Вы здесь

Анатолийская мечеть XI–XV вв. Очерки истории архитектуры. Региональные модели восточно-анатолийской мечети в XII в (Е. И. Кононенко, 2017)

Региональные модели восточно-анатолийской мечети в XII в

Прискакав из далекой Азии, подковами прогреми,

К Средиземному морю тянется, как голова коня, —

Наш этот клад,

Наш этот край…

Зубы стиснуты, ноги босые, руки в крови,

И эта земля, похожая на шелковые ковры, —

Наш этот ад,

Наш этот рай.

Назым Хикмет. «Зов»




Дом Великих Сельджуков формально просуществовал до 1194 г., однако распад Сельджукской империи начался уже в конце XI в., после смерти Малик-шаха, наследники которого вступили в ожесточенную борьбу.[109] Ход этой междоусобицы, основной ареной которой стали Хорасан и Сирия, равно как и борьба с исмаилитами и походы султана Санджара против каракитаев и огузов, нас интересовать не будут, – достаточно сказать, что области Анатолии, оказавшиеся далеко от династических интересов Великих Сельджуков, перешли под контроль местных тюркских династий, формально сохранявших вассалитет по отношению к аббасидскому Халифату, но проводивших собственную политику и попеременно усиливавшихся в перманентной борьбе и временных союзах друг с другом, Византией, Зенгидами и крестоносцами.

Наиболее заметным в истории оказался Румский султанат, основанный официально получившим титул султана Сулейман-шахом, столицей которого стал сначала Изник (византийская Никея), а позже – Конья (Иконий). Государство Сельджуков Рума неоднократно меняло свои границы, распадалось и вновь воссоединялось, достигнув пика своего могущества и культурного расцвета в первой половине XIII в. В существующей историографии Сельджуки Рума часто выглядят не только как основная, но и как единственная политическая сила Малой Азии, пришедшая на смену Великим Сельджукам и объединявшая всех анатолийских мусульман,[110] оттесняя на второй план династии тюркских князей-улубеев.

Действительно, именно с Румским султанатом связаны наиболее документированные (благодаря прежде всего византийским источникам) военные кампании, определившие процессы дальнейшей тюркизации и исламизации Анатолии. В 1117 г. в битве под Филомелионом (Акшехиром) византийцы взяли частичный реванш за поражение при Манцикерте, лишив Румский султанат выхода к морю и временно остановив заселение тюрками западных областей Малой Азии, однако на протяжении всего XII в. Румский султанат оставался важнейшим фактором в хитросплетениях постоянно менявшихся отношений между Константинополем, государствами крестоносцев, тюркскими эмиратами Анатолии и сельджукской, а затем зенгидской Сирией, особенно после того как в 1147 г. под ударами Сельджуков растаяли армии II крестового похода.[111] Попыткой обуздать зарвавшегося вассала и восстановить хотя бы формальный сюзеренитет являлся поход союзного войска Мануила I Комнина во Фригию, – «ошибка, погубившая Византию»,[112] – закончившийся разгромом под Мириокефалоном в 1176 г. Эта победа на следующие полвека превратила Сельджуков Рума в могущественнейшую державу Анатолии, постепенно распространившую свою власть на Вифинию и Фригию.[113] Задача вытеснения Византии, подчинения тюркских князей и создания в Малой Азии единого сильного мусульманского государства к концу XII в. была Сельджуками выполнена, и Фридрих Барбаросса во время III крестового похода (1190 г.) искал поддержки против Саладина уже непосредственно у султана Рума как у равного себе властителя…[114]

Между тем после битвы при Манцикерте уже в 1080-е гг. в Центральной Анатолии, к северу от земель Румского султаната, оформляются владения Данишмендидов, Эрзинджан становится столицей Менгуджакидов, Диярбакыр перешел под власть Иналоглу, соседний Битлис передан Мехмеду-гази, основателю династии Дилмачоглу; на рубеже XI–XII вв. Хасанкейф переходит под власть Артукидов, Ахлат на северном берегу оз. Ван достается Сукману аль-Кутби, потомки которого приняли титул Шах-Арменидов, в 1103 г. в Эрзеруме укрепляются Салтукиды… Все эти мусульманские династии первоначально прокламировали свой вассалитет по отношению к Халифату, в т. ч., как мы видели, и архитектурными средствами, однако по мере ослабления Великих Сельджуков были вынуждены искать новых сюзеренов, – вплоть до египетских Фатимидов.

Улубеи не только проявляли самостоятельность (в 1110 г. князья Ахлата и Мардина участвовали в походе на Эдессу[115]), но оказались силой значительной как в военном, так и в политическом отношении. Например, эмир Сиваса Мелик Данишменд Гази в 1101 г. ударил в спину войску крестоносцев, захватил Боэмунда Тарентского, самостоятельно повел переговоры о его выкупе с правителями Византии, Иерусалима и Эдессы,[116] а в ответ на требования Кылыч-Арслана I выплатить причитавшуюся сюзерену долю выкупа осадил Конью. Позже Данишмендиды вообще получили от халифа черный аббасидский штандарт – регалию, обозначавшую непосредственный вассалитет и формально возвысившую их над султанами Рума.[117] В 1117 г. артукидский правитель Мардина Иль-Гази отбил у крестоносцев Алеппо, а 1119 г. под Балатом нанес поражение Рожеру Антиохийскому, отмеченное как первая победа мусульман над франками, по поводу которой Ибн ал-Каланиси писал: «За все века существования никогда еще не было даровано Исламу Божественной помощи в таком изобилии».[118] Сельджукский султан Масуд I, считавший себя сюзереном Артукидов, такими победами похвастаться не мог…

Нас не будет интересовать последовательная история зодчества тюркских эмиратов Анатолии. Строительная деятельность династий улубеев (даже в пределах типов мусульманских культовых зданий) в различных районах Малой Азии имела различную активность и принимала различные формы, меняя свою интенсивность в зависимости от внутри – и внешнеполитической ситуации, финансовых возможностей и ряда других факторов, рассмотрение которых может стать предметом отдельного исследования. Следует иметь в виду, что значительное количество памятников оказались позже расширены, перестроены, вплоть до изменения их первоначальных функций, – например, перестройка зданий мечетей в медресе, дворцы, христианские церкви и наоборот.

Задача данного очерка – показать основные направления развития архитектуры мечети на протяжении XII в., продемонстрировав вариативность этих поисков и обращение к самым разным традициям, конструкциям и типам на примере наиболее характерных сохранившихся памятников самых крупных местных архитектурных школ.

Артукиды

Артук ибн Эксек, один из завоевывавших Сирию полководцев Малик-шаха, был назначен Тутушем наместником в Палестине.[119] После его смерти в 1091 г. Артукиды Муин ад-Даула Сокмен и Наджм ад-Дин Иль-Гази не смогли удержать осажденный Фатимидами Иерусалим и отправились на север, где сделали показательные карьеры военных авантюристов, – Сокмен обосновался в Мардине и теснил крестоносцев (в том числе в битве при Харране 1104 г.), присоединив к своим владениям Хасанкейф (Хисн Кайфа), Нисибин и Харпут, а Иль-Гази, создавший себе репутацию «одного из самых грозных поборников ислама против крестоносцев»,[120] поступил на службу к султану Великих Сельджуков Мухаммаду I, осаждал Эдессу, одержал «величайшую победу мусульман»[121] при Балате, стал эмиром Алеппо и наместником Багдада, участвовал в походах против франков и грузин (правда, не всегда победоносных – мусульманские войска именно под его командованием в 1121 г. потерпели сокрушительное поражение под Дидгори от грузинского царя Давида IV Строителя).


Сильван. Улу-джами. Южная стена


Сильван. Улу-джами. План


Сильван. Улу-джами. Тромпы


Потомки Сокмена и Иль-Гази образовали несколько ветвей правителей Мардина, Хасанкейфа, Харпута, подробная судьба которых, однако, выходит за рамки нашего рассмотрения. На протяжении XII в. авторитет Дома Артука оставался весьма высоким, – так, несколько десятилетий Артукиды оставались на переднем крае газавата, ведя постоянную борьбу с графством Эдесским, – первым государством крестоносцев на Востоке,[122] а правнук Сокмена Мухаммад стал тестем конийского султана Кылыч-Арслана II; но с 1120-х гг. Артукиды, даже заключая временные союзы то с крестоносцами против Зенгидов, то с Айюбидами против султанов Рума, оказались не в силах сопротивляться Зенгидам и начали терять территории. Владения правивших в Хасанкейфе потомков Сокмена в 1230-х годах перешли к Айюбидам; мардинская ветвь Артукидов, меняя сюзеренов, – Айюбидов, Сельджуков Рума, Хорезмшахов, монголов, Ак-Коюнлу, Тимуридов, – формально просуществовала до начала XV в.[123]


Сильван. Улу-джами. Арка северного нефа


Славу архитектуре Артукидов создали прежде всего крепости Мардина, Хасанкейфа, укрепление Урфы (Эдессы) и инженерные сооружения (частично сохранившиеся мосты через Тигр (в Хасанкейфе) и Батман (около Сильвана)), – для территорий, постоянно служивших ареной военных столкновений, такое строительство было более актуально. Пик активности строительства мечетей приходится на 1150-е годы, когда сразу в двух значимых для Артукидов городах возводятся Улу-джами.

Около 1157 г. перестраивается городская мечеть в Сильване (Майяфарыкыне, византийском Мартирополе (или Маргирополе), армянском Тигранакерте), находящемся в горах на пути от Диярбакыра к Битлису. Арабский географ XV в. Абд ар-Рашид аль-Бакуви замечал, что в городе этом «нет людей печальных, кроме тех, кто дал в этом обет», и упоминал об имевшихся здесь христианских реликвиях, высоко ценимых и мусульманами.[124] Заказчиком работ по перестройке мечети считается Надж ад-Дин Алпы, внук Иль-Гази.

Изначально Улу-джами Сильвана (она же Шелахаддин Айюби-джами) имела традиционную базиликальную планировку, заимствованную сельджукскими памятниками от сирийских мечетей, – три параллельных стене киблы нефа (центральный – более широкий), разделенных аркадами на столбах, с небольшим куполом на оси михраба; зал мечети открывался в северный двор. Таким образом, Алпы перестраивает сельджукский памятник, аналогичный мечети Диярбыкыра, и необходимость работ в недавно возведенной мечети вызвана желанием увеличить ее купол, взяв за образец купол пятничной мечети Исфахана.[125] Потребность в перестройке возникает у артукидского правителя спустя года три после того, как Майяфарыкын оказался под его властью, что указывает на восприятие исфаханской мечети уже как нормативного памятника. Выбор образца свидетельствует об изменениях не столько в художественном вкусе, сколько в политических ориентирах: если анатолийская архитектура Великих Сельджуков следовала авторитетным в силу своей древности омейядским образцам, то Артукиды пытаются подражать практически современному им, но уже знаменитому персидскому памятнику Великих Сельджуков, формально относящемуся к аббасидскому зодчеству.[126]

Низкий купол мечети Сильвана опирается не на паруса, а – воспроизводя исфаханскую конструкцию, – на тромпы, и приподнимается над зданием на 8-гранном барабане с арочными световыми проемами на каждой грани. Диаметр купола – 13,5 м, т. е. чуть меньше персидского образца, – практически равен длине михрабной оси зала старой мечети, и для погашения его распора понадобилось расширить центральную часть южной стены здания, пристроить к ней три контрфорса, а со стороны двора, – дополнительный, четвертый неф, три центральные ячейки которого, равные по ширине подкупольному пространству, перекрыты крестовыми сводами (в начале XX в. и северный неф, и перекрытия мечети подверглись серьезной реконструкции с использованием элементов оригинального декора). Боковые проходы из северного нефа в подкупольную ячейку равны ширине первого и третьего нефов, и таким образом подкупольное пространство с трех сторон ограничено одинаковыми аркадами из трех арок с более широкой центральной. Купол, – видимо, впервые в мусульманской архитектуре Анатолии, – становится ощутимой доминантой и объема мечети, и ее внутреннего пространства.

Обращает на себя внимание расположение неглубокой михрабной ниши: она чуть сдвинута к востоку от архитектурной оси здания и не совпадает с «прикрывающим» ее контрфорсом, который снаружи воспринимается именно как узкая четырехугольная апсида, перекрытая полукуполом (два других контрфорса выполнены в виде 5-гранных апсид, увенчанных ребристыми полукуполами). Сделано это не для того, чтобы избежать «облегчения» контрфорса, – эта михрабная ниша, утопленная в стене киблы, принадлежит еще старой мечети, наращивание южной стены никак не повлияло на ее расположение. Роскошное резное оформление михраба датируется уже 1227 г. и выполнено по заказу айюбидского эмира Шехабеддина (имя которого в названии мечети, вероятно, «слилось» со знаменитым султаном Салах ад-Дином).

Несмотря на то, что молитвенный зал мечети Сильвана «унаследован» Артукидами, перестройка здания и превращение его в купольную базилику ярко демонстрирует важность купола в артукидской архитектуре. Напомню, что именно в это время куполом обзаводится и рассмотренная выше маленькая Улу-джами в перешедшем под власть Артукидов Битлисе.

Вторым важным центром артукидской архитектуры является хорошо укрепленный Мардин, отстраиваемый из белого местного камня двумя ярусами на южном склоне доминирующей над долиной вершины, на которой расположилась крепость, – даже спустя два с половиной столетия аль-Бакуви отмечал, что «на земле нет крепости большей, чем эта, красивее ее постройкой и неприступнее».[127] Стоит отметить, что сельджукская цитадель Мардина оказалась серьезным препятствием и для Салах ад-Дина в 1183 г., и для монголов в 1261, и для Тимура в 1404 г.[128]

Улу-джами Мардина была заложена на нижней террасе города около 1156 года, одновременно с перестройкой Артукидами мечетей Битлиса и Сильвана, и оказывается едва ли не самым ранним памятником собственно артукидской культовой архитектуры.[129] На этом месте существовала более ранняя арабская мечеть, планировку которой унаследовала артукидская постройка; здание возводится в третьей четверти XII в., в 1170-х гг. дополняется двором и минаретом. Несколько эпиграфических фрагментов на камнях мечети и минарета содержат имена правителей ветви Иль-Гази.

План мечети следует типологии трехнефной базилики с двором, равным по длине молитвенному залу (13 м по оси север-юг), – большего, собственно, и не позволяла южная терраса. Во двор мечети ведут два прохода, расположенные примерно посередине боковых стен постройки и открывающиеся в юго-западный и юго-восточный углы двора. В северной стене, отделяющей зал от двора, оставлены шесть проходов (угловые открываются в перекрытые крестовыми сводами ячейки галереи), но заложенные арки, превращенные в интерьерные ниши, демонстрируют, что ранее зал был открыт во двор, – как и в более ранних аналогах. Центральная часть северной стены зала наращена и имеет выступ со стороны двора, в центре которого расположена низкая михрабная ниша. Оформленные стрельчатыми арками проходы по обе стороны от дворового михраба воспринимаются как равнозначные, однако восточный сделан чуть выше, акцентирован кладкой архивольта и имеет внутри вторую пониженную арку, опирающуюся на угловые четверть колонны: именно этот проход совпадает с осью подкупольного пространства и главного михраба.

Таким образом, ось михраба оказывается не посередине молитвенного зала, становясь его осью симметрии (как это было и в постройках Великих Сельджуков и их прототипах, и в артукидском Сильване), а сдвинута к востоку причем настолько, что в западной части зала делается дополнительная михрабная ниша, снаружи прикрытая контрфорсом. Купол располагается не в четвертом продольном нефе из 7-ми существующих, а в третьем, и таким образом два западных нефа мечети оказываются «лишними». Подобная асимметрия может объясняться несовпадением планов ранее существовавшей и новой мечети Мардина: последняя занимает больший участок и имеет большую протяженность по оси восток-запад, однако михраб прежней мечети, видимо, «наследуется» артукидской постройкой.


Мардин. Улу-джами. Вид с юго-запада


Зал мечети представляет собой пространство 51×13 м, разделенное на три нефа широкими стрельчатыми аркадами, несущими своды. Подкупольное пространство перед михрабом объединяет ячейки только двух нефов, – в отличие от Сильвана, и ограничено Г – и Т-образными в плане столбами, на которые опираются пять стрельчатых арок, несущих основание купола, – одна с севера и по две с запада и востока. Боковые арки подкупольной ячейки располагаются ниже сводов нефов, на уровне разделяющих нефы аркад, и, таким образом, подкупольная ячейка выделяется не только на плане мечети, но и на уровне перекрытий. Архитектор мардинской постройки не стремится к созданию симметричной композиции подкупольной ячейки и опирает конструкцию купола не на 8, как в Сильване, а лишь на 6 точек. Подчеркнутое небольшим карнизом основание купола опирается на тромпы, образованные двойными стрельчатыми арками с конхами внутри, лишенными пышной декорации, характерной для Сильвана.


Мардин. Улу-джами. План


Снаружи уровень тромпов скрыт невысоким 8-гранным барабаном, прорезанным четырьмя световыми проемами, на который опирается внешняя оболочка купола, – гладкий сферический внутри, снаружи купол оказывается стрельчатым ребристым. Ребра купола образованы гранями каменной кладки, имеющей небольшой уступ в верней части, создающий горизонтальное членение поверхности, и опираются на покоящийся на барабане поясок углубленных арочек.

В интерьере мечети подкупольная ячейка была окружена деревянными галереями, ныне разобранными, – на них указывают выемки в опорных столбах для крепления балок. Необходимо отметить, что следы деревянных конструкций отсутствуют в двух крайних восточных продольных нефах; возможно, перекрытая галереями часть зала соответствовала предшествовавшей мечети.


