Вы здесь

Анатомия победы. Книга-тренинг. Поможет вам открыть скрытые способности вашего сознания и создаст понимание, как побеждать в любых условиях. Глава 5. Психология межличностного боя (Сергей Лысов)

Глава 5. Психология межличностного боя

Бизнес – это не просто экономика. Бизнес – это психология, которая обернута в экономику!

Поэтому, мы разберем в этой главе как бы не бизнес-вопросы. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что бизнес строится при помощи внутренней силы. Отраслевая компетентность – это нужная вещь, но сам бизнес не будет создан без горючего (внутренней силы). Тому, кто решил стать на этот путь, нужно знать, «куда» уходит внутренняя сила, как вести «бизнес-бои», сохраняя главную ценность, которая, по сути своей, не имеет стоимости – внутреннюю силу.

Кроме того, вы можете заметить, что бизнес – это всегда коммуникация, социальные и межличностные отношения, которые на самом деле выглядят не так уж и безобидно. Именно поэтому глава называется Психология межличностного боя.

Мы уже говорили, что жизнь без побед выглядела бы довольно скучным зрелищем, а в бизнесе без побед в принципе обойтись невозможно, или это не бизнес. Но мы уже знаем, какой ценой достигается победа (об этом мы говорили в главе 6). В этой связи возникает резонный вопрос: как привести к общему знаменателю такое противоречие? Как действовать, чтобы побеждать этично, не заставляя соперника проигрывать?

Такой метод или принцип изложен ниже. В его основе – практика мистического боевого искусства тайцзицюань.

Да, нам известно, что эта боевая практика улучшает здоровье и настроение (жизненный тонус), но, по своей сути, тайцзицюань – это все же боевое искусство (контакт с телом). Данный тезис позволяет заметить некую дисфункцию, а именно: отсутствие надобности в применении тайцзи как боевого искусства в современном мире. Ситуация похожа на обладание приемами с ножом, которые применять, по сути, негде. Война? Но настоящая война – это, скорее, случай для сегодняшнего времени, чем образ жизни.

Именно такой вывод навеял идею практического применения тайцзицюань в реальной жизни и, конечно, в бизнесе что, в свою очередь, вывело на идею создания для делового человека некоего специального «игрового поля» достижения этичных побед, а не тех «побед», которые воспринимаются большинством людей, когда они начинают создавать свой бизнес. Причем, я никак не могу назвать предлагаемую игру тем, что каждый из нас подразумевает под словом «игра» в обычном его понимании. Поэтому слово «игра» в контексте данной работы будет браться в кавычки («игра»). А сложность или даже трудность этой «игры» мне даже сравнить не с чем, настолько она высока. В сущности, слово «игра» означает Жизнь! Это синоним, а не метафора.

Выше уже было сказано, что кроме такой стоящей функции в практике тайцзицюань, как улучшение здоровья и настроения (жизненного тонуса), я попытался найти применение тайцзи еще в одной сфере нашей жизни, которая, как показывает реальность, является чуть ли не самой обширной среди прочих. Речь идет о межличностном и социальном конфликте, в которой бизнес занимает ведущее место. Эту тему я назвал так: «Психология межличностного боя», подразумевая, в первую очередь, применение принципов победы, изложенных в предыдущей главе данной книги. Иногда я буду ссылаться на тайцзиюань как на базу в процессе межличностного конфликта, поскольку такое явление, как Победа в межличностном конфликте и в тайцзицюань имеют одни и те же этические принципы и корни.

К сожалению, или к радости, эта жизнь представляет собой один сплошной конфликт. Причина его – желание победить без понимания этики боя и этики победы. Само же слово «бой» применимо к нашей жизни не только в прямом, но и в переносном смысле.

Определение понятия бой в современном мире сегодня выглядит так.

Бой – организованное вооруженное столкновение, ограниченное на местности и во времени. Представляет собой совокупность согласованных по цели, месту и времени ударов, огня и маневра войск (сил). Источник: Википедия.

Если перенести это определение на смысл любого межличностного конфликта, то все элементы определения остаются такими же:

– бой как вооруженное столкновение – это совокупность методов и приемов столкновения, которые в межличностных конфликтах сегодня часто называют «психологическим айкидо»;

– бой как столкновение, ограниченное пространством и временем, поскольку столкновение людей и групп всегда происходит в определенном месте и времени;

– бой как совокупность согласованных по цели ударов. Но для межличностных отношений – это удары в качестве специальных пси-приемов и задействование специальных психических сил.

Получаем такой феномен – психологический тайцзицюань, который наиболее точно отражает стиль управления боем в межличностном конфликте, который вряд ли в этой жизни возможно избежать. Но без побед ведь совсем плохо!

Сказать по правде, применяющие тайцзи в жизни или его принципы в межличностном конфликте, являются истинными мастерами. Почему? Потому что, как и в классическом боевом искусстве, Мастер тайцзи, прежде всего, умеет тушить конфликт еще в зародыше, а не пользоваться поводом для его развития – в смысле доведения боя с противником до его полного поражения.

Если Мастер не смог потушить конфликт словом (не применил психологию – принципы тайцзи), значит, он не Мастер или это уже война. А возникновение войны всегда вне контроля Мастера. Война – как буря, она не застигает Мастера врасплох, хотя ее и нельзя предотвратить. Но в этом случае мы можем увидеть отсутствие намерения победить. Война – это вынужденно.

