12. Информационное, организационное, методическое обеспечение. Пользователи аналитической информации
Процесс проведения финансового анализа отчетности является достаточно сложным и трудоемким. Прежде чем начинать анализировать, необходимо собрать информацию. При проведении исследования должно соблюдаться правило сопоставимости данных: единство методов расчета показателей и их структуры, единство времени и момента исчисления показателей, сопоставимые данные по количеству, стоимости, структуре.
Информация, которая будет анализироваться, приводится в сопоставимый вид. Для этого применяют несколько способов обобщения информации: использование обобщающих показателей и не имеющих размерности показателей (к примеру, индексы, процентные показатели).
Методология представляет собой совокупность методов, используемых при изучении объекта, в данном случае финансовой отчетности.
На практике применяют различные методы анализа финансовой отчетности. Они существенно отличаются друг от друга и имеют свои достоинства и недостатки. Анализ отчетности по определенной методике проводится не только по балансовым статьям одной организации, но и имеет место сопоставительный анализ нескольких компаний. Методы проведения анализа отчетности состоят в оценке абсолютных показателей, процентных изменений нескольких статей за определенные периоды (по горизонтали) (например, валовой прибыли, чистой прибыли и т. д.), процентных изменений (по вертикали) статей по отношению к одной (к примеру, доля себестоимости продукции реализованной); показателей разных организаций-конкурентов; финансовых коэффициентов, определенных как соотношение между разными статьями отчетности.
К внутренним пользователям аналитической информации относят высшее руководство организации (директора), менеджеров всех уровней управления.
Результаты анализа финансовой отчетности используются внутренними пользователями для определения потребности в финансовых средствах, эффективности собственного и заемного капитала, правильности в отношении ранее принятых решений, для внесения исправлений в плановые показатели, в случае необходимости – для проведения структурирования (структурных изменений) предприятия.
Внешние пользователи нуждаются в информации о финансовом положении организации и результатах ее деятельности. На основе такой информации можно судить о надежности организации, ее платежеспособности и экономическом положении.
Так, акционеры используют аналитические данные для решений по поводу продажи и покупки акций данной компании. Налоговые органы проверяют правильность составления отчетности и соответственно уплаты налогов и сборов в бюджет.