Мардин. Улу-джами. Северная стена молитвенного зала


Мардин. Улу-джами. Интерьер. Северный неф


Мардин. Улу-джами. Интерьер


Минарет Улу-джами Мардина поставлен в северо-восточном углу двора, – его фундамент примыкает непосредственно к восточной галерее, однако находится за пределами занимаемого мечетью прямоугольника. Вход в него, оформленный прекрасным резным порталом, расположен на уровне крыши галереи, куда можно подняться по каменной лестнице в углу двора. Цилиндрическое тело минарета, разделенное на три регистра и украшенное эпиграфическими медальонами, опирается на четырехугольное основание, завершаемое стрельчатыми арками, несущими паруса. К. Кресвелл отметил, что минарет мардинской мечети оказывается первой в Анатолии попыткой отказаться от сирийского типа квадратной в плане башни, а размещение верхнего карниза минарета на консолях на столетие опережает использование этой конструкции в Сирии и Иерусалиме.[130]

В первые годы XIII в. строится Улу-джами Кызылтепе (Дунайсыра), транзитного пункта на дороге из Мардина в Урфу и из Анатолии в Сирию. Заказчиками ее являются последовательно правившие в Мардине праправнуки Иль-Гази, – Гюлюк-Арслан Хусам ад-Дин и Артук-Арслан Насир ад-Дин. На старых фотографиях мечеть предстает сильно руинированной,[131] и ее современные перекрытия – результат реставрации 1970-х гг.; однако план здания сохранился неизменным.


Мардин. Улу-джами. Тромпы


Вытянутый вдоль стены киблы молитвенный зал дунайсырской мечети (63,4×16,3) разделен аркадами на столбах на три нефа, перекрытых сводами (реставрированными как стрельчатые). Как и при перестройке мечети Сильвана и в мечети Мардина, пространство перед михрабом перекрывается куполом, причем квадратная (со стороной около 10 м) подкупольная ячейка объединяет две травеи, для чего своды южного и центрального нефа пришлось перерезать стрельчатыми арками. Опорные столбы купола поставлены так же, как в Мардине: по три точки на западной и восточной сторонах и только две – на северной. Купол опирается на тромпы, образованные профилированными стрельчатыми арками, стоящими на рельефных консолях; переход от тромпов к стенам дополнен конструктивными треугольниками, превращающими основание купола не в восьми-, а в 16-тиугольник. Эти дополнительные элементы можно считать предтечей конструкции «турецких треугольников», обычной для османской архитектуры. Треугольники, а также глубокие конхи тромпов, декорированы горизонтальными рядами резной кладки, напоминающей сталактиты и вызывающей ассоциации с элементами архитектурной декорации как мусульманского Ирана, так и древней Ассирии, а в роскошном оформлении оригинального михраба прослеживаются черты аббасидской и зенгидской архитектуры.[132]


Кызылтепе. Улу-джами. План


На плане мечети обращает на себя внимание неравномерная постановка опорных столбов сводчатых перекрытий: в северном ряду архитектор опирает более широкие арки на Т-образные столбы в углах подкупольного квадрата, что позволяет ему убрать квадратные в сечении столбы справа и слева, вдвое расширив северные части примыкающих травей.

Несмотря на довольно значительные для небольшого городка размеры молитвенного зала, мечеть Кызылтепе имеет двор, вдвое превосходящий здание (57×31) и некогда окруженный помещениями (сейчас территория двора, частично превращенная в сад, обозначена невысокой оградой). Проходы во двор, как и в мечети Мардина, сделаны в его южных углах вдоль фасада молитвенного зала. Центральный вход из двора в здание мечети акцентирован поднятием идущего вдоль фасада фриза и оформлен перспективным стрельчатым порталом, кажется, впервые в практике анатолийского архитектурного декора украшенным полихромными вставками. То, что двор был приспособлен для совершения молитвы, доказывается глубокими михрабными нишами, фланкирующими центральный вход в зал и оформленными в виде порталов с угловыми колонками без капителей, аналогично таким же фасадным михрабам в мечети Сильвана. Справа и слева от ниш сделаны по три прохода в помещение, оформленные профилированными стрельчатыми порталами, украшенными резным петлеобразным орнаментом. Вертикальные полосы такого же орнамента, вырезанные на облицовке здания, разделяют порталы и вызывают ассоциации с оформлением фасадов сильванской Улу-джами.


Кызылтепе. Улу-джами. Состояние до реставрации


Кызылтепе. Улу-джами. Северный фасад


Кызылтепе. Улу-джами. Тромпы


Мечеть имела два несохранившихся минарета, установленных снаружи на продолжении северной стены двора, аналогично «вынесенному» за пределы двора минарету в Мардине.

Композиция нефов, их сводчатое перекрытие, выделение примыкающего к стене киблы подкупольного квадрата и размещение его опор в Улу-джами Кызылтепе, равно как и оформление ее фасада, показывают следование некоей модели, ранее уже реализованной в артукидских мечетях Сильвана и Мардина. Наличие одних и тех же планировочных и декоративных элементов в нескольких хронологически близких памятниках позволяет говорить если не о сложении некоей локальной архитектурной школы Артукидов, то во всяком случае – о формировании определенных традиций планировки и декорации молитвенных зданий. Важно отметить, что именно мечеть маленького «транзитного» Дунайсыра (каковым, впрочем, остается и современный Кызылтепе) являет эту модель в завершенном виде: в отличие от Улу-джами Сильвана, ее план, конструкция купола и композиция интерьера не являются результатом перестройки более раннего памятника, в отличие от мечети Мардина, она представляет собой законченную симметричную относительно михрабной оси композицию с двором, размеры которого не ограничены террасой, и возможностью поставить два симметричных минарета.


Кызылтепе. Улу-джами. Декорация северного фасада


Нельзя не заметить, что данная артукидская модель представляет собой дальнейшее приспособление мечети сирийского типа к условиям Юго-Восточной Анатолии: если в Улу-джами Диярбакыра, воспроизводившей омейядские образцы с небольшими изменениями, до XIX в. сохранялись обычные для арабских мечетей открытые проходы из двора в помещение молитвенного зала, то в мечетях Артукидов, также воспроизводящих композицию «вытянутый многонефный зал и большой двор», в дворовых фасадах доминирует стена, а проходы в молитвенный зал сводятся к закрываемым дверям, оформленным как входные порталы. Тем самым даже в пределах данной модели, наиболее из всех анатолийских мечетей приближенной к сирийским прототипам, делается еще один шаг к изоляции молитвенного зала.

Было бы несправедливо не отметить, что данная модель мечети характерна не только для Артукидов, но и для архитектуры соседних земель, и представлена, например, в Урфе (Эдессе).[133] Этот важный центр Северной Месопотамии вошел в состав Халифата еще в VII в., но сохранял и преобладающее христианское население, и крупные церковные постройки.[134] В 1084 г. город был взят сельджуками, в 1098 г. стал центром Эдесского графства, в 1144 г. отвоеван алеппским атабеком Hyp ад-Дином Зенги, конфисковавшим христианские здания и превратившим их в хозяйственные помещения, использовав их материал, в частности, для укрепления городских стен и реставрации мечети Харрана.[135]

Архитектура Урфы оказалась зеркалом политических событий: например, разрушенная византийцами арабская мечеть была восстановлена сельджуками, превращена крестоносцами в дворец епископа Эдессы и снова отстроена Зенги. Однако здание Большой мечети Урфы (1146–1174) является новой постройкой, – ее молитвенный зал почти лишен каких-либо сполий, элементы более ранних построек использованы лишь для оформления порталов и более позднего восьмигранного минарета. Молитвенный зал традиционно разделен на три параллельных стене киблы нефа, перекрытых опирающимися на квадратные в сечении столбы продольными сводами, прорезанными смыкающимися распалубками. В интерьере создается абсолютная иллюзия использования исключительно крестовых сводов, – их столь активное применение может быть объяснено усвоением архитектуры крестоносцев, именно в Урфе активно перестраивавших и христианские, и мусульманские здания;[136] однако правомернее говорить о формировании в Северной Месопотамии строительных традиций, связываемых с активным привлечением христианских мастеров. Насколько миграция строителей и распространение элементов восточно-христианской архитектуры были связаны с крестовыми походами, нас в данном случае интересовать не должно; но общим местом в литературе стали указания на сходство перекрытий в Улу-джами в Урфе и в одновременно перестраиваемой Зенгидами Джами аль-Кабир в Алеппо, где используются такие же прорезанные распалубками цилиндрические своды, опирающиеся на квадратные столбы.[137] Однако, в отличие от мечети Алеппо, купол на тромпах, аналогичный синхронным памятникам Артукидов, в Урфе расположен не в середине центрального нефа, а над михрабной ячейкой плана, к тому же сдвинутой к востоку, как это сделано в Мардине.


Урфа. Улу-джами. Графическая реконструкция


Урфа. Улу-джами. План


Урфа. Улу-джами. Интерьер


Урфа. Улу-джами. Конструкция купола


Молитвенный зал Большой мечети Урфы предварен узким портиком, также перекрытым цилиндрическим сводом с распалубками. Легко заметить, что точки соединения распалубок в ячейках свода не совпадают: вероятно, архитекторы портика не воспринимают его как единое вытянутое пространство. Кроме того, портик не является и продолжением конструкции молитвенного зала, – его столбы никак не соотносятся с внутренним членением мечети (12-ти травеям зала соответствуют 14 ячеек портика). Центральный вход в молитвенный зал оформлен килевидной аркой, опирающейся на вырезанные в плитах облицовки тонкие граненые колонки; архивольт этого неглубокого портала не помещается в люнете соответствующей распалубки, и каменотесы были вынуждены в верхней части просто утопить выступающий профиль архивольта в стене.

Даншимендиды

После битвы при Манцикерте (1071) один из огузских вождей, Гюмюштекин Данишменд[138] Ахмед-гази (Мухаммад I Данишменд) продвинулся на запад и занял земли вокруг Сиваса, ставшие ядром крупного тюркского бейлика. В записанном уже в XIII в. «Данишменд-наме» образ Гюмюштекина обрел характер эпического героя, а в более поздней анатолийской традиции его происхождение возводилось даже к Аршакидам.[139]

На столетие центральная часть Анатолии оказалась под властью новой династии, представители которой проявили себя как решительными полководцами-гази, так и дипломатами, лавировавшими между Халифатом, Византией, Сельджуками Рума, Киликией и Зенгидами. Если накануне крестовых походов Конийский султанат контролировал южный путь по Анатолии в Сирию, то Данишмендиды контролировали северный, – через Анкару, Сивас, Малатью. Возвышению Данишмендидов во многом способствовал резонанс их побед над крестоносцами, – прежде всего пленение Боэмунда I (1100) и поражение Боэмунда II Антиохийского (ИЗО). В 1134 г. Мухаммад II Данишмендид принял от халифа регалии султана и титул малика (посланные, правда, его покойному отцу), что возвысило его род в глазах других тюркских вождей и способствовало активизации газавата, направленного на византийские земли и месопотамские владения крестоносцев; но уже в 1140-е годы Данишмендиды чеканят монеты с изображением византийского императора,[140] выступая при этом в союзе с Конийским султанатом против Византии. Однако после смерти Мухаммада (1143) его земли делятся между наследниками, чем не замедлили воспользоваться Сельджуки Рума, к тому моменту уже оказавшиеся способными и отрезать владения Данишмендидов от Средиземного моря, и отразить поход византийцев на Конью, и принять на себя основной удар II крестового похода.[141] Попытка правителя Сиваса Ягыбасана отвоевать у Конийского султаната утраченные земли привела в 1155 г. к поражению под Аксараем и закреплению вассалитета Данишмендидов, а попытки заключить против сельджукского султана Кылыч-Арслана II (пришедшего к власти благодаря поддержке данишмендидских эмиров Кайсери и Малатьи) союз с Византией и с Зенгидами, – к усилению Рума и к потере Кайсери (1169), а через 4 года, – Сиваса, Малатьи, Токата и Никсара. Династия Данишмендидов пресеклась, а их земли стали частью владений Конийского султаната.


Кайсери. Улу-джами. План


Кайсери. Улу-джами. Вид с северо-востока


Противостояние двух тюркских династий – Данишмендидов и Сельджуков Рума, – во многом определяло политическую ситуацию в Анатолии XII в. К. Каэн видел в этом соперничестве отражение противостояния кочевнической вольницы, представленной возглавляемым Данишмендидами союзом туркменских племен, и стремления к государственно-городскому структурированию, последовательно реализуемому Конийским султанатом;[142] в то же время активная исламизация владений Данишмендидов и отмечаемая здесь интеллектуальная активность[143] не соответствуют часто рисуемому образу полудиких приграничных туркменских кочевий на захваченных у Византии землях.

Высокий уровень архитектуры Данишмендидов и ее особенности можно показать на примере хорошо сохранившихся памятников Кайсери. Расположение мечетей, медресе и многочисленных гробниц-тюрбе XII–XIII вв. позволяет представить весьма значительные размеры города, быстро вышедшего за пределы византийских стен, сложенных, как и большинство старых построек, из темных вулканических пород предгорий вулкана Эрджияс, особенно учитывая, что после похода Алп-Арслана 1067 г. Кайсери был разрушен и до начала перестройки Данишмендидами оставался практически необитаем.

История мусульманской архитектуры Кайсери начинается с возведения Улу-джами (Султан-джами, Джами Кебир), датируемой началом 1140-х гг., – эпохой, когда малик Мухаммад ненадолго перенес сюда из Сиваса столицу своего бейлика. Правда, уже в начале XIII в. и эта, и другие мечети в бывших владениях Данишмендидов активно перестраиваются Сельджуками Рума; многие памятники Кайсери оказались «реконструированы» в XIX в. после землетрясения, и в ряде случаев «дополнения» османских реставраторов оказались весьма значительны. Однако сходство памятников Кайсери между собой и их отличие от более поздней сельджукской модели позволяют говорить о некоторых общих принципах даниш-мендидской мечети.


Кайсери. Улу-джами. Центральный неф


Кайсери. Улу-джами. Второй западный неф


Кайсери. Улу-джами. Интерьер


Улу-джами расположена в квартале базаров внутри городской стены, в северо-западной части старого города. Как и во многих других раннемусульманских памятниках Кайсери, ее пол изначально оказался на 2 метра ниже уровня земли, – «вкапывая» здание, архитекторы придавали ему больший запас прочности. Такой перепад уровней снаружи и внутри, необходимость спускаться в помещение по лестницам исключают единство молитвенного зала и двора, присутствовавшее в арабских мечетях и композиционно воспроизводившееся, например, в мечетях Артукидов. Данишмендидская модель мечети и не подразумевает двора и сводится только к просторному вытянутому молитвенному залу; вернее – двор «втягивается» под перекрытия молитвенного зала, в результате чего зал уже не может довольствоваться тремя поперечными нефами и превращается в продольно вытянутую базилику.

В данном случае пятинефная мечеть имеет размеры 47,5 м по оси михраба и 27 м по стене киблы; северная часть зала оказывается шире из-за необычной постановки минарета, четырехугольное основание которого выступает почти посередине западной стены здания, а лестница расположена внутри помещения вдоль стены. Здание имело плоское деревянное перекрытие, опиравшееся на повышенные аркады, расположенные поперек михрабной оси (за исключением крайних восточных ячеек, где появляются арки, параллельные продольной оси здания), – очевидно, архитекторы Улу-джами стремились акцентировать не ориентацию здания, а расположение рядов молящихся. В качестве опор аркад используются как сложенные из базальтовых блоков квадратные в сечении столбы (в центральном нефе и северной части зала), так и (в крайних нефах) мраморные колонны-сполии с античными и византийскими капителями, из-за разного размера потребовавшие подведения под них плинтов; в некоторых случаях опорами служат конструкции, совмещающие столбы (в т. ч. граненые) и колонны. Опоры трех северных нефов использованы для размещения на них большой Ш-образной галереи для женщин.

В изначальном плане мечети выделяется центральная ячейка, акцентированная более массивными столбами, между которыми переброшены стрельчатые арки с более высокой, чем в соседних ячейках, стрелой подъема, с профилированными архивольтами на внешних сторонах. Поперечный неф, в центре которого находится данная ячейка, оказывается самым широким, что делает ячейку квадратной. В настоящее время эта ячейка перекрыта небольшим куполом на парусах, однако конструкция свидетельствует о том, что это – более позднее добавление, а первоначально эта ячейка была открытой. Подобные открытые ячейки, оформленные как световые колодцы, позже часто будут появляться в сельджукских мечетях и, как будет показано далее, в виде купола с окулюсом окажутся унаследованы раннеосманской архитектурой; однако в Улу-джами Кайсери данный прием используется впервые.


Заваре. Большая мечеть. План


Совершенно очевидно, что в этом случае центральная ячейка оказывается аналогом двора мечети, открывая пространство в центре молитвенного зала и служа дополнительным источником верхнего света в помещении, но при этом смешивая два непременных элемента горизонтальной структуры традиционной колонной мечети, – затененную зуллу (собственно молитвенный зал) и предваряющий ее двор-сахн.[144] Первоисточником подобных имитаций двора могут служить как окруженные со всех сторон помещениями небольшие дворики ханов (караван-сараев) и медресе, тип которых отработан в Анатолии уже к XIII в., так и уже сложившаяся иранская айванная мечеть, в которой двор-сахн становится центром композиции.

Ближайшим аналогом такой планировки Улу-джами Кайсери оказывается уже упоминавшаяся кирпичная мечеть в Заваре около Исфахана, – самая ранняя из сохранившихся иранских мечетей с 4-айванной планировкой, датируемая 1134 г., т. е. всего несколькими годами ранее постройки Данишмендидов. Сходство проявляется в поперечном расположении разделенных аркадами нефов, использовании как столбов, так и колонн, расположении купола в расширенной почти на два нефа михрабной ячейке. Кроме того, сравнение планов мечетей Заваре и Кайсери заставляет признать, что постановка минарета около западной стены анатолийского здания не является уникальной: в Заваре минарет также пристраивается к западной стене мечети южнее бокового прохода в мечеть, а вход в башню минарета осуществляется непосредственно из интерьера мечети.[145] Не исключено, что Данишмендиды, закреплявшие свое признанное Халифатом политическое лидерство среди тюрков Анатолии, сознательно обратились к персидскому памятнику, сделав тем самым посильное копирование только что появившегося образца (вплоть до выбора места для минарета в композиции постройки) частью своей политической риторики, – аналогично тому как спустя полтора десятка лет купол исфаханской мечети вдохновит Артукидов на перестройку мечети в Сильване.


Кайсери. Улу-джами. Столб световой ячейки


Кайсери. Гюлюк-джами. Интерьер


Кайсери. Гюлюк-джами. План


Правда, квадратный внутренний «двор» в мечети Кайсери имел сторону всего ок. 7 м, и появление над ним маленького (4,5 м в диаметре) купола повлекло значительные изменения в конструкции центральной части мечети. Опоры по углам ячейки были усилены, а к их внутренним углам добавлены Г-образные столбы, несущие повышенные подпружные стрельчатые арки. Усиливая таким образом прочность конструкции для опоры купола, архитектор жертвует не только пространством центральной ячейки, но и единством центральных нефов, – как продольного, так и поперечного, сужая их в средней части. Опорная конструкция купола на парусах выглядит откровенной вставкой в уже существовавшую ячейку здания.

Кроме того, на опубликованном О. Асланапа плане мечети[146] к северу от центральной ячейки показаны арки, переброшенные вдоль михрабной оси здания от купольной ячейки к столбам в третьем с севера ряду опор (две другие опоры в этом ряду – колонны-сполии); однако ни на помещенном в том же издании разрезе, ни в интерьере Улу-джами этих арок нет, хотя образованные небольшими профилированными карнизами (кстати, имеющими различные профили) ступеньки, на которые опираются сходящиеся к северным столбам центральной ячейки арки, вполне позволяют разместить пяты арок, переброшенных в продольном направлении. Возможно, эта пара арок исчезла в процессе одной из неоднократных реставраций мечети, и их отсутствие демонстрирует достаточный запас прочности конструкции; вместе с тем эти ныне гипотетические арки придают завершенность крестообразному оформлению центральной части мечети с открытой ячейкой-«двором», вполне сопоставимому с выделением «креста» осей айванов в синхронных иранских мечетях.

Второй купол в Большой мечети Кайсери помещается над михрабной ячейкой. В своем современном состоянии он выглядит результатом реконструкции, но и его конструкция, и размеры, и место в плане мечети исключают невозможность его появления при Данишмендидах. Его диаметр почти 10 м, – такой же, как у купола в артукидской мечети Дунайсыра, и меньше, чем в мечети Сильвана, то есть не представлявший сложностей для анатолийских зодчих середины XII в. Необходимо отметить, правда, что купол на парусах в Кайсери опирается всего на 4 опоры, в отличие от понадобившихся шести опорных точек в Заваре, Мардине и Дунайсыре и 12-ти – для тромпов в Сильване. Фриз, которым оформлено опорное кольцо купола без барабана, расположен на высоте плоских перекрытий мечети и должен подчеркивать одинаковую с другими частями зала высоту михрабной ячейки. Как и в артукидских мечетях, длина михрабной ячейки Улу-джами Кайсери оказывается равна двум поперечным нефам мечети, что демонстрирует общность планировочных принципов мусульманской архитектуры Анатолии. Ширина же купольной ячейки (ее измерение по стене киблы) превосходит ширину продольных нефов мечети, для чего и в этой ячейке, и в прилегающей к ней с севера пришлось устанавливать Г-образные в сечении столбы, «раздвигающие» переброшенные между ними вдоль оси михраба арки, и соответственно сужать соседние продольные нефы.

Вторая по хронологии мечеть Кайсери – Гюлюк-джами (или Кёлюк-джами) – построена в 400 метрах к западу от Джами Кебир за пределами городской стены, демонстрируя интенсивность и направление развития возрождаемого Данишмендидами города.[147] Здание осторожно датируется серединой XII в., но уже в 1210 г., в правление Иззеддина Кейкавуса I было перестроено Атсыз Элти-хатун в медресе,[148] а в XIV в. после реставрации пострадавшего от землетрясения здания некий Гюлюк Шемседдин построил по соседству хамам, название которого перешло и на старую мечеть.

Первоначальный план мечети реконструируется как 5-нефная базилика, занимавшая квадратный участок со стороной около 32 м. В результате перестроек молитвенный зал оказался перекрыт разнонаправленными и различными по очертаниям сводами, в некоторых ячейках далеко не симметричными, со смещенными замковыми камнями и расположенными на разной высоте пятами; однако сохранившееся в северо-восточной части галереи плоское перекрытие из деревянных балок позволяет предположить, что все здание первоначально было перекрыто именно так, – по аналогии с предшествующей по времени Улу-джами Кайсери и многократно перестроенной, однако сохранившей плоский потолок данишмендидской мечетью Сиваса (1197 г.). Каркасом для перекрытия являются опирающиеся на массивные столбы стрельчатые арки, сложенные, как и в соседней мечети, из крупных блоков местного темного вулканического камня.

Центральная ячейка зала мечети на плане О. Асланапа показана как купольная; в настоящее время она действительно перекрыта близким по очертаниям к куполу кривоватым сомкнутым сводом, опирающимся на паруса, в которых сделаны небольшие световые проемы. Однако явно более позднее происхождение повышенных стрельчатых подпружных арок, опирающихся на поперечные арки центральной ячейки и образующих в верхней части ячейки ступени, и одинаковая высота замковых камней всех арок интерьера в старой части здания демонстрируют, что такое странное перекрытие оказывается поздним добавлением, сделанным по аналогии с Улу-джами. В то же время чуть большие размеры угловых столбов показывают особую роль центральной ячейки в плане здания, и скорее всего, речь должна идти о выполнении данной ячейкой функции светового фонаря, аналога открытого сахна в центре мечети, – опять-таки по аналогии с более ранним данишмендидским памятником Кайсери.


Кайсери. Гюлюк-джами. Восточные ячейки южного нефа


Кайсери. Гюлюк-джами. Портал


Второй купол Гюлюк-джами располагается, как и в предшествующей мечети, над михрабной ячейкой, опирается на граненые тромпы (напоминающие будущие «турецкие треугольники») и прорезан в нижней части четырьмя узкими световыми проемами. Отмечу, что михрабная ниша в данном случае расположена левее оси продольного нефа, – для того, чтобы втиснуть в небольшое пространство ячейки и роскошный, декорированный изразцами михраб (снаружи михрабная ниша оформлена как небольшой плоский выступ), и резной деревянный минбар.

Конструкция самого купола и его место в плане доказывают его позднее происхождение: весьма вероятно, что архитекторы маленькой мечети пытались воспроизвести изменения, внесенные в перекрытия Улу-джами, – памятника явно нормативного для культовой архитектуры Кайсери. Однако если для размещения купола над михрабной ячейкой в Большой мечети пришлось «раздвигать» центральный неф с помощью Г-образных столбов, то зодчие Гюлюк-джами ограничились лишь расширением прямоугольной южной ячейки по центральной оси до квадрата, из-за чего прилегающая с севера ячейка плана оказалась гораздо короче остальных. При этом, однако, перенесение столбов не коснулось боковых нефов, и в результате две ячейки левого нефа оказались трапециевидными (очевидно, так же должен был выглядеть и правый неф, позже лишенный деления на ячейки и перекрытый единым полуциркульным сводом). Надо сказать, что любые изменения пропорций ячеек плана были бы малозаметны при сохранении плоского потолка, но при перекрытии мечети сводами вызвали у мастеров очевидные сложности, с которыми те не сумели справиться, – и арки, и своды трапециевидных ячеек выглядят откровенно кривыми, выдавая мучительность поисков баланса между конструктивной целостностью здания и эстетическим единством каждой отдельной ячейки.