Поэтому истинный Мастер всегда нацелен на поиск симптомов войны. Зачем? Как говорил Макиавелли: «Хочешь мира – готовься к войне». Повторю: поиск симптомов войны и намерение ее потушить в зародыше – это признак мастерства тайцзи как для боя в телесной схватке, так и в межличностном конфликте. Межличностный и социальный конфликт сегодня – это, скорее, среда жизни, чем определение раздела психологии.

Термин «психологический тайцзицюань» – это не метафора. Этот термин раскрывает, скорее, суть самой жизни. Ведь мы же не думаем, что жизнь – это место, похожее на утробу матери. Нет, жизнь очень похожа на уличный бой. Жизнь – это, в первую очередь, межличностный конфликт (групп или людей). Ссора супругов, партнеров, ТОП-ов внутри компании, противостояние политических партий или конкуренция в бизнесе – все это межличностный конфликт. Но этот конфликт всегда имеет зародыш. Так вот, Мастер – это тот, кто управляет конфликтом именно в зародыше. Добиться такого искусства – задача жизни. Но нам ведь нужно знать, как выглядит цель этой жизни.

Часть 1. Вступление

Как уже было отмечено выше, в основе нашей жизни (физической реальности) лежит главный фактор – удар. Тайцзи, кстати, переведется как «Кулак Великого Предела». Так вот, жизнь была бы не жизнью, если бы в ней не было этого феномена (удара). Тайцзи не существует без кулака, жизнь – без боя, а значит, без победы. Именно удар создает конфликт. Дорожно-транспортное происшествие, падение человека в воду с большой высоты или удар хулигана в живот – это все удары. Но удар существует и в межличностных отношениях.

Уда́р – толчок, кратковременное взаимодействие тел, при котором происходит перераспределение кинетической энергии. Часто носит разрушительный для взаимодействующих тел характер. В физике под ударом понимают такой тип взаимодействия движущихся тел, при котором временем взаимодействия можно пренебречь. Источник: Википедия.

Удар всегда носит разрушительный характер для взаимодействующих тел. Кто здесь победил? Очень трудно найти ответ на этот вопрос, поскольку удар по психике ведет к разрушению, и это лишь вопрос времени. Не лучшая стратегия для победы.

Если два тела столкнулись, то разрушение неминуемо, и вопрос лишь в степени этого разрушения. В межличностных отношениях сталкиваются прежде всего личности (психики). Но фактор разрушения личностей от этого не исключается. Психический удар может разрушить личность так же сильно, как тело. Проявляется это, прежде всего, в возникновении стресса – психического напряжения, которое, по сути, делает главное свое «черное» дело – накапливает психический заряд. Ведь что такое срыв, который каждый из нас знает? Это накопленный психический заряд, который потом выбивает осознание из своего осознанного состояния под названием «Я есмь». Суть пси-напряжения – вытолкнуть личность из духовного равновесия. Личность поражена – тело и ум бесполезны.

Каждый из нас помнит случаи, когда он попадал в ступор, или другие формы отключения волевых признаков, из-за чего не мог делать дело (выступать с трибуны, драться, находить выход из трудного положения, не кричать на ребенка). Мышление в этот момент начинает давать сбой, анализ невозможен, разум выбит из своего нормального состояния. Все это – признаки удара, только психического.

Так мы начинаем хотеть победить как животное – любой ценой. В какой-то момент такое явление в нашей жизни как война становится вполне обычным делом. Ну и планета!

Таким образом, для профессионала важно знать не только этические принципы (мы их обсудили в пяти частях книги) и не только телесные приемы (как в тайцзи), но и некие приемы из разряда психологии межличностного конфликта. Зачем? Чтобы: а) уметь предотвращать межличностный конфликт; б) защищать свою психику в межличностном конфликте; и в) иметь «игровую площадку» для получения побед (и об этом данная глава).

Как оказывается, разрушение психики происходит не только в физической схватке. Особенно это касается современного мира, в котором удары все больше и больше проявляются ударами по психике, а не по телу.

Итак, что лежит в основе управления межличностным конфликтом в контексте обладания «игровой площадкой» для побед?

Если в основе тайцзицюань лежит принцип поглощения удара, то в основе межличностного конфликта лежит этот же принцип – поглощение ментально-эмоционального выпада человека. Но что мы видим на самом деле, когда наблюдаем за людьми? Мы видим, как они бьются, подобно горным баранам, которые сталкиваются на высокой скорости своими лбами. Местом сталкивающихся частей в межличностном конфликте является психика человека, а ударом – ментально-эмоциональный импульс (мысль + эмоция).

Я как-то стоял на подножке автобуса во время остановки и не заметил женщину, которая собиралась выйти. Я, по сути, препятствовал ей это сделать. Ее импульс выглядел так: «Мужчина, и что вы тут стоите как дерево? Разуйте свои глаза!» Сказано это было с агрессией, и я почувствовал сильный удар по психике (возникло неприятное состояние). Именно такое состояние и превращает нас в животных, неспособных в такие моменты мыслить, творить, находить креативные решения. Если это состояние (в моем примере) не погасить, то управление окружением (бизнес, семья, соседи, прочее) становится маловероятным.

Конец ознакомительного фрагмента.