Вы здесь

Анархия: эволюция без насилия. О равенстве и синтезе (Владимир Попов)

***

И последнее – о названии: у великого Махатмы есть труд с именем «Революция без насилия», но для своей небольшой книги выбрал парафраз «эволюция без насилия». Казалось бы – фраза построена на оксюмороне, но на деле же в ней заложен куда более чёткий и в то же время – глубокий смысл.


На сегодня мир постоянно стремится к развитию, но это больше похоже на ломку, дрессировку, когда воля изничтожается, ресурсы – выкачиваются, а время – сочится сквозь пальцы песком со-бытийности. В этом и есть основная подмена: эволюция стала самоцелью, тогда как она – средство. Да, эффективное и масштабное, развитое и интересное, но средство.


Как сказано: жизнь игра и порой нужно уйти на антракт, чтобы вспомнить роль. Так вот: в мире анархии ролей нет. Есть цели и средства: ни то, ни другое не должно быть оторванным.


Впрочем, обо всём по порядку3.

О равенстве и синтезе

Время есть синтез пространств.

Разнородность его есть материя.

Узость восприятия – жизнь…

В книге не раз буду возвращаться к двум ключевым идеям – равенстве субъектов и синтезе мышления. Здесь же попробую не объяснить их словесно, рассуждая об объёме и содержании понятий, а скорее набросать общие очертания, чтобы в голове твоей читающей было меньше места для аберраций.


Во-первых, организация (но не общение) в стиле «от равного к равному» – это или вчерашний день (так, например, работают кооперативы) или же утопия. Во-вторых, равенство предполагает несколько основных направлений:

1) равенство всех перед принципами со-жительства;

2) равенство также есть равноправие возможностей каждого;

3) наконец, равенство следует понимать как равенство перед законом (если речь идёт о государстве) или правом, если говорим об анархо-обществе.


Далее можно продолжить градацию, но делать того не стоит, потому как равенство должно быть всегда перед чем-то третьим, но не между ними. Абсурдно предполагать, если взять действующую модель отношений, что борец из лёгкого веса и средней подготовки сможет победить тяжеловеса-чемпиона.


Но если тот или другой совершит деяние, нарушающее нормы морали или права, то отвечать они должны в равной степени. Исходя из конкретики обстоятельств. То же самое касается и их возможностей: каждый может стать чемпионом по боксу, художником или, например, покорителем вершин. Но не каждому сие нужно.


Возможно, сейчас тебе покажется, что эти размышления – излишни. Но причина в том, что я обозначил грани: если бы их ни было, пусть не ты, но кто-то иной наверняка бы начал с критики, что равенство невозможно, это из разряда идей-иллюзий и прочее. Забыв, что даже шестнадцатому президенту США потребовалось немало времени, дабы разъяснить соотечественникам лишь один из тезисов – равенство всех перед законом и судом. И ещё больше века нужно было другим политическим деятелям, чтобы тезис этот претворить в жизнь. Не стоит забывать пройденного: его нужно впитать.


Именно поэтому моя книга – путеводитель: но, если обычно такой тип произведения предполагает рассказ о некой карте местности, то здесь поговорим о времени, точнее о том, как в нём реализованы идеи. Если точнее, то идеи:

1) самоорганизации;

2) открытости;

3) равенства.


Вместе с тем есть одна идея-акцент – синтез. О нём тоже не раз буду говорить на страницах, но здесь обозначу всё те же рамки. На примере: каждый может критиковать конкретное полотно или художника. Кто-то сделает это профессионально, кто-то «от души», но сделать может каждый. Это уровень абсолютного аналитического мышления: ничего не создаётся, а только членится, приводится к частному и рассматривается как совокупность заданного числа сегментов, деталей и прочего.


Далее – каждый из нас может рисовать: опять же – у кого-то выходят неплохие наброски, а кто-то всю жизнь довольствуется схемами, чертами, каракулями разной толщины. Это уже прообраз синтетического мышления: в большинстве случаев повторяем где-то увиденное – от художественной школы или училища, до уроков в Сети, но всё же привносим хоть что-то, да своё – кривизну линий, неповторимость изгибов, возможно, это даже выливается в стиль.


Следующим этапом служит писание картин: и тут дело опять же не в профессионализме, а в глубине творческого императива – если учимся с помощью отточенной техники, теоретического понимания цвета и света, высокой эмоциональности и прочих составляющих создавать то, что многим больше рисунка, задавая уже первым мазком результат – целое, то это и есть переход от аналитического мышления к синтетическому.


Собственно, «чистый синтез» – подача материала в рамках любой парадигмы (назовём более конкретно, но менее обобщённо – школы) так, что воспринимающий вдохновляется полотном с первой секунды, доли её, миллионной этой доли даже. Да, это может побудить провести тщательное исследование каждого сантиметра холста и красок, но катарсис уже состоялся.


Надеюсь, эти примеры станут направляющим компасом, поскольку без этого осмысления столь сложных категорий прочтение не даст и десятого процента от заданного, а уж привнести собственное будет невозможно и вовсе.


Итак, слово первое – идеи анархии.