нужно использовать Past Simple, например I finished my homework at six («Я закончил работу в шесть»). Если же подразумевается продолжительность, то необходимо использовать Continuous: At six I was finishing my homework («Я заканчивал домашнюю работу в шесть»).
Нередко эти два времени встречаются в одном предложении, когда какой-либо процесс был прерван единичным действием. Например, I was cooking dinner, when he called («Я готовил ужин, когда он позвонил»). Past Continuous так используется для описания временных ситуаций в прошлом (I was working as a waiter last summer – «Я работал официантом прошлым летом»).
Не забывайте, что при использовании state verbs (глаголов состояния, передающих чувства и эмоции) Past Continuous не используется.
Итак, подведем итог.
Past Simple используется для
• описания результата одного действия в прошлом (I cooked dinner yesterday – «Я приготовил ужин вчера»);
• описания череды действий в прошлом (I came home and went to bed – «Я пришел домой и пошел спать»).
Формула построения:
Либо, при наличии глагола to be,
Past Continuous используется для:
• описания процесса, который происходил в прошлом (I was cooking dinner);
• описания временной ситуации в прошлом (I was working in the USA last summer).
Формула построения:
Упражнения
Translate into English
Упражнение 1
Я покупала новый будильник, когда увидела вора. Я только что заплатила за свои часы и, когда повернулась, увидела женщину в возрасте, которая медленно опускала серебряную тарелку в сумку, которую она несла. Затем она прошла к противоположной стороне магазина и взяла дорогие часы. Она думала, что никто на нее не смотрит, и бросила их в сумку. Прежде чем я смогла сообщить об этом полиции, она заметила, что я за ней наблюдала, и заторопилась к выходу. К несчастью для нее, мимо как раз проходили два полицейских, и она наткнулась прямо на них.
Упражнение 2
1) Я читал в это время вчера.
2) Я вчера прочитал три книги.
3) Я вчера ходил в кино.
4) Я вчера шел в кафе, когда увидел друга.
5) Она работала с документами весь день.
6) Он писал письмо весь вечер.
7) Я закончил работу в шесть.
8) Что ты делал вчера вечером?
9) Где ты был вчера?
10) Когда я путешествовал по Европе, я купил много подарков для семьи.
11) Мы купались в реке, когда начался дождь.
12) Они пили чай, когда я пришел домой.
13) Когда я зашел в класс, они уже делали упражнения.
14) Они собирались выходить, когда вспомнили, что забыли билеты.
15) Когда я встретил Тома, он шел в магазин.
16) Где ты провел прошлые выходные? – Я ходил по магазинам.
17) Луна светила, и ночь была теплой и приятной.
18) Они казались очень приятными людьми, и мы болтали весь вечер.
19) Что ты делал, когда это произошло?
20) Они меня пригласили, и я с радостью согласился.
21) Он потерял ключи, когда бегал в парке.
22) Она писала отчет, когда я ушел на встречу.
23) Мы разговаривали, когда он позвонил.
24) Я не слышал, что он сказал.
25) Я слушал музыку, когда вспомнил, что должен позвонить ей.
26) Доклад был такой скучный, что он засыпал все время, пока слушал.
Упражнение 3
1) Рано утром я проснулся и посмотрел на просыпающийся город. Солнце светило, и кто-то разговаривал во дворе.
2) Он смотрел вслед удаляющемуся поезду, пока он окончательно не исчез из виду. Он начал идти очень быстро, чтобы согреться, в сторону города.
3) Они предложили тебе работу?
4) Они разговаривали о погоде и планах на лето.
5) Он задал много интересных вопросов.
6) Он рассказал брату о том, чем занимался в его отсутствие.
7) Я читала книгу, когда он позвонил.
8) С трех до пяти мы занимались в библиотеке.
9) Я шел по дороге, когда увидел ее.
10) Солнце уже садилось, когда я дошел до деревни, которая была всего в нескольких милях от моего родного города. Рабочий день был окончен, и все жители деревни возвращались домой. Я подошел к группе людей и спросил, могу ли я найти место в деревне, чтобы переночевать там. Один старый человек согласился помочь мне. Он взял меня с собой в свой дом, который находился в конце улицы. Огонь уже горел в печи, когда мы зашли в дом, а хозяйка готовила ужин. Две девочки что-то собирали в саду. Хозяин предложил поужинать с ними. Они казались очень приятными людьми, и мы болтали весь вечер. После ужина мы вышли в сад, погода была теплой, и луна уже ярко светила. Мы еще долго гуляли, прежде чем наконец легли спать.
Упражнение 4
Тетя Полли надеялась, что Том сдержит обещание и не будет больше пропускать занятия. Но на следующий день она узнала, что он опять прогулял. «Том, ты хочешь, чтобы я тебя наказала?» – сердито сказала тетя Полли.
Тетя Полли решила наказать Тома и послала его белить забор. Том сначала работал очень медленно, но когда он заметил, что к нему приближается Бен, он притворился, что работа доставляет ему удовольствие. «Что ты делаешь, Том»? – спросил Бен. «Разве ты не видишь? Я белю забор. Это очень интересная работа». – «Правда? Дай мне кисть на минутку. Я тебе дам откусить от своего яблока, если ты мне позволишь». – «Извини, Бен». Бен сказал, что отдаст Тому все яблоко, если тот даст ему кисть. Том неохотно согласился. И пока Бен белил забор, Том сидел в тени и ел яблоко.