Вы здесь

Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Шпаргалки. 22. Валовая прибыль и прибыль от продаж (А. Е. Зарицкий, 2012)

22. Валовая прибыль и прибыль от продаж

Прибыль как главный экономический результат деятельности предприятия обеспечивает потребности организации в собственном развитии. На величину прибыли предприятия влияет совокупность многих факторов, как зависящих, так и не зависящих от предпринимательской деятельности. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деятельности организации, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции, а также другие факторы. Под влиянием этих двух групп факторов складывается итоговая прибыль предприятия.

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками. В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Валовую прибыль рассчитывают по формуле:


Пвал = ВР – С,


где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:


Ппр = Пвал – Ру – Рк,


где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы.