Вы здесь

Анализ хозяйственной деятельности. Шпаргалка. 19. Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей (Д. А. Тахтомысова, 2009)

19. Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей

Все экономические явления и процессы в анализе определяются совокупностью показателей, связанных друг с другом. Объекты изучения находят свое отражение в системе плановых показателей, показателей учета и отчетности, а также в других информационных источниках. Таким образом, в методологии анализа важны выбор и обоснование системы показателей, отражающих объекты изучения.

В зависимости от объема анализа качественные показатели группируются и систематизируются, система показателей комплексного анализа хозяйственной деятельности включает в себя:

1) показатели начальных условий хозяйственной деятельности предприятия (обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами, структуру производства и управления предприятия, уровень производственной специализации, технической оснащенности и энергетической вооруженности рабочей силой, развитие технологических процессов, уровень службы маркетинга и многое другое);

2) показатели применения средств производства (фондоотдачи, фондорентабельности, фондоемкости, амортизации, среднегодовой стоимости производственных основных средств);

3) показатели применения предметов труда (материалоотдачу, материалоемкость и т. д.);

4) показатели применения трудовых ресурсов (полноту использования фонда заработной платы, рабочего времени, производительности труда, прибыли на один рубль оплаты труда и т. д.);

5) показатели производства и реализации продукции (величина продукции валовой, товарной и сбытовой, выраженной в натуральном, стоимостном и условно-натуральном количестве, ее качество и динамика изготовления и т. д.);

6) показатели себестоимости продукции (общая стоимость затрат производства и сбыта по отдельным статьям затрат, разновидности продукции, центрам ответственности, себестоимость отдельной продукции);

7) показатели доходов и рентабельности (прибыль и уровень рентабельности предприятия);

8) показатели финансового положения хозяйствующего субъекта (состав, структуру, источники, форм размещения капитала, эффективности и рациональности использования собственной прибыли, а также заемных средств, платежеспособности, кредитоспособности, банкротства, финансовой устойчивости и др.).

Все показатели тесно взаимодействуют между собой в разработке плановых показателей и определяются последовательностью ее осуществления: от исследования первичных (частных) показателей до обобщающих. Данная последовательность при формировании плановых показателей не отвергает обратности проведения анализа при условии обеспечения системности и учета взаимосвязи отдельных его компонентов, а также при единстве подведения итогов анализа по каждому блоку.