Обращает на себя внимание разнонаправленность цилиндрических сводов, которыми оказалась перекрыта большая часть мечети, – в непосредственно прилегающих к подкупольной михрабной ячейке частях боковых нефов своды направлены вдоль михрабной оси здания, своды ячеек крайнего восточного нефа расположены перпендикулярно этой оси, второй западный неф лишился деления на отдельные ячейки и перекрыт единым сводом, параллельным продольной оси; такую же продольную ориентацию сохранил свод в юго-западной ячейке. Вероятно, продольное расположение цилиндрических сводов в западной части мечети лучше отвечало задачам расположения здесь медресе: западный неф был разделен на 6 помещений, над которыми расположилась узкая галерея верхнего яруса, перекрытая также продольным цилиндрическим сводом и имеющая низкие входы в пять помещений второго этажа. Собственно, увеличением западной части здания (частично раскрытой в ходе раскопок 1970-х гг.) и появлением здесь второго этажа перестройка мечети в медресе и ограничивалась, – Гюлюк-джами была не перестроена, а расширена за счет периферии, и изменение функций сооружения практически не затронуло композицию первоначальной постройки.

Наиболее показательным приобретением Гюлюк-джами уже в качестве медресе оказался новый входной портал. Вход в мечеть расположен в северной части центрального нефа, на михрабной оси, и оформлен скромной аркой. После реконструкции Атсыз Элти-хатун парадный вход в комплекс переносится – возможно, из-за какой-то перестройки окружающего квартала, – на переложенный скошенный под углом 45 северо-восточный угол здания, оформленный глубоким, с боковыми нишами, перспективным порталом-пештаком со сталактитовым завершением, вписанным в стрельчатую арку. Такой типичный сельджукский портал, добавляемый к данишмендидской постройке, однозначно следует рассматривать как типичное для начала XIII в. выражение вассалитета архитектурными средствами (аналогичный портал с двумя минаретами к 1213 г. получит, например, Улу-джами Сиваса), к тому же подтвержденное арабской надписью с формулой зависимости от сюзерена.

Салтукиды

Тюркская династия Салтукидов, контролировавшая в XII в. пограничные с Грузией и Арменией земли Северо-Восточной Анатолии, обязана своим возникновением некоему Али ибн Абуль-Касиму, служившему Великому Сельджуку Мухаммаду ибн Малик-шаху и упоминаемому в 1103 г. в качестве правителя Эрзерума. Эпонимом династии стал сын Али, Иззаддин Салтук, во второй четверти XII столетия присоединивший к владениям отца ряд горных городов, укрепивший положение своего улуса благодаря династическому браку и поддержке Шах-Арменидов Ахлата и создавший из Эрзерума удобный плацдарм для мусульманских вторжений в Закавказье.

История династии Салтукидов документирована весьма скромно,[149] однако немногочисленные факты позволяют заключить, что если «большим» эмиратам, – Артукидам, Данишмендидам и Сельджукам Рума, – в течение XII в. пришлось как отражать походы крестоносцев и атабеков Сирии, так и тратить силы на неутихающую борьбу за гегемонию в Анатолии, то Салтукиды оказались в стороне и от отражения внешней угрозы, и от тюркских междоусобиц. Приграничное положение предопределило направление попыток их экспансии в христианское Закавказье, а в отношениях с другими мусульманскими государствами правители Эрзерума предпочитали поддерживать осторожный нейтралитет, подтверждая его как династическими браками, так и прокламациями (в т. ч. на монетах) формальной вассальной зависимости от Сельджуков Ирана; вообще связь Салтукидов с Ираном кажется более заметной, нежели с тюркскими государствами Анатолии.

Правда, инструмент династических браков срабатывал далеко не всегда: предпринятая в 1164 г. попытка султана Рума Кылыч-Арслана II именно через брак заручиться поддержкой Салтукидов была пресечена Данишмендидами (похищение невесты и стало поводом для затяжного конфликта, приведшего к падению Данишмендидов), а бесплодность надежд на создание тюрко-грузинского государства через свадьбу внука Салтука, Малик-шаха Музаффара, со знаменитой царицей Тамарой была доказана разорительным походом на Эрзерум второго мужа Тамары – Давида Сослана. Тем не менее после падения Великих Сельджуков, к сюзеренитету которых хотя бы формально можно было апеллировать, и присоединения владений Данишмендидов к Румскому султанату экспансию Сельджуков Рума на северо-восток уже ничто не сдерживало, и в 1201 г. Рукнеддин (Рукн-ад-Дин Сулейман-шах) захватил Эрзерум, положив конец правлению Салтукидов.

Хотя в состав улуса Салтукидов входило большое количество крупных городов с развитой торговлей (Карс, Байбурт, Трабзон), результаты строительной деятельности династии – во всяком случае, в области культового зодчества, – оказались весьма скромными и сосредоточены только в Эрзеруме (Ардзн-Руме), знаменитом прежде всего своими сельджукскими гробницами и роскошными медресе XIII в., пережившими даже разорение города монголами.[150]

Стоит заметить, что этот анатолийский город оказался знаком русскому читателю еще благодаря А. С. Пушкину, совершившему «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г.» и описавшему конечную цель этого путешествия почему-то как «главный город Азиатской Турции». Все, что «солнце русской поэзии» заметил в Эрзеруме, это: «Улицы города тесны и кривы. Дома довольно высоки»; «Дома в нем каменные, кровли покрыты дерном, что дает городу чрезвычайно странный вид, если смотришь на него с высоты»; «Мечети низки и темны <…> Гробницы двух или трех пашей отличаются большей затейливостию, но в них нет ничего изящного: никакого вкусу, никакой мысли…».[151] Пушкин оставил замечания об убранстве комнат дворца сераскира и поездке в гарем, зафиксировал «впечатления настоящие восточные» своих сослуживцев и показания евнуха, «в физиологическом отношении драгоценные», однако за 20 дней пребывания в Эрзеруме не заметил, увы, ни одного достойного упоминания в путевом дневнике архитектурного памятника, – ни сельджукского, ни османского, не говоря уже о мечетях XII столетия.

Самый старый мусульманский памятник Эрзерума – Улу-джами (Атабей-джами), датируемая 1179 г. Ее заказчиком, согласно строительной надписи, является эмир Насир ад-Дин Мухаммад, сын Салтука, а в качестве зодчего называется некий Абуль-Фатх Мухаммад. С XVII по середину XX в. здание несколько раз реставрировалось, и от первоначальной салтукидской постройки сохранилась только центральная часть мечети.

Мечеть занимает участок 41×52 м на пологом склоне в нижней, центральной части старого города у подножия крепости. Сложенная из блоков темного камня и почти лишенная снаружи каких-либо архитектурных деталей (за исключением профилированных арочных порталов и михрабной ниши на северном фасаде) постройка внешне ничем не напоминает мечети Артукидов и лишена монументальности сооружений Данишмендидов; в позднеосманское время здание некоторое время служило складским помещением.

Улу-джами имеет 5 входов, – один в стене киблы в юго-восточной ячейке, два на северном фасаде, противолежащем стене киблы, два – на восточном, однако эти входы сделаны в реставрированных частях здания. Прокладка современной улицы вдоль северного фасада лишила мечеть выступающих лестниц, – нивелирующие уклон ступени оказались «втянуты» внутрь порталов, что не соответствует репрезентативной функции главной городской мечети; на восточном фасаде сделаны широкие современные лестницы, параллельные плоскости фасада. Очевидно, что северный фасад имел три входа, один из которых был заложен и превращен в михрабную нишу.

Здание представляет собой 7-нефную базилику, поперечно разделенную на 6 травей (в процессе перестройки две ячейки плана к востоку от михраба оказались слиты). Арки перекрытия опираются на 28 столбов, рядам которых на стенах (кроме западной) соответствуют пилястры и Т-образные пристенные опоры. Однако такой план базилики Эрзерума, сравнимый лишь с мечетью Хуанд-хатун в Кайсери XIII в., также имеющей 7 нефов, является результатом многочисленных переделок и расширений (сохранились надписи, свидетельствующие минимум о пяти значительных ремонтах начиная с XVII в.).

Эвлия Челеби, служивший в Эрзеруме в 1646–1648 гг., записал в «Сейахат-наме»: «Самой древней является соборная мечеть Улу-джами. Это соборная мечеть старой постройки, крытая глиной, с одним минаретом; [она находится] с внутренней стороны Тебризских ворот. Ее основателем является один из падишахов Ак-Коюнлу. В длину и в ширину она имеет 200 шагов. Минбар и михраб старинной работы. Внутри на 200 симметрично расположенных сосновых столбах покоятся сосновые же опоры [крыши]. Каменного купола нет. У одной стены мечети [пристройка, в которой] хранятся сухари на крайний случай. Соборная мечеть Эски-медресе примыкает стена к стене с восточной стороны к упомянутой выше соборной мечети. У нее два минарета».[152]


Эрзерум. Улу-джами. Вид с северо-запада


Из описания понятно, что Эвлия имеет в виду именно Улу-джами, к востоку от которой (правда, не «стена к стене», а в десятке метров, через улицу, создающую значительный уклон) действительно находится медресе Двух минаретов (Чифте минаре), главная архитектурная достопримечательность города; но сведения путешественника явно не соответствуют ни датировке Улу-джами правлением туркменов Ак-Коюнлу, ни размерам (200 шагов в каждом измерении), ни конструкции (200 сосновых столбов в интерьере). Единственное, чему можно поверить в приведенном фрагменте, – отсутствие купола и наличие деревянных стропил; не исключено, правда, что попавшие в описание Эвлии многочисленные деревянные столбы и стропила («сосновые опоры крыши», покоящиеся на сосновых же столбах), – это всего лишь строительные леса, возведенные для первого из зафиксированных в надписях ремонта мечети, произведенного как раз на рубеже 1630–1640-х гг. губернатором Эрзерума Хусейн-пашой. Можно предположить, что к моменту пребывания в городе Эвлии Челеби работы в интерьере Улу-джами не были завершены, о чем, кстати, свидетельствует его же указание на соседнее «Эски-медресе» как на «соборную мечеть», – вероятно, Школа Двух минаретов могла временно выполнять функцию главного городского молитвенного пространства.


