Вы здесь

Анатомия «ВзрывПакета». Секреты информационного взрыва. 5 частей информационной бомбы (Р. М. Масленников, 2013)

5 частей информационной бомбы

Основные и компенсирующие действия

Как альтернатива блогам, и как, в принципе, может быть дополнение к ним – собственно, концепция «ВзрывПакета». Что это такое? Ну если коротко, то «ВзрывПакет» – это пять составных частей.

Это новость, какая-то идея (формулу идеи я тоже чуть позже скажу).

Второе – это посев этой идеи, то есть гарантированные вещи на определенных местах все-таки нужны.

Третье – это посев в блогах, то есть вывод записи в ТОП-ЗО. Вот это основные вещи. То есть: посев в гарантированных информационных агентствах (одна-два, не больше) и посев в блогах – это, в принципе, основа основ, это основные действия.

Есть и компенсирующие действия, которые дополняют «ВзрывПакет», делают его более «взрывным», продолжительным по времени и, в принципе, управляемым. Компенсирующее действие – это комментирование того, что выходит. Ну, грубо говоря, вышла там на «Комсомолке» публикация или на «МК», но не упомянут бренд. Или на «РИА-новостях» сделали фотку, написали, кто этот человек, не написали, от какого он заведения – ну, логично. И тут вступают наши комментаторы. То есть: все, что выходит, они комментируют. «А вот, я знаю этого товарища, я знаю этот клуб, я там был», – в общем, комментарии доделывают то, что не доделано в основном тексте.

Пятое компенсирующее действие – это тема в блогах. То есть: Яндекс, внизу там есть такая штука «сегодня в блогах», и там три события – какие-нибудь пробки, какой-нибудь скандал и какой-нибудь, может быть, фильм, или там еще что-то такое злободневное. В общем, это все, в принципе, дело рукотворное. Туда, в эту тему блогов, можно попасть, проведя специфические интернет-маркетинговые действия. Некоторые еще рассматривают тему в «Твиттерах», то есть главные темы в «Твиттере» – тоже, в принципе, это создает дополнительный ажиотаж.

Ну и, можно делать, можно не делать, шестое – это дополнительные мини-инфоповоды, когда вот действие начинает уже затухать, затухать, затухать, и вы там еще чего-нибудь сбрасываете. Такие, в общем, дополнительные пресс-релизы, но не в том понимании, в котором все знают – на фирменном бланке компании, обратные координаты – не об этом речь! Пресс-релиз здесь понимается как более широкое понимание. То есть: некая новость от любого лица.

Необычный пресс-релиз

Для меня открытие было в книге интересного товарища питерского (тоже попозже я все ссылки дам), что такое вообще пресс-релиз? Ну, естественно, новость на сайте компании, новость на фирменном бланке, разосланная от имени агентства. Но пресс-релизом еще также может являться анонимное сообщение в СМИ от непонятного источника. Звонит человек: «Я очевидец! Блин, тут такое происходит, я вообще фигею! Я это сфоткал, потом вам пришлю, адрес такой-то»,

– всё, кладет трубку. Это может быть звонок не в редакцию, это может быть звонок в правоохранительные органы – в МЧС, в пожарную, еще куда-то.

Еще один вид пресс-релиза – это личное присутствие человека. Человек пришел в редакцию и рассказал там: «Здравствуйте, я такой-то человек, я бабушка, на меня упала сосулька, это пересечение улиц такое-то, такое-то, а фирма, которая мне не помогла, называет так-то». Бабушка пришла в редакцию – это тоже пресс-релиз.

Какая-нибудь общественная организация вчера созданная, секунду назад созданная, или вообще чужая, вы ее называете, там, «Ассоциация водолазов России». От ее имени рассылается релиз (может быть, вы знаете об этом случае), что потеряны часы за двести тысяч евро в Ниве под Чижиком-Пыжиком, и, типа, «Ассоциация водолазов России» разослала эту новость, что мы будем искать, приезжайте все. То есть «Ассоциация водолазов России» к этому отношения не имела. По крайней мере, первые три дня. Потом она приехала, с ней договорились, все окей. Потом она стала официальным спикером всего этого дела. Ну понятное дело, что раскручивалась марка часов в Санкт-Петербурге. Все про этот случай, может быть, слышали, может быть, знают – с международным резонансом раскрутили такую вещь.

