18. Структура комплексного бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой план образования и функционирования нового предприятия или изменения структуры действующего предприятия либо производственного подразделения крупномасштабного экономического субъекта, а также хозяйственного проекта, который осуществляется предприятием.
Бизнес-план состоит из титульного листа, оглавления, резюме, истории предприятия, описания продуктов, товаров и услуг, анализа положения дел в отрасли, оценки конкурентов и выбора конкурентной стратегии, производственного плана, плана маркетинга, организационного плана.
Титульный лист состоит из заголовка бизнес-плана, даты его составления, полного наименования и адреса фирмы, имени предпринимателя или руководителя фирмы, номера телефона, имен собственников и совладельцев фирмы и др.
Оглавление содержит в достаточном объеме информацию о содержании плана.
Резюме оформляется по окончании составления плана и включает обоснованные планируемые результаты. Состоит из введения, отражающего цели плана и сущность проекта, основного содержания и заключения.
При условии, что предприятие существует и функционирует некоторый период времени, составляется раздел история предприятия.
Обязательным разделом является детальное описание продукции, товаров и услуг с целью информировать аналитиков о качестве продукции, предпочтениях рынка, обладает ли предприятие авторскими правами или патентами и др.
Отражение абсолютных размеров рынка, динамики роста либо застоя, оценки воздействия многих внутренних и внешних факторов на рынок, влияния сезонных изменений описаны в разделе «Анализ положения дел в отрасли».
Независимо от того, является ли предприятие единственным производителем, оно сталкивается с конкурентами, так как потребительские потребности удовлетворяются различными средствами. Поэтому бизнес-план содержит определенный выбор стратегий конкурентной борьбы, которая составляется в разделе «Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии».
Раздел «Производственный план» включает техническое описание плана производства и расчет затрат производства, а также основных поставщиков.
План маркетинга содержит характеристику товаров и цены на них, а также распределение, которое дает возможность довести товар до покупателя, и путь продвижения с целью оказания влияния на посредников и потенциальных потребителей.
Организационный план отражает организационно-правовую форму экономического субъекта, распределение обязанностей и полномочий между персоналом, систему управления и организационную структуру в виде пояснения схемами.