Эрзерум. Улу-джами. План


Из записей о реконструкциях известно, что северный фасад Улу-джами был переделан в XIX в.; вряд ли при этом мечеть была расширена в северном направлении, – такое предположение опровергается наличием старого основания кирпичного минарета в северо-западном углу здания[153] (при этом заметно, что центральная северная ячейка была переделана, – ее угловые столбы и южная арка дополнительно укреплены). Однако очевидно, что здание было расширено в восточном и западном направлениях, – об этом говорят и отделяющие крайние нефы арки, оформленные иначе, чем в центральной части мечети, и перпендикулярные михрабной оси цилиндрические своды восточного нефа (ныне отгороженного для женского зала), и Т-образные столбы и пристенные выступы, на которые опираются опорные арки этих сводов, и отсутствие аналогичных выступов в ячейках западного нефа, где ребра продольного свода, перекрывающего весь неф без членения на ячейки, опираются непосредственно на стену. Таким образом, первоначальный план Улу-джами логично сокращается до 5-нефного, вполне соответствующего возможностям строителей и потребностям общины, которые демонстрируют, например, рассмотренные синхронные памятники Данишмендидов.


Эрзерум. Улу-джами. Интерьер


Улу-джами Эрзерума перекрыта единой четырехскатной крышей с поднятием кровли над центральным нефом, однако понятно, что такое покрытие, не имеющее ничего общего с исторической реконструкцией, мечеть получила недавно, и изначальное перекрытие здания следует реконструировать как понефное, – первоначально, видимо, стропильное, позже – сводчатое, перпендикулярное стене киблы.

В интерьере мечети трудно отделаться от впечатления, что ты находишься в романском соборе. Центральный неф едва ли не в полтора раза шире и чуть выше боковых и лучше освещен за счет световых фонарей в средней части, что визуально увеличивает его размеры. Основной мотив интерьера – стрельчатые с выделенными замковыми камнями арки, на которые опираются отрезки стен, служащие опорой для цилиндрических сводов. Глубоко прорезанные тройные профили архивольтов арок, ограничивающих ячейки центрального нефа, продолжены на опорных столбах и не отделяются пятами, превращаясь в пучки вертикальных тяг, которые, однако, благодаря ширине пролетов арок не создают доминирования вертикали.

Ячейки центрального нефа ограничены массивными Г – и Т-образными в плане столбами, но продольные выступы на них намного превышают поперечные, – отсюда возникает эффект относительной изолированности ячеек по направлению михрабной оси и подчеркнутый акцент продольной ориентации базилики к михрабу. Интересно отметить, что ряд выступов столбов справа от оси вход-михраб приобретают четкое ребро в виде тупого угла, другие же имеют очевидное скругление, контрастирующее с гранями выступающих из столбов вертикальных тяг. Камень столбов обработан достаточно грубо и сохранил следы инструмента. При этом столбы центрального нефа, несущие вертикальные тяги, отличаются по оформлению от практически лишенных какой-либо декорации столбов в боковых нефах, являющихся скорее отрезками стен, в которых пробиты широкие проходы, что свидетельствует о серьезной реконструкции центральной части мечети.

Третья от входа ячейка центрального нефа, находящаяся в геометрическом центре плана современного здания, перекрыта сомкнутым сводом, скрытым рядами мелких тромпов, образующих сталактиты. Сводчатое перекрытие имеет окулюс, над которым возвышается небольшой застекленный фонарь. Таким образом, данная ячейка превращается в световой колодец, совершенно аналогичный закрытым куполами ячейкам-сахнам рассмотренных данишмендидских мечетей Кайсери. Происхождение свода в данной ячейке явно позднее, – об этом свидетельствуют и наращенные над опорными арками стены, на которые опираются лотки свода (их кладка отличается от нижней части интерьера), и дополнительные арки, сужающие верхнюю часть ячейки с востока и запада, чтобы перекрывать сводом не прямоугольник, а квадрат. Собственно, конструктивное усложнение и укрепление ячейки и послужило причиной перестройки центральной части мечети, – об этом говорит увеличение опорных столбов и изменение их сечения, воспроизведенное и в других ячейках центрального нефа.


Эрзерум. Улу-джами. Михрабная ячейка


Эрзерум. Улу-джами. Световая ячейка


Эрзерум. Улу-джами. Юго-западная часть интерьера


Замечание Эвлии Челеби об отсутствии в эрзерумской мечети каменного купола справедливо, но ее михрабная ячейка полностью «подготовлена» к появлению купольного перекрытия. Как и в Улу-джами Кайсери, южная часть центрального нефа оказалась расширена за счет установки Г-образных столбов, которым соответствуют массивные выступы на стене киблы, в которые сводятся профилированные архивольты подпружных арок; таким образом, михрабная ячейка оказывается выделена в интерьере не только размерами, но и своими опорами. Расширение михрабной ячейки до квадрата, сторона которого равна двум травеям, привело к сужению прилегающих боковых нефов настолько, что две восточные травеи объединены одним отрезком цилиндрического свода.

Четвертая подпружная арка оказалась утоплена в кладке стены киблы и описывает глубокую михрабную нишу. На арки опираются выложенные горизонтальными рядами каменной кладки паруса, имеющие над михрабом круглые иллюминаторы и несущие опорное кольцо купола диаметром 11,6 м, – больше, чем в Улу-джами Кайсери, но меньше, чем в перестроенной Артукидами мечети Сильвана; правда, в последней купол опирался на тромпы и нуждался в восьми точках опоры. Таким образом, Улу-джами Эрзерума могла бы претендовать на самый большой среди тюркских мечетей Восточной Анатолии купол на парусах; однако ни каменного купола, ни барабана на имеющихся парусах не появилось, и сферическое перекрытие оказалось оригинальной конструкцией из опирающихся друг на друга деревянных плашек, в горизонтальных рядах которых оставлены четыре световых проема.[154]

Четвертая от входа ячейка центрального нефа, расположенная между световым «сахном» и подкупольным квадратом перед михрабом, суженная почти на четверть из-за увеличения столбов в центре зала, также превращена в световой колодец: она перекрыта крестовым сводом, в центре которого сделан квадратный проем. Для дополнительного сужения верхней части ячейки под боковые распалубки свода подведены широкие стрельчатые подпружные арки.

Таким образом, свет в зале эрзерумской мечети акцентирует южную часть расширенного центрального нефа, проникая в него через два световых колодца в сводчатых перекрытиях третьей и четвертой от входа ячеек и иллюминаторы в южных парусах михрабной ячейки.

Разговор о мечетях Салтукидов О. Асланапа начал с более раннего памятника, – маленькой Крепостной мечети Эрзерума (Кале-месджид),[155] пристроенной к византийской стене доминирующей над городом цитадели так, что ее михрабная ниша образована основанием полукруглой крепостной башни. Однако эту сильно зареставрированную мечеть неправомерно рассматривать как памятник тюркской архитектуры, – в ее основе лежит более ранняя христианская постройка (мавзолей либо церковь) с куполом на барабане, опиравшимся непосредственно на массивные стены. При расширении постройки отрезки стен были превращены в Г-образные опорные столбы интерьера мечети, на которые опираются добавленные к купольной ячейке зеркальный свод в северной части зала и четыре полуциркульных свода, перекрывающие западную и восточную части помещения. Кладка и архитектурная декорация барабана наложенными арками схожи с оформлением находящихся у подножия цитадели салтукидских мавзолеев XII-начала XIII в. (комплекс Юч Кюмбетлер – «Три гробницы») и – в более развитом виде – сельджукского тюрбе Хатуние в медресе Чифте Минаре (1255),[156] выдавая наличие единых приемов декорации, взятых на вооружение новыми правителями Эрзерума.

* * *

На протяжении XII столетия, – «выпадающего» из историографии периода до возвышения Сельджуков Рума, – мусульманская архитектура тюркской Анатолии продолжала искать оптимальные варианты композиции мечети, соответствовавшие как культовым функциям постройки, так и условиям территории, активно включаемой в «мир ислама». Замечание А. Л. Якобсона, сделанное по поводу зодчества византийского ареала, о том, что «формирование архитектурной композиции, плановой и пространственной, находилось, очевидно, в прямой зависимости от тех функций, ради выполнения которых эта архитектура создавалась»,[157] безусловно справедливо для памятников не только восточно-христианских, но и мусульманских, тем более появлявшихся на землях, где ислам к тому моменту одержал лишь политическую победу.