И вот компенсирующие поводы в виде таки мини-новостей, соответственно, делаются вот с помощью таких необычных пресс-релизов. Примеры попозже я тоже расскажу на нашем примере, который мы сделали.

Самое главное – идея

Самое главное в этом наборе что? Значит, идея, посев, блоги, Twitter, комментирование, темы в блогах, поддержка мини-новостями – что главное? Очевидно: главное – идея. Как она делается? Как вы выражаете идеи? Вопрос к вам.

Брейн-шторм!

Брейн-шторм – так, еще как?

Первичный анализ какой-то той ситуации, которая есть на данный момент вне каких-то> может быть, сторон, которые идут первично.

Прощупывание почвы!

Да, прощупывание почвы.

То есть: некая аналитика, да? Еще варианты? Может быть, какие-то системы?

Общение со знакомыми, спросить их мнение – тоже аналитика.

Аналитика, да.

Может быть, какие-то ассоциации, с чем это связано, с чем это, может быть, соотнести.

Ну тоже хорошо, да. А какие-нибудь системы родов идей знаете?

Майндмапы?

Ну, майндмапы – это скорее «как записать», а вот как родить?

Как вынашивать идеи?

Моментально! В общем, есть «Джонни, сделай мне монтаж» – это из этой серии, вы знаете, да? Все быстро! Ну, например, система есть такая – ТРИЗ, ТРИЗ-шанс или что-то такое. Она работает на одном простом принципе, там можно потренировать, можно самому выявить: в общем, идея хорошая для раскрутки – это парадокс, некий парадокс. То есть: берем что-то – персону, бизнес, бренд – и придумываем, что, в принципе, может с ним произойти, что никогда вообще бы не произошло. Скажем, вот берем загар. Где можно загорать? Пляж, море, крыша дома. А где нельзя загорать?

На Северном полюсе!

На Северном полюсе можно!

Еще где нельзя загорать, в принципе?

В пещере!

На болоте!

В пещере. Ну, где нет света, имеете в виду? Еще?

Под одеялом, например!

Под одеялом.

В лесу!

В лесу. В холодильнике, наверное, нельзя загорать, да?

На Марсе!

На Марсе – ну, сначала надо долететь.

На работе!

На работе тоже нельзя загорать.

Смотря, какая работа!

В общем, чем невероятнее идея, тем это, скажем, как говорила Света из Иваново, более лучший способ для пиара. То есть, если это пещера и в этой пещере загорают, это повод для раскрутки этой пещеры. Если это в холодильнике, то холодильник там с функцией солярия. То есть, в принципе, чем невероятнее, тем лучше.

Далее составная часть этой идеи, работающей идеи – это повестка дня. То есть: некий парадокс плюс повестка дня, то есть то, что происходит у нас вообще в окружающем мире. То есть, если тот же загар в пещере, то мы здесь приплетаем «К пещере нельзя проехать, потому что Собянин не разгреб снег», например. Или если это загар на работе, а на работе нельзя загорать, то здесь мы вводим какое-нибудь свежее обновление трудового кодекса или еще что-то. В общем, любая повестка дня – открываете Яндекс, ТОП-новости, ТОП-5 с «Ленты» или еще что-то, смотрим, чего происходит. «КоммерсантЪ», «Ведомости» – о чем пишут продолжительное время. Вот какое-то время там писали про митинги, сейчас пишут про «Оборонсервис», до этого писали… вот до двадцать первого декабря про что писали?

Конец света?

Да-да, совершенно верно, конце света, выборы разные. И, собственно, получается что? Объект плюс парадокс плюс повестка дня – получается хорошая идея. Вот один из наших кейсов, который мы сделали для сайта kupoklub.ru был такой: мы думали, что бы такого вообще на сайтах можно продать, да еще и со скидкой? Что не продается?

Совесть!

Совесть не продается.

Слоны не продаются!

Слоны? Почему? Продаются!

Душу!

Небольшое лирическое отступление: я тут в блоге товарища Тимофея (забыл как фамилия), такой известный блогер, провокатор, раньше работал в «Ридусе», сейчас работает под ником ntv.livejournal.com, прочитал – вот, находка! – про сервис Slando – я, типа, сделаю что-то в обмен на что-то.

Обмен знаниями!

Обмен знаниями? Это самый развратный раздел на сайтах…

Да ладно, там нормальное можно найти!

Вот у него подборка такой жести, начиная от того, что мужчина будет жить за то, чтобы быть собутыльником, заканчивая банальным: женщина, машина, iPad в обмен на секс, и заканчивая там вообще какими-то безумными вещами, типа я научу вас играть на скрипке, а вы меня научите какую-нибудь непристойность делать. То есть: такая подборочка в ТОП-10. Я, в принципе, оценил. Не знаю, это был заказ самого Slando или на них кто-то, но явно дело такое… «сфабрикованное» будет неправильно сказать – сделанное! Это сделанная штука! Но это появилось позже.

А какая цель: что-то негативное сделать Slando или позитивное?

Знаешь, смотрится сразу буквально – негатив. Это вот однозначно! Но проходит время, ты забываешь, кто там чего-то на что-то менял. Потом если так где-то щелкает объявление, ты уже думаешь: «Блин, Avito? А, может, Slando, потому что я про них слышал», – и то, что ты слышал про них, забывается в конечном итоге, и когда-нибудь ночью к тебе приходит идея: «Блин, а, можем, мне чего-нибудь на что-нибудь самому поменять?» – и в конечном итоге это оказывается позитивом. То есть: кажется «О, блин, всё! Мы попали». На самом деле, это можно делать и специально, с расчетом.

ПРИМЕР 1. Индульгенции со скидкой

Мы думали, что же можно продавать на сайте купонов, что не продается? Ну мы все учили древнюю историю, историю Рима, всяких церквей…

Индульгенция?

Совершенно верно, индульгенция! То есть индульгенции, в принципе, не продаются – это где-то запрещено, вообще практика католичества запрещает это делать. Но мы нашли новость, где-то она от июля, прошла по ряду православных сайтов, может быть, это даже кто-то готовил какую-то диверсию, но мы, так скажем, использовали ее под себя. То есть: мы увидели, что в какую-то церковь некие паломники приезжали именно за индульгенцией – новость, в принципе, была. Мы взяли эту церковь, мы поменяли там название немножко, мы нарисовали эту индульгенцию, и начали продавать ее со скидками на этом сайте купонов. То есть: индульгенция со скидкой. При этом акция длилась до… началась она в конце ноября. Акция длилась сами догадайтесь до чего!

До конца света!

До конца света, да. И, в принципе, вот эта проходная связка «парадокс + повестка дня» нам дала международный резонанс. То есть: сначала про нас написали все российские информационные агентства, потом написали все блогеры, которые обычно публикуют это платно, но они написали бесплатно, потому что «блин, прикольно». И написали про это итальянцы, то есть сама итальянская пресса об этом написала. При этом проводились какие-то опросы в Беларуси на телевидении, омское телевидение учинило опрос «А вы бы купили индульгенцию?», там целая передача вышла, ну Рен-ТВ, там два репортажа, Москва-24.

Удивительно> если бы Рен-ТВ обошло это. Такая интересная история для них. У них формат такой канала, в принципе.


Да! Москва-24, потом 02-ТВ. Но, в принципе, по центральным каналам по всем новостям это прошло Сейчас если набрать «купоклуб. рф» в Яндексе, или просто «купоклуб» в новостях, там будет такое гигантское количество упоминаний. Если набрать «индульгенция со скидкой», будет в пять раз больше количество упоминаний. То есть, в принципе, акция состоялась благодаря чему? Естественно, все понятно, я все это рассказал…

Итак, самое главное:

Формула информационного взрыва:

«Объект продвижения» (персона, бизнес, бренд) + парадокс + повестка дня

Конец ознакомительного фрагмента.