Как было показано в предыдущем очерке, в Анатолии очень быстро, – уже в первые десятилетия после мусульманского завоевания, – сформировался новый тип здания мечети, в композиции которого приоритет отдавался закрытому молитвенному залу. В мечетях тюркских эмиратов XII в. были предложены варианты развития этого типа.

Один из вариантов опирался на сирийскую традицию: в памятниках Артукидов, земли которых непосредственно примыкали к сирийским владениям Халифата, была продолжена линия развития мечети, композиция которой состояла из поперечно ориентированного зала, предваренного большим двором. Именно этот вариант, восходящий к дамасской мечети, был положен в основу анатолийских (и не только) мечетей Великих Сельджуков;[158] к нему же восходят большие мечети Сильвана, Мардина, Дунайсыра, Урфы, демонстрирующие принципиальное единство плана: вытянутый вдоль стены киблы зал базилики, перекрытый сводами, также ориентированными в поперечном направлении (за исключением близких к крестовым сводов, перекрывающих ячейки в Улу-джами Урфы). Отмечу, что более широкий центральный неф в Сильване «унаследован» артукидской перестройкой здания; в самостоятельных постройках Артукидов ширина поперечных нефов одинакова, что ведет к большему единству внутреннего пространства, избавлению его от литургически не обоснованного архитектурного акцентирования среднего поперечного нефа.


Эрзерум. Кале-месджид


Важным элементом в артукидских мечетях становится купол над михрабной ячейкой, – именно его увеличение по уже нормативному исфаханскому образцу, свидетельствующее о политических ориентирах правящей династии, приводит к перестройке Улу-джами Сильвана. Во всех рассмотренных мечетях Артукидов (кроме «латинизированной» Улу-джами Урфы) используются купола на тромпах, опирающиеся на 8 (в Сильване) либо на 6 точек (Мардин, Дунайсыр). Значительный размер куполов – от 10 м в диаметре – заставляет зодчих увеличивать подкупольный квадрат до ширины двух, а то и (в Сильване) трех поперечных нефов, акцентируя михрабную ячейку и добиваясь доминирования купола в пространстве мечети.

Необходимым элементом композиции артукидских мечетей остается двор, легко реконструируемый в Сильване по значительному уступу прилегающей с севера территории, а в Дунайсыре – по результатам раскопок и расположению современных входов в прилегающий садик. Важность двора как части комплекса мечети подчеркивается оформлением входов в молитвенный зал, акцентированием центрального прохода и появлением на «дворовом» фасаде зданий михрабных ниш, четко указывающих на возможность совершения молитвы вне перекрытого зала. Кроме того, одинаковые размеры зала и фланкированного пристройками двора в Улу-джами Мардина позволяют заключить, что обстроенный двор мечети – «простейшая планировочная идея, типичная и для арабской, и для среднеазиатской архитектуры»,[159] – перестает восприниматься как просто прилегающая территория, а его измерения включаются артукидскими зодчими в систему пропорций комплекса культового сооружения, как это будет иметь место позже, в мечетях османского времени.

Добавлю, что именно традиция Артукидов, описываемая как комбинация «поперечно вытянутого зала с куполом и частично перекрытого двора», была определена Г. Стерлином как отправная точка для более поздних мечетей Юго-Западной Анатолии (Маниса, Сельчук), повлиявших на развитие раннеосманских культовых зданий;[160] однако такое видение эволюции анатолийской мечети не кажется бесспорным, особенно учитывая, что наиболее показательным артукидским памятником для исследователя оказалась не Улу-джами Мардина, где такой двор сохранился (и был воспроизведен в Дунайсыре), а переделанная и лишенная двора мечеть Сильвана.

Другой вариант анатолийской мечети был предложен в культовой архитектуре Данишмендидов, насколько о ней можно судить по перестроенным памятникам Кайсери. Сирийская традиция сюда не «дотянулась», а климатические условия Каппадокии оказались жестче, нежели в юго-восточных областях Анатолии. Мечети Кайсери отказываются от предваряющего двора и превращаются в полностью изолированное здание, единый архитектурный объем, лишенный декорации фасадов. В отличие от памятников Артукидов, данишмендидские мечети представляют собой продольно ориентированные базилики, разделенные на нефы аркадами, поддерживающими плоские перекрытия. Над геометрическим центром зала, предопределенным нечетным числом нефов и травей, появляется световой колодец, оказывающийся не только источником верхнего света в интерьере мечети, но и центральным элементом композиции рассмотренных памятников как до их перестройки Сельджуками Рума, так и после перекрытия куполами. Таким образом, возрастание изолированности молитвенного зала мечети происходит за счет «втягивания» сахна в интерьер. Два необходимых элемента, в классической арабской мечети следовавшие один за другим и фиксировавшие метафору перехода из Света в Тень,[161] в данном варианте перестают быть последовательными: свет (сахн) не предваряет тень (перекрытый зал, зуллу), но оказывается окружен ею со всех сторон, становясь центром молитвенного пространства, – естественно, не литургическим, но теологически оправданным.

Световая ячейка акцентирует не только центральный неф, но и центральную травею, – тем самым делается шаг к выделению поперечной оси здания, предполагающей усложнение планировочной схемы по сравнению с организацией движения лишь по продольной оси, статичность композиции сооружения и – в идеале – «соответствующую регулярную организацию окружения, средоточием которого мыслится здание».[162] В мечетях Данишмендидов средняя травея еще не фиксирована боковыми входами, но в Улу-джами Кайсери боковые входы сделаны в торцах соседней, примыкающей с севера травеи, обеспечивая крестообразное расположение осей здания, характерное для синхронных иранских памятников и намеченное в сельджукских мечетях (чаще в варианте Т-образного пересечения осей) и особенно медресе XIII в.

Вариант мечети, предложенный архитектурой Данишмендидов, через три десятилетия воспроизводится и во владениях Салтукидов: Улу-джами Эрзерума, многократно перестроенная, является таким же базиликальным изолированным зданием, лишенным предваряющего двора, но имеющим световую ячейку в центральном нефе. Можно заключить, что данный вариант был оценен как оптимальный для условий не только Каппадокии, но и горных районов северо-восточной Анатолии, где совершение молитвы в открытом дворе далеко не всегда комфортно.

Фактором, безусловно влиявшим если не на типологию, то на оформление салтукидских (и не только) памятников, следует признать местную христианскую традицию, в наиболее полном виде отраженную в сооружениях Ани,[163] на протяжении почти всего XII в. принадлежавшего курдам-Шеддаддидам. Обращение к этой традиции могло носить характер как копирования существовавших памятников, так и – что более вероятно, – привлечения местных мастеров для выполнения мусульманского заказа; с другой стороны, уже признавалось, что исламизация северо-востока Анатолии быстро привела к изменению здесь привычных архитектурных форм, пропорций, декорации и даже строительных приемов[164] (например кладка мечети Мануче в Ани, явное сходство оформления световых колодцев в перекрытиях эрзерумской мечети и анийской церкви св. Апостолов). Использование пучков вертикальных тяг, появившихся на столбах Улу-джами Эрзерума, и имитирующей окружающую здание галерею тонкой аркатуры, аналогичной декорации барабана Кале-месджид, следует считать общим приемом архитектуры византийского круга (самой Византии, южнославянских стран, Руси, Закавказья) и, по мнению А. Л. Якобсона, «закономерным этапом в развитии зодчества».[165] Еще большее сходство и в конструкции, и в оформлении сооружений можно отметить при сравнении небольших центрических церквей Ани с мавзолеями Эрзерума, Ахлата, а чуть позже – и сельджукского Кайсери.

Восточная Анатолия на протяжении многих столетий являлась зоной активных культурных контактов, не только воспринимая самые разные влияния (для рубежа I–II тыс. наиболее значимым, очевидно, являлись византийское и иранское), но и создавая самостоятельные варианты прочтения классических образцов (например, столпообразные церкви как вариант центрической композиции), в свою очередь оказывавшие заметное влияние на свои же первоисточники (в частности на архитектуру северного Ирана, выразившееся в появлении шатровых мавзолеев,[166] «возвращенных» сельджуками в Анатолию). Бурные события XII в.,[167] вызванные прежде всего сельджукским завоеванием Анатолии и крестовыми походами, не только изменили политическую карту Ближнего Востока, но и способствовали – даже одним появлением здесь новых этносов и государств, – активизации и расширению культурных контактов во всех проявлениях. Только возникнув, мусульманские княжества Анатолии вовлекаются и в течение XII в. остаются полноправными участниками интенсивного культурного обмена, результаты которого не могли не отразиться на зданиях мечетей, и подготавливают почву для того полустолетия расцвета, которое связано с господством Сельджуков